Цикл мероприятий «Театр самого себя»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цикл мероприятий «Театр самого себя»

«Кто не упражняет какой-нибудь способности, тот никогда не научится ею хорошо пользоваться»

С.Ю. Дивногорцева

Методические указания.                                              

Серия мероприятий под названием «Театр самого себя» предполагает организацию волонтерами-вожатыми ролевых игр, тенинговых упражнений, которые позволят воспитанникам получить опыт взаимодействия с другими людьми, опыт оценки самого себя и своей деятельности в процессе игрового общения.

Сложность проведения подобных мероприятий на летней досуговой площадке – разный возраст воспитанников и их количество. Оптимальное количество участников коммуникативного тренинга - 6-10 человек, танцевального (творческого) – до 20 человек. Если детей на площадке много, можно разделить их на две подгруппы.

На заметку волонтеру – вожатому!

· При подготовке тренингового занятия, ролевой игры необходимо хорошо продумать последовательность действий, подобрать упражнения, которые будут интересны и доступны по сложности выполнения всем участникам.

· Каждое упражнение несет в себе определенную смысловую нагрузку, помогает получить опыт коммуникации или отработать навык. Избегайте ненужных, пустых упражнений, не тратьте драгоценное время общения с детьми впустую.

· Помните о смене деятельности, чередуйте пассивные и активные упражнения. В середине занятия или в самом конце необходима эмоциональная разрядка, которая зависит от интенсивности предыдущих действий.

·  Не забывайте после выполнения упражнений обсудить с детьми их ощущения, мысли и чувства, объяснить для чего вы это делали. Помогите воспитанникам в конце ролевой игры, тренингового занятия подвести итоги совместной работы.

v Далее предлагаем вам познакомиться с разработками ряда тренинговых упражнений и ролевых игр. Попробуйте сами выполнить задания. Ответьте на вопросы: насколько интересными были упражнения? Заставили ли они вас задуматься о собственном поведении и деятельности? Что вы чувствуете после выполнения заданий, нарисуйте свое настроение.

Попробуйте составить свою методическую копилку ролевых игр и тренинговых упражнений.

Рекомендуемая литература для подготовки мероприятий

1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е. издание / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2016.- 304 с.: ил.

2. Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологического тренинга. / А.С. Прутченков - 2-е. издание. – М.: Педагогическое общество России. 2000. – 192 с.

3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – 2-е издание. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.

                                              Составитель: Ляшенко Мария,

                                            аспирант 2 курса СГПИ филиал ПГНИУ,

  методист педагогического отряда «Мечта»

Тренинг «Гений общения»

Цель: научить детей способам налаживания контактов, взаимопонимания в новом коллективе.

Оборудование: тетрадные листочки и бумажные мячики (по кол-ву участников),

скороговорки на листочках.

Продолжительность: 40 минут.

Ход мероприятия

Ведущий: Ура! Мы собрались все вместе. Для начала вспомним имена друг друга и поздороваемся. А как именно, я сейчас вам расскажу.

На 1-2 рассчитаемся. Первые – образуют внутренний круг, вторые – внешний.

Ребята, давайте встанем друг напротив друга. В течение 5 минут, мы с вами должны поздороваться, напомнить свое имя тому, кто стоит напротив и рассказать, чем вы увлекаетесь, ваше хобби.

Пример. Привет, я Вася, люблю играть в футбол, а я Катя – люблю вышивать крестиком, по сигналу хлопка, вы переходите к следующему.

Ребята, возникли ли у кого-то сложности при выполнении задания?

Очень приятно, что у нас талантливые мальчишки и девчонки. Присаживайтесь на стулья. (Круг, полукруг - на ваше усмотрение)

Ведущий: Ребята, Сегодня я хочу немного с вами поговорить. Первый вопрос для вас: что такое общение? Кто готов ответить, поднимите руку. 

(Выслушать варианты детей, можно ответы записать на доску или листочек)

Общение – это передача информации и своего отношения к тому, о чем сообщаете, это взаимодействие. Если вы знаете самые главные законы и правила общения, вы можете стать приятным собеседником, успешным человеком, хорошим другом.

Закон 3. Будь вежлив.

Тренинг «Гений общения»

Цель: научить детей способам налаживания контактов, взаимопонимания в новом коллективе.

Оборудование: яблоко или апельсин (можно теннисный мяч), карточки со словами.

Длительность 30 – 40 минут.

Ход мероприятия

Ребята, мы с вами продолжаем знакомство. На прошлой смене некоторые из вас говорили о том, что такое общение. Может, кто-то нам напомнит?

Дайте возможность детям высказаться

Общение – это передача информации и своего отношения к тому, о чем сообщаете, это взаимодействие. Важно научиться выражать свои мысли, эмоции и в тоже время понимать тех, с кем общаешься. Мы предлагаем вам сегодня продолжить, а кому-то начать тренировку навыков взаимодействия с окружающими.

Для успешного общения – необходимо умение поддерживать разговор, даже если вы видите человека впервые. Поднимите руку, кто из вас может начать разговор с незнакомым человеком на улице?

