Практическое занятие 6. «Мозговые оболочки».
Содержание практического занятия:
1. Оболочки спинного мозга. Строение и топография твердой, паутинной и мягкой оболочек спинного мозга.
2. Головной мозг. Начальные этапы развития головного мозга. Стадия трех и пяти мозговых пузырей, образование изгибов головного мозга, происхождение желудочков головного мозга.
3. Оболочки головного мозга: строение, топография и функции твердой, паутинной и сосудистой оболочек.
Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.
Средства обучения – графические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Раздел 7 «Структура головного мозга. Мозговой ствол, структуры, входящие в состав ствола».
Лекция № 6 - «Продолговатый мозг. Мост. Мозжечок».
Вначале лекции преподаватель знакомит обучающихся, с вопросами дисциплины, рассматриваемыми в рамках данной лекции и вопросами, отводимыми на самостоятельное изучение с указанием учебно-методической литературы. Порядок организации самостоятельной работы обучающихся приводится в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы обучающихся.
Структура лекции:
1 Топография серого вещества продолговатого мозга (ядра XII-IX черепно-мозговых нервов). Сходство и различия в строении спинного и продолговатого мозга. Проводящие пути, проходящие через продолговатый мозг.
2 Мост. Внешнее и внутреннее строение: дорзальная и вентральная поверхности, собственные ядра моста и ядра VIII-Y черепно-мозговых нервов. Основные проводящие пути, проходящие через мост, трапециевидные тела.
3 Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Мозговой водопровод.
4 Мозжечок, общий обзор внешнего строения мозжечка. Топография серого и белого вещества. Нейронная организация коры мозжечка. Основные ядра мозжечка. Ножки мозжечка, его связь с другими отделами головного мозга.
Вопросы, отводимые на самостоятельное изучение обучающимися:
5 Черепно-мозговые нервы: топография, основные ядра, область иннервации головы и тела. Сходство и различие черепно-мозговых нервов со спинномозговыми нервами.
6 Четвертый мозговой желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.
7 Ретикулярная формация. Топография и основные черты ее строения.
Методы обучения – лекция, метод демонстраций.
Средства обучения – аудиовизуальные, символические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к лекции преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Практическое занятие № 7 - «Мозговой ствол, структуры, входящие в состав ствола»
Содержание практического занятия:
1. Черепно-мозговые нервы: топография, основные ядра, область иннервации головы и тела. Сходство и различие черепно-мозговых нервов со спинномозговыми нервами.
2. Четвертый мозговой желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.
3. Ретикулярная формация. Топография и основные черты ее строения.
Ответы на тестовые задания согласно списку рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий раздела 8.4 рабочей программы дисциплины [1 с. 392-395], [7 с. 277-281].
Ствол головного мозга
1.Черепно-мозговые нервы
а) отходят от ствола мозга
б) иннервируют только область головы
в) иннервируют органы всех полостей тела
2. Собственные ядра моста
а) обеспечивают связь коры больших полушарий и коры мозжечка
б) образуют трапециевидные тела
в) связывают мост с продолговатым мозгом
3. Красное ядро
а) относится к стволу мозга
б) располагается в покрышке среднего мозга
в) находится в спинном мозге
4. Полостью среднего мозга является
а) 3 мозговой желудочек
б) сильвиев водопровод
в) ромбовидная ямка
5.Ретикулярная формация располагается
а) в стволе мозга
б) в полушариях переднего мозга
в) в лимбической системе
6. Какие из перечисленных ядер являются ядрами мозжечка
а) ядро Голля
б) зубчатое ядро
в) ядро Дейтерса
7. Клочок мозжечка связан
а) с корой больших полушарий
б) с базальными ядрами
в) с вестибулярными ядрами
8.Строение мозжечка наиболее близко к строению
а) спинного мозга
б) полушарий переднего мозга
в) среднего мозга
Тест 5
Черепные нервы
1.Черепно-мозговые нервы
а) отходят от ствола мозга
б) иннервируют только область головы
в) иннервируют органы всех полостей тела
2.Черепномозговые нервы отходят от
а) ствола мозга
б) продолговатого мозга и моста
в) базальных ядер
3.Чисто чувствительными являются черепно-мозговые нервы
а) блуждающий
б) лицевой
в) вестибулярно-слуховой
4.Чисто двигательными являются черепно-мозговые нервы
а) добавочный
б) блоковый
в) языко-глоточный
5.Блуждающий нерв иннервирует
а) органы грудной и брюшной полостей
б) глазницу
в) орган слуха
Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.
Средства обучения – графические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Раздел 8 «Структура головного мозга. Промежуточный мозг»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 217.