Потребители – именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать.
Поставщики – своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой
Конкуренты – фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.
Законы и государственные органы – формируют нормативную базу создания и функционирования организаций, фискальную политику. Руководству необходимо различать и учитывать действие законов на уровне федеральных и местных властей.
Профсоюзы – могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только организации, но и на отрасль в целом. Это может быть решение вопросов по сокращению рабочего дня, повышение заработной платы, улучшения условий труда.
Факторы среды косвенного воздействия
Состояние экономики – включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты.
Научно-технический прогресс - данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. Высокий уровень НТП вынуждает организации разрабатывать и внедрять новые технологии.
Политика - фактор политической стабильности – важнейшее условие деятельности предпринимателей
Социальный фактор – это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе, по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста.
Международные события – система законодательства, таможенная, налоговая политика. Форма реализации международного бизнеса: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.
Иными словами, наиболее типичными внешними факторами являются:
· Действия и мероприятия конкурентов;
· Внезапные изменения экономики клиентов;
· Кризисы;
· Общественные события;
· Структурные изменения в обществе;
· Погодные условия;
· Положение на рынке труда;
· Законодательство;
· Регулирование социальных процессов;
· Миграция населения;
· Изменения на денежном рынке;
· Изменения на международном рынке и связанные с ними изменения в бизнесе;
· Изменение и соотношение политических сил;
· Новая технология;
· Деятельность средств массовой информации.
Внутренняя среда
Внутренняя среда организации - это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.
Основные переменные внутренней среды организации требуют внимания менеджеров, это цели, структура, задачи, технология и люди(персонал).
1. Цели. Организация – это группа людей с общими целями. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться организованная группа. Цель определяет направление движения. Все последующие решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели. У организаций в зависимости от типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными и общими целями будут те, которые направлены на: выживание; прибыль; перспективы. Организация может выжить, только найдя свое место в системе рыночных отношений. Крупные организации – многоцелевые. Они формулируют цели в разнообразных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. в подразделениях организации также вырабатываются цели, для того чтобы достичь общей цели организации. Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.
2. Структура. Формальные организации состоят из подразделений, уровней управления. Взятые в единстве, они образуют определенную структуру организации.
Структура устанавливает также взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации.
Образование структуры – следствие разделения труда между специалистами его разных видов. В больших организациях специалисты группируются в пределах функциональных областей (отделов, подразделений). Управленческий труд – также специализированный вид труда. Внутри него тоже происходит специализация – разделение на конкретные виды управленческого труда, в результате чего выделяются уровни управления.
Сфера контроля – это число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой (руководитель контролирует большое количество подчиненных) и узкой (каждому руководителю подчиняется немного людей). Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Узкая сфера контроля дает многоуровневую (или высокую) структуру, широкая сфера контроля – плоскую структуру управления (с небольшим числом уровней управления).
3. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необходимый вклад в достижение целей организации.
Традиционно задачи делятся на три категории:
1) работа с людьми;
2) работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
3) работа с информацией.
Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер (например, работники конвейерного производства).
Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низшего к высшему уровню.
4. Технология – средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.
Производственные задачи выполняются по определенным конкретным технологиям.
Вместе с развитием общества происходило совершенствование используемых в производстве технологий. Они изменяли объем и характер выполняемых задач, в том числе связанных с управлением производством.
5. Люди (персонал) – внутренняя переменная, которая в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте. Сегодняшний менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме.
Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяется поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер функционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь нужны знания в области психологии человека, учет индивидуальных психологических особенностей личности, влияющих на ее поведение и деятельность.
Совокупность всех внутренних переменных образует рабочую среду, которая с помощью процесса управления приспособлена к потребностям организации. Взаимосвязность и многофакторность среды делают ее очень сложной. Рабочая среда влияет на работников и их поведение. Задача менеджеров в том, чтобы формировать обстановку, поддерживающую тип поведения, выгодный для организации.
Цели, задачи, структура, технология, люди – все внутренние переменные взаимосвязаны. Поскольку они состоят из социального (люди (персонал)) и технологического компонента, то их называют социотехническими подсистемами. Изменения одной из них влияют на все другие, поэтому важно уделять внимание именно взаимодействию переменных.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 458.