Тренинг «Движение - жизнь»

Цель: научить детей при помощи танца снимать эмоциональное и физическое напряжение; показать воспитанникам способ творческого самовыражения;

Оборудование: ноутбук, колонки, музыкальная подборка с четким ритмическим рисунком, мелодии разных стилей.

Продолжительность: 30 минут.

Ход мероприятия

Ребята, движение – это что? Движение - это жизнь! Поэтому сегодня мы предлагаем вам немного подвигаться под музыку и не просто подвигаться, а выразить при помощи танца свои чувства, показать эмоции. Все, что так давно копилось у вас в душе. Поэтому не важно – умеете вы танцевать или нет, самое главное – быть в движении.

Тренинг «Театр самого себя»

Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим;

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши (фломастеры), музыкальное сопровождение для игры «Море волнуется».

Требование к помещению: как можно больше пространства, особенно если много детей.

Продолжительность: 40 минут.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня я нашел(а) такое стихотворение. Прочитаю вам отрывок.

Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,

Я знаю, кто работает, кто нет,

Я знаю книги, истину и слухи,
Я знаю все, ….(пауза) но только не себя.

Кто-нибудь мне может сказать, о чем этот отрывок? Что мы должны понять, прочитав его?

Ответы детей.

Вы можете помочь сделать им вывод: Это отрывок из стихотворения французского поэта Франсуа Вийона. Он хотел нам сказать о том, что мы с вами можем знать очень много о том, что вокруг нас, но самих себя мы можем не понимать до конца, неправильно оценивать свои возможности, поступки и слова.

Вопрос. Поднимите руки те, кто уверен на все 100 процентов, что хорошо знает себя? 

Я предлагаю вам со мной пообщаться, поиграть, выполнить несколько заданий, чтобы понять, насколько вы правы, и познакомиться с самим собой настоящим. Согласны?

Кто согласен, хлопните 3 раза в ладоши.

Давайте приступим.

Выстраиваемся в ряд, сейчас я буду говорить утверждения, предложения, те, кто с ними согласен, или они вам подходят, делают шаг вперед с того места на котором стоят, если вам они не подходят, остаетесь на месте. В некоторых случаях нужно будет сделать шаг назад. Слушаем внимательно.

1. Кто сегодня проснулся в 8 утра или даже раньше?

2. У кого сегодня хорошее настроение?

3. У кого сегодня плохое настроение? (делают шаг назад)

4. Кто любит делать зарядку по утрам?

5. Кто любит танцевать, рисовать или играть в спортивные игры?

6. Кто проводит больше 2 часов в день за компьютером или телевизором? (шаг назад)

7. Кто любит плакать? (шаг назад)

8.  Кто любит смеяться?

Давайте посмотрим, те ребята, которые стоят впереди всех, энергичные, творческие, веселые и активные, те, кто позади, надо нам развеселиться и стать более активными.



Фигуры:

Дерево – мальчики - дуб, девочки – березка;

Птица;

Силач;

Облако;

Бегущий человек. (Можете свои варианты придумать для детей)

Последнюю фигуру: Море волнуется, раз…два…три.., кто как хочет – замри.

Наградить самых артистичных бонусом.

 Все друг другу подарите аплодисменты. Мы молодцы.

Хотите еще один тест, который расскажет о вас нечто интересное?

Тест «Узнай себя»(15 мин)

Все знают, где у вас левая рука, а где правая? Они нам с вами сейчас понадобятся. Вы можете сесть, можете выполнять задания, стоя, главное - будьте внимательны.

1. Сожмите ваши руки в замочек (повторите это упражнение 2-3 раза). Посмотрите большой палец правой или левой руки наверху вашего замочка. Те, у кого палец правой руки сверху – поднимите руки! Это значит, что вы спокойные, рассудительные ребята, у вас есть склонность к точным наукам, математике, физике, географии, например. Поднимите руку те, у кого левый палец сверху? Вы эмоциональные, активные и творческие ребята, искусство во всех его проявления, литература, танцы – это ваше.

2. Как нам с вами показать, что нас обидели? Правильно, мы переплетаем руки на уровне груди. Давайте все вместе встанем так, будто нас обидели. Посмотрите, какая рука у вас впереди, какая рука накрывает вторую? Те, у кого сверху левая рука – вы умеете хитрить, играть, любите привлекать внимание к себе. Ребята, у которых правая рука сверху - вы очень простые, добродушные, отзывчивые ребята.

3. А сейчас посмотрим, как вы хлопаете в ладоши. Давайте подарим друг другу аплодисменты, при этом обратите внимание, какой рукой вы чаще хлопаете? Правой или левой? Если правой – вы человек, который часто сомневается, необходимо больше уверенности в себе и своих силах. Если левой, то вы решительный человек, четко следуете своим целям и не отступаете, пока не добьетесь успеха.

Ну как, вы согласны с мнением ученых? Узнали о себе что-то новое?

А сейчас, последнее задание для вас.

