Методические рекомендации
При изучении темы необходимо выяснить порядок учета прямых и косвенных расходов, распределения косвенных расходов.
Задачи процесса производства:
1. Определение фактического объема производства продукции.
2. Определение фактической себестоимости произведенной продукции.
Себестоимость продукции — это по сути дела сумма всех затрат (в денежной форме), связанных с производством и реализацией этой продукции.
Каждое отдельное изделие, полуфабрикат, работы, услуги, стоимость которых можно определить, представляет из себя объект калькуляции, то есть объект, стоимость которого мы можем разбить на составляющие эту стоимость (себестоимость) затраты.
Затраты на производство складываются из следующих элементов:
- Материальные затраты (счет 10);
- Расходы на оплату труда (счет 70);
- Расходы на социальное страхование (счет 69);
- Амортизация основных средств (счет 02);
- Прочие расходы (счет 71).
Таким образом, чтобы определить себестоимость продукции, нужно определить все затраты, каким либо образом, связанные с производством и реализацией данной продукции. Для удобства все затраты группируют и учитывают по, так называемым, статьям калькуляции.
Статьи калькуляции:
1. сырье и материалы
2. возвратные отходы (вычитаются)
3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций
4. топливо и энергия на технологические цели
5. заработная плата производственных рабочих
6. отчисления на социальные нужды
7. расходы на подготовку и освоение производства
8. общепроизводственные расходы
9. общехозяйственные расходы
10. потери от брака
11. прочие производственные расходы
Производственная себестоимость продукции
12. коммерческие расходы.
Полная себестоимость продукции
По способу включения в себестоимость продукции:
– прямые (связанны с производством одного вида продукции и прямо относящиеся на его себестоимость: сырье, материалы, потери от брака). Прямые расходы учитываются по дебету счета 20 «Производство».
– косвенные (не относятся прямо на себестоимость и распределяются косвенно, то есть условно: общепроизводственные, общехозяйственные). В течение месяца косвенные расходы учитываются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а в конце месяца пропорционально базе распределения списываются на счет 20 «Производство», сальдо не имеют.
Базой распределения ОПР и ОХР могут быть:
- Заработная плата производственных расходов;
- Материальные расходы.
Пример. Составить бухгалтерские расходы. Распределить и списать общехозяйственные расходы. База распределения – израсходованные материалы. Определить фактическую себестоимость изготовленной продукции.
№ | Хозяйственные операции | дебет | кредит | Сумма (руб.) |
1. | Начислена заработная плата: – работникам производства, в т.ч. заказ №1 – 170000 руб., заказ №2 –80000 руб. – общехозяйственному персоналу | 20.1 20.2 26 | 70 70 70 | 170000 80000 60000 |
2. | Произведены отчисления с начисленной зарплаты на социальное страхование | 20.1 20.2 26 | 69 69 69 | 52020 24480 18360 |
3. | Переданы со склада материалы на производство продукции: –Заказ №1 –Заказ №2 | 20.1 20.2 | 10 10 | 500000 150000 |
4. | Утвержден авансовый отчет директора по командировке | 26 | 71 | 15000 |
5. | Начислена амортизация основных средств: – Производственное оборудование (заказ №1) –Административное здание | 20.1 26 | 02 02 | 250 70 |
6. | Распределены и списаны ОХР: –Заказ №1 –Заказ №2 | 20.1 20.2 | 26 26 | 71810 21550 |
7. | Выпущена и сдана на склад готовая продукция: –Заказ №1 –Заказ №2 | 43 43 | 20.1 20.2 | 794080 276030 |
Определим общую сумму ОХР (суммировав дебет счета26). Она составила 93360 руб.
Рассчитаем средний процент ОХР:
% ОХР = 93360 / 650000 * 100% = 14,36%.
ОХР заказ 1 = (500000 * 14,36%) / 100% = 71810 руб.
ОХР заказ 2 = (150000 * 14,36%) / 100% = 21550 руб.
Суммировав затраты по заказам определяем себестоимость изготовленной продукции:
- Заказ №1 – 794080 руб.
- Заказ №2 – 276030 руб.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 552.