Б1. Б.8 «Анатомия ЦНС»
Методические рекомендации для преподавателя
для направления
37.03.01 «Психология»
по профилю
«Психология»
Форма обучения – очная, заочная
Санкт-Петербург 2017
Содержание
1. Общие сведения о дисциплине. 5
2. Рекомендации по преподаванию дисциплины.. 5
3. Рекомендации по проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 7
4. Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий, рекомендуемых для преподавания дисциплины.. 7
5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуемых для преподавания дисциплины.. 8
6. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 8
1. Общие сведения о дисциплине
Прежде чем приступить к занятиям преподаватель должен ознакомить обучающихся с целями и задачами дисциплины, перечнем планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы, объемом дисциплины и видами учебной работы, перечнем основной и дополнительной учебной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий, перечнем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины, представленными в рабочей программе дисциплины Б1. Б.8 «АНАТОМИЯ ЦНС» (далее – дисциплины).
Также перед началом занятий преподаватель должен ознакомить обучающихся с порядком освоения дисциплины, который приведен в разделе 10 рабочей программы дисциплины, порядком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
2. Рекомендации по преподаванию дисциплины
Раздел 1. « История анатомии ЦНС ».
Лекция № 1 (указывается номер лекции) - « Зарубежный этап развития анатомии ЦНС. Отечественный этап развития анатомии ЦНС »
Вначале лекции преподаватель знакомит обучающихся, с вопросами дисциплины, рассматриваемыми в рамках данной лекции и вопросами, отводимыми на самостоятельное изучение с указанием учебно-методической литературы. Порядок организации самостоятельной работы обучающихся приводится в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы обучающихся.
Структура лекции:
1. Общие положения анатомии как науки.
2. Основная анатомическая терминология.
3. Краткий очерк истории анатомии.
Методы обучения – лекция, метод демонстраций.
Средства обучения – аудиовизуальные, символические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Литература:
1. Воронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Н. В. Воронова, Н. М. Климова, А. М. Менджерицкий. -, 2005; М.: Аспект Пресс, 2005. – 127 с.
Практическое занятие № 1 - «Нервная система и её роль в жизнедеятельности организма. Филогенез и онтогенез нервной системы»
Содержание практического занятия:
1. Основные морфологические элементы нервной системы.
2. Онтогенетическое развитие центральной нервной системы.
Ответы на тестовые задания согласно списку рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий раздела 8.4 рабочей программы дисциплины [1 с. 392-395], [7 с. 277-281].
Тест 1
Раздел 2. « Нервная система и её роль в жизнедеятельности организма »
Раздел 3. « Филогенез и онтогенез нервной системы »
Раздел 4. « Вегетативная нервная система »
Раздел 5. « Структура спинного мозга »
Спинной мозг
1.Чувствительный нейрон спинного мозга располагается в
а) сером веществе спинного мозга
б) спинномозговом ганглии
в) в белом вещества спинного мозга
2.В спинномозговых узлах присутствуют все структуры, кроме
а) шванновских клеток
б) псевдоуниполярных нейронв
в) синапсов
3.Спинной мозг имеет все перечисленные утолщения, кроме
а) шейного
б) грудного
в) поясничного
4.Ядра спинного мозга являются скоплением
а) нейронов
б) нервных волокон
в) клеток соединительной ткани
Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.
Средства обучения – графические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Ствол головного мозга
1.Черепно-мозговые нервы
а) отходят от ствола мозга
б) иннервируют только область головы
в) иннервируют органы всех полостей тела
2. Собственные ядра моста
а) обеспечивают связь коры больших полушарий и коры мозжечка
б) образуют трапециевидные тела
в) связывают мост с продолговатым мозгом
3. Красное ядро
а) относится к стволу мозга
б) располагается в покрышке среднего мозга
в) находится в спинном мозге
4. Полостью среднего мозга является
а) 3 мозговой желудочек
б) сильвиев водопровод
в) ромбовидная ямка
5.Ретикулярная формация располагается
а) в стволе мозга
б) в полушариях переднего мозга
в) в лимбической системе
6. Какие из перечисленных ядер являются ядрами мозжечка
а) ядро Голля
б) зубчатое ядро
в) ядро Дейтерса
7. Клочок мозжечка связан
а) с корой больших полушарий
б) с базальными ядрами
в) с вестибулярными ядрами
8.Строение мозжечка наиболее близко к строению
а) спинного мозга
б) полушарий переднего мозга
в) среднего мозга
Тест 5
Черепные нервы
1.Черепно-мозговые нервы
а) отходят от ствола мозга
б) иннервируют только область головы
в) иннервируют органы всех полостей тела
2.Черепномозговые нервы отходят от
а) ствола мозга
б) продолговатого мозга и моста
в) базальных ядер
3.Чисто чувствительными являются черепно-мозговые нервы
а) блуждающий
б) лицевой
в) вестибулярно-слуховой
4.Чисто двигательными являются черепно-мозговые нервы
а) добавочный
б) блоковый
в) языко-глоточный
5.Блуждающий нерв иннервирует
а) органы грудной и брюшной полостей
б) глазницу
в) орган слуха
Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.
