Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а так же склонность к работе, т.е. положительная профессиональная мотивация.
На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний и умений, определяющих квалификацию и мастерство.
Внедрение новой техники, механизация и автоматизация производственных процессов, широкое использование вычислительной техники и информационных технологий коренным образом изменяют характер работы, выдвигают все более высокие требования к профессиональным качествам человека. Естественно, это требует наличия определенных необходимых ПВК у специалистов. Все большее значение здесь приобретает вопрос рационального использования возможностей специалиста, и в первую очередь, - отбор и подготовка кадров.
Диагностика специальных способностей в большинстве случаев преследует цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию. Так, опыт американских тестологов свидетельствует о том, что эффективность психологического отбора в профессию высока, например, в результате проведения отбора снижается отсев из учебных заведений с 30-40% до 5-8%, и на 30-40% уменьшаются затраты на подготовку специалистов; аварийность по вине персонала снижается на 40-70%, а надежность систем управления повышается на 10-25%.
Основой профессионально-важных качеств, как уже было отмечено, являются специальные способности, и для каждой группы создаются свои особые диагностические тесты. Один из подходов к психодиагностике ПВК может состоять в выделении и оценке с помощью какого-либо набора общепсихологических (профессионально неспецифичных) тестов отдельных психических свойств - скорости восприятия, переключения внимания, объема памяти, различных способностей и т.д., а также мотивационных, эмоциональных и других отношений, которые значимо коррелируют с показателем успешности профессиональной работы в целом и на этом основании могут рассматриваться как ПВК
Наряду с этим существуют и более глобальные тестовые батареи, т.е. группы тестов, объединенные какой-то конкретной задачей. Такие батареи предназначены для измерения способностей, необходимых в разных видах труда, и позволяют ориентировать человека на целый спектр профессий. Именно такой батареей, получившей мировое признание, стала Батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) которая нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТ разработана Психологической ассоциацией и включает восемь субтестов.
1 субтест - словесное мышление (установление аналогий).
2субтест - числовые (счетные) способности.
3субтест - абстрактное мышление.
4-й и 5-й субтесты проверяют техническое мышление и пространственные представления испытуемого: требуется выполнить задания на понимание изображенных на рисунках технических ситуаций и мысленное складывание геометрических разверток в определенные фигуры.
субтест - скорость и точность восприятия. Даны несколько комбинаций символов, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти и отметить такую же на бланке ответов.
7-й и 8-й субтесты измеряют способности испытуемых правильно пользоваться правописанием и строить предложение («Использование языка»).
Другая известная батарея, предназначенная для диагностики способностей, называется Батареей общих способностей (ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использовалась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях. Эта батарея использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам. Современная батарея включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы. Субтест на скорость восприятия клерка представлен парами слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов. Ручная ловкость, пальцевая моторика изучаются с помощью специального приспособления (4 субтеста).
Как видим, батарея объединяет разные виды тестов и претендует на охват нескольких способностей одновременно. На выполнение всей батареи уходит около 2,5 ч. Валидность батареи неодинакова для разных профессий. Так, моторные способности оказались важными для ряда профессий, связанных со сборкой, пространственные - для профессии водителя и т.д. Надежность батареи ГАТБ удовлетворительная. Корреляции, определенные методами взаимо-заменяемых форм и повторного тестирования, колеблются в пределах 0,80 и не превышают 0,90.
К недостаткам ГАТБ следует отнести в первую очередь то, что все тесты являются высокоскоростными. Кроме того, способности охвачены недостаточно широко. Не включены тесты на понимание техники, а также тесты на мышление и находчивость. После проведения диагностического обследования вычерчивается так называемый тестовый профиль испытуемого, который наглядно демонстрирует индивидуализированную структуру его способностей на момент тестирования (профиль - степень выраженности каждого фактора способностей у индивида). Этот профиль сравнивается с тем, который характерен для достигшего успеха профессионала. На основе сопоставления делаются выводы о рекомендуемых для претендента специальностях.
Таким образом, ГАТБ в большей степени ориентирована на применение в промышленности, ДАТ - в учебном заведении. Обе батареи могут быть использованы в практике психологической службы.
В группу профессионализированных способностей входят также способности, связанные с художественным творчеством. Чаще всего диагностика этих способностей осуществляется методом экспертных оценок, выставляемых специалистами высокого уровня, например членами отборочных комиссий, функционирующих при учебных заведениях соответствующего профиля.
Для некоторых видов творческих способностей разработаны стандартизированные тесты. Так, например, тесты художественных способностей включают задания на понимание искусства и на продуктивность деятельности, т.е. технику, мастерство исполнения.
Тесты первого рода диагностируют одно из важнейших качеств - эстетическое отношение к жизни (А.Л. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская Ступеньки к творчеству). В тестах на понимание искусства испытуемому необходимо выбрать из двух вариантов и более изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сюжеты, отобранные группой экспертов. Это «эталонное» изображение дается на фоне одного или нескольких искажений, где умышленно нарушены принятые в искусстве критерии, принципы (цвет, перспектива, соотношение частей изображения и т.д.). А. Анастази, обсуждая такие тесты, отмечает что, в сущности они показывают, насколько художественные предпочтения испытуемого совпадают с предпочтениями современных ценителей искусства (экспертов).
Наиболее известным является тест суждений об искусстве Мейера. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных художников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию подлинника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропорций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эстетической организации произведения как наиболее важном для художника факторе художественного восприятия. Тест достаточно надежен (надежность по методу расщепления колеблется от 0,70 до 0,84). Валидность определялась путем корреляций показателя теста и уровнем художественного образования, мастерства. Коэффициенты валидности колеблются от 0,40 до 0,69. Выполнение теста прямо зависит от уровня профессионального обучения и знаний.
Другой тест (опросник художественных способностей Хорна) нацелен на предсказание успешности обучения, поэтому в нем не присутствуют требования к навыкам, знаниям, умению. В тесте от испытуемого требуется сделать 12 набросков рисунков по уже имеющимся линиям (так же, как в тесте Торренса). Оценка художественных достоинств рисунков производится в соответствии с выделенными критериями. Даны также ориентиры для дополнительной оценки качества работы, такие, как богатство воображения, выбор темы, использование штриховки и др.
Наиболее известным тестом для изучения музыкальных способностей является упоминавшийся тест Сишора. Он представляет собой серии из 6 тестов на различные высоты громкости, ритма, длительности, тембра и тональную память. Все эти качества определяются путем предъявлении пар звуков, музыкальных фраз, которые испытуемому необходимо сравнивать. Тесты можно использовать для детей (начиная с 4 класса) и взрослых. Коэффициенты надежности теста колеблются от 0,55 до 0,85, а валидности - от 0,30 до 0,40.
Английским психологом Вингом разработан тест, в котором наряду с заданиями на сенсорное различение (как в тесте Сишора) присутствуют задания на понимание музыки (сравнение эстетических достоинств музыкальных отрывков). Тест высоконадежен, валиден, и специалисты признают его полезность для отбора музыкально одаренных детей.
Для более глубокого комплексного изучения профессиональных свойств личности можно использовать Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, модифицированный тест Сонди, а также другие психодиагностические методики, применяемые специалистами по профессиональному отбору (подбору) кадров.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 504.