Методические рекомендации
При изучении данной темы студентам необходимо выяснить состав и порядок составления бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления организацией и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Составление отчетности – завершающий этап учета, информация о которой должна быть представлена за конкретный промежуток времени.
Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Форма бухгалтерского баланса утверждена Приказом Минфина от 02. 07. 2010 года № 66н.
Баланс состоит из 2-ух частей — Актива и Пассива.
Актив, в свою очередь, состоит из таких разделов:
– Внеоборотные активы;
– Оборотные активы.
Пассив баланса включает следующие разделы:
– Капитал и резервы;
– Долгосрочные обязательства;
– Краткосрочные обязательства.
Актив и пассив всегда должны быть равны.
При составлении баланса стоит помнить несколько важных моментов:
- Не допускается производить зачёт между строками актива и пассива;
- На начало года должны быть точно такие же данные, как и на конец предыдущего;
- Все данные баланса должны иметь подтверждение.
Как правило, заполняется баланс в тысячах рублях. При этом десятичные показатели не используются. Если же показатели деятельности предприятия значительно превышают тысячи рублей, то допускается заполнять баланс в миллионах, так же без десятичных.
Бухгалтерский баланс тесно взаимосвязан с другими формами отчётности, т.е. некоторые строки бухгалтерского баланса должны равняться строкам из других форм бухгалтерской отчётности.
Отчет о финансовых результатах – это ежегодных отчет, который должна заполнять каждая организация по итогам года, независимо от применяемого режима налогообложения. Ранее данный бухгалтерский отчет назывался отчет о прибылях и убытках форма 2.
Подать отчет о финансовых результатах нужно в местный налоговый орган вместе с другими отчетами бухгалтерской отчетности: бухгалтерским балансом (форма 1), отчетом об изменении капитала (форма 3) и отчетом о движении денежных средств (форма 4).
Сроки подачи бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о финансовых результатах – не позднее трех месяцев с момента окончания отчетного года.
В отчете о финансовых результатах отражаются следующие данные:
– доходы от обычных видов деятельности (продажа товаров, продукции, оказание услуг, выполнение работ) за вычетом НДС, акцизов.
– расходы по обычным видам деятельности (для производственных предприятий – себестоимость продукции, для торговых – покупная стоимость товаров, для услуг – расходы на оказание услуг, выполнение работ). Так как эта строка содержит расходы, то сумма заключается в круглые скобки, то есть она будет вычитаться.
– валовая прибыль.
– расходы, связанные с реализацией и сбытом (оказанием услуг, выполнением работ), сумма указывается в круглых скобках.
– управленческие расходы, указываются в круглых скобках.
– прибыль (если получилось положительное число) или убыток (если получилось отрицательное число) от продаж.
– доход, полученный от участия в уставном капитале других организаций (если, конечно, это не является основным видом деятельности предприятия).
– сумма всех %, начисленных к получению предприятием (по депозитам, акциям, облигациям, ценным бумагам, кредитам, займам).
– сумма всех %, начисленных к уплате, сумма пишется в скобка и отнимается.
– прочие доходы, не отраженные в строках выше: доходы от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов, полученные штрафы.
– прочие расходы, не отраженные в строках выше – например, уплаченных штрафы, пени. Сумма заключается в круглые скобки.
– прибыль до налогообложения налогом на прибыль.
– налог на прибыль, начисленный к уплате.
– пени, штрафы, доплаты по налогам и пр.
– чистая прибыль (убыток) за год.
Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.
В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.
Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Отчет о движении денежных средств по форме № 4 состоит из трех разделов:
· остаток денежных средств на начало отчетного периода;
· движение денежных средств за отчетный период;
· остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать форму №4 в состав бухгалтерской отчетности (п. 3 и п. 4 Приказа Минфина № 67н). Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не продавали товары (работы, услуги), за исключением собственного имущества.
Также в состав годовой бухгалтерской отчетности входит отчет об изменении капитала.
Данный отчет раскрывает подробную информацию о движении уставного, резервного и добавочного капитала, а также отражает информацию об изменениях величины нераспределенной прибыли фирмы (в некоторых случаях непокрытого убытка), доле собственных акций, которые выкуплены у акционеров. В этом отчете указывают корректировки связанные с изменениями в учетной политике организации и исправлении ошибок.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.
Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности, должна прилагаться к этой отчетности.
Помимо отчетности по российским правилам бухгалтерского учета многие отечественные компании составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Трансформация – это процедура, которая проводится по состоянию на отчетную дату и включает в себя все корректировки, необходимые для перекладки показателей финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам учета, в формат МСФО с учетом соответствующих принципов признания, измерения и раскрытия всех элементов финансовой отчетности.
Задания для самостоятельной работы
Задание.
На основании остатков по счетам синтетического учета составить бухгалтерский баланс.
Материал задания:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 521.