Средства обучения – графические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Раздел 8 «Структура головного мозга. Промежуточный мозг»
Промежуточный мозг
1.К промежуточному мозгу относятся
а) таламус
б) гипоталамус
в) эпиталамус
2. Медиальные коленчатые тела располагаются в
а) спинном мозге
б) продолговатом мозге
в) таламусе
3.Гипоталамус связан с
а) лимбической системой
б) спинным мозгом
в) гипофизом
4. В состав гипоталамуса входят
а) паравентрикулярное и супраоптическое ядро
б) красное ядро
в) серый бугор и воронка
Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.
Средства обучения – графические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Проводящие пути
1. Проводящие пути ЦНС разделяют на
а) восходящие и нисходящие
б) комиссуральные, проекционные и ассоциативные
в) спинальные и корковые
2. Мозолистое тело
а) связывает сегменты спинного мозга
б) разделяет базальные ганглии
в) связывает правое и левое полушария
3. Спино-таламический путь несет информацию от
а) проприорецепторов
б) слуховых рецепторов
в) кожных рецепторов
4. Пирамидные пути
а) начинаются от пирамид 5 слоя моторной коры
б) проходят через пирамиды продолговатого мозга
в) являются ассоциативными путями
5. Экстрапирамидная система включает
а) нисходящие двигательные пути
б) восходящие чувствительные пути
в) комиссуральные пути
Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.
Средства обучения – графические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Рекомендации по проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется преподавателем в соответствии с требованиями фонда оценочных средств по дисциплине, СМК 7.3.212-2016 «Положение об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования», СМК 7.3.211-2016 «Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения».
4. Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий, рекомендуемых для преподавания дисциплины
1. Анатомия центральной нервной системы: учебно-методический комплекс / ПГУПС. - СПб: ПГУПС, 2009 (адрес сайта http://pgups.com
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
3. Воронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Н. В. Воронова, Н. М.
Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия центральной нервной системы. – СПб, – 2013.
2. Кассан А. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас, 2012.
3. Козлов В. И. Анатомия нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям "Психология", "Биология" / В. И. Козлов. -, 2006; М.: Мир, 2006. - 206 с.
5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуемых для преподавания дисциплины
1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/, свободный;
2. Официальный сайт журнала «Вопросы психологии» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://voppsy.ru/, свободный;
3. Официальный сайт Института практической психологии ИМАТОН [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://imaton.spb.ru/, свободный;
4. Официальный сайт Института психологии РАН [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ip.ras.ru/, свободный;
5. Официальный сайт МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, журнал Вестник Московского университета» Серия 14. Психология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html/, свободный;
6. Электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://koob.ru/, свободный; [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/, свободный.
6. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине:
- технические средства (персональные компьютеры, интерактивная доска);
- методы обучения с использованием информационных технологий (компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов);
- перечень Интернет-сервисов и электронных ресурсов (поисковые системы, электронная почта, профессиональные, тематические чаты и форумы, системы аудио и видео конференций, онлайн-энциклопедии и справочники, электронные учебные и учебно-методические материалы).
Кафедра обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения:
- Microsoft Windows 7;
- Microsoft Word 2010;
- Microsoft Excel 2010;
- Microsoft PowerPoint 2010.
Б1. Б.8 «Анатомия ЦНС»
Методические рекомендации для преподавателя
для направления
37.03.01 «Психология»
по профилю
«Психология»
Форма обучения – очная, заочная
Санкт-Петербург 2017
Содержание
1. Общие сведения о дисциплине. 5
2. Рекомендации по преподаванию дисциплины.. 5
3. Рекомендации по проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 7
4. Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий, рекомендуемых для преподавания дисциплины.. 7
5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуемых для преподавания дисциплины.. 8
6. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 8
1. Общие сведения о дисциплине
Прежде чем приступить к занятиям преподаватель должен ознакомить обучающихся с целями и задачами дисциплины, перечнем планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы, объемом дисциплины и видами учебной работы, перечнем основной и дополнительной учебной литературы, нормативно-правовой документации и других изданий, перечнем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины, представленными в рабочей программе дисциплины Б1. Б.8 «АНАТОМИЯ ЦНС» (далее – дисциплины).
Также перед началом занятий преподаватель должен ознакомить обучающихся с порядком освоения дисциплины, который приведен в разделе 10 рабочей программы дисциплины, порядком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
2. Рекомендации по преподаванию дисциплины
Раздел 1. « История анатомии ЦНС ».
Дата: 2018-11-18, просмотров: 233.