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята, вы когда-нибудь задумывались, кем станете через 10 – 15 лет? Предлагаю немного поговорить сегодня о будущем.

Мне хотелось бы узнать, как вы себе представляете будущее, с чем у вас ассоциируется это слово?

Дать возможность детям высказаться.

У каждого свое представление о том, что будет через определенное количество лет.

Присядьте, закройте глаза, представьте себя взрослым. Посмотрите, как вы выглядите, как одеты? Как себя ведете? Как к вам обращаются? Кто и что рядом с вами? Представили? А сейчас запомните этот образ и попробуйте его нарисовать на листочке. Нарисуйте себя в будущем.

Ролевые игры

Игра «Магазин одной покупки»

Цель: подведение детей к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставлять свое «Я» с интересами других людей.

Оборудование: карточки (товар – с одной стороны, цена – с другой).

Продолжительность: 30 минут.

Ход игры

Ребята, сегодня мы хотели бы с вами поразмышлять на серьезные темы, но при этом и поиграть. Игра называется «Магазин одной покупки». Каждый из вас должен зайти в наш магазин и выбрать то, что он бы хотел приобрести, но за товар необходимо заплатить. А вот чего будет стоить ваш выбор, вы узнаете чуть позже.

Инструкция: Воспитанники досуговой площадки выступают в роли покупателей входят в «зал покупок», где на столе разложены «товары» - карточки, на которых написаны названия различных предметов: гитара, теннисная ракетка, шоколад «Сникерс», жевательная резинка, магнитофон, фотоаппа­рат, футбольный мяч, велосипед, золотая цепочка, собрание сочинений А.П. Чехова, джинсы, кроссовки и т.п.

«Продавец» предлагает «покупателю» выбрать одну покупку, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в «зал раз­мышлений», где (стоят 2-3 стула) можно присесть и подумать о плате за товар.

На оборотной стороне каждой карточки - «товара» указана «цена»: «Отцу еще год придется ходить в старой куртке»; «Маме придется считать каждую копейку»; «Редко сможете видеть боль­ного друга»; «Бабушка не сможет заменить старые поломанные очки»; «Вам будет завидовать сосед, и у вас могут испортиться с ним отношения»; «Мама откажется от платного бассейна для лечебных процедур младшей сестренке», «Вам придется расстаться со своим домашним питомцем», «Вам каждый день придется помогать по дому родителям», и т.д. (можете еще добавить варианты сами)

Таким образом, «покупатель» ставится перед выбором, от кото­рого зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказы­вается в роли субъекта выбора.

Приняв решение, «покупатель» переходит в «зал возврата покупок» и говорит «консультанту»: «Я покупаю» или «Я возвра­щаю». «Консультант» (вожатый) пытается повлиять на решение «покупа­теля», приводя собственные доводы «за» или «против» покупки: «Теннисные ракетки так редко бывают в нашем магазине. Вы подумайте: может быть, их стоит купить...»; «Редко будете видеть больного друга, но зато у вас появятся новые друзья...»; «Золотая цепочка — это так красиво! Вы будете выглядеть эффект­нее ваших подруг, и не страшно, что папа еще год походит в старой куртке...» и т.д.

Выслушав ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возврате товара. В некоторых случаях ему все-таки приходится либо одобрить «возврат», либо выразить отношение к произве­денному выбору: «Пожалуй, Вы правы...» или «Что ж, это Ваше право...».

Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний участник не выйдет из «магазина».

После этого вожатый может обратиться к участникам с вопро­сом: «Какие мысли были у вас во время игры?» В ходе ответов-рассуждений педагог и сами участники могут оценить свою мотивацию действий и степень искренности своих высказыва­ний.

Комментарий. Методически провести эту форму несложно. Алгоритм ее орга­низации состоит из последовательных, логически взаимосвязан­ных действий, которые совершает каждый играющий по следу­ющей схеме:

Зал размышлений

 

Игра «Послание миру»

Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценно­стей и целей.

Оборудование: Карандаши, краски, кисти, ватман (А 2)

Продолжительность: 20 минут.

Ход игры

Инструкция: «Разбейтесь на две команды. Каждая команда выбирает одну из предложенных тем, например: "Как можно сбе­речь воду?"; "Как можно защитить животных?"; "Как можно сде­лать нашу страну богатой?"; "Как уменьшить число одиноких людей на Земле?" «Как сделать счастливыми всех на свете?» Затем каждая команда составляет речь, готовит плакаты, лозунги, и команды по очереди выступают со своими предложениями».

Комментарий. В конце упражнения можно организовать обсуждение по вопросам: «Как протекала работа в вашей группе?»; «Почему важно, чтобы мы, как молодое, подрастающее поколение интересовалось миро­выми проблемами?»; «Довольны ли Вы лично результатами работы группы?».

 

Цикл мероприятий «Театр самого себя»

«Кто не упражняет какой-нибудь способности, тот никогда не научится ею хорошо пользоваться»

С.Ю. Дивногорцева

Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.