1.
Федеральный (государственный) бюджет является ведущим звеном финансовой системы. Бюджет объединяет основные финансовые категории: налоги, государственный кредит, государственные расходы. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. По социально-экономической сущности государственный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода. Через государственный бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, т.е. финансовые ресурсы, которые необходимы для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики.
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
1. Перераспределение НД и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории страны. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства и более эффективному использованию государственных средств.
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики осуществляется через расходы и налоги. Стимулирование экономики осуществляется посредством государственной поддержки передовых отраслей хозяйства. Для регулирования экономики активно используется налоговая политика путём применения соответствующего налогового механизма.
3. Финансовое обеспечение социальной политики. Государственный бюджет является крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы, т.к. оно зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование. Поэтому наиболее приоритетной в социальной политике являются поддержка наименее защищенных слоёв населения, а также учреждений здравоохранения, образования и культуры.
2.
Расходы федерального бюджета классифицируются:
1) По своей роли в процессе воспроизводства:
- затраты, связанные с финансирование материального производства;
- затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы;
2) По функциональному назначению:
- расходы на финансирование народного хозяйства;
- расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
- расходы на оборону страны;
- расходы на содержание аппарата управления;
- расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
- расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- расходы по обслуживанию государственного долга.
Все расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Основная часть средств приходится на текущие расходы, которые включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству. Этот раздел состоит из 11 подразделов: общие экономические вопросы; топливо и энергетика; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы, лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики и другие вопросы в области национальной экономики.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования, значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоёв населения. Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Расходы на оборону связаны с необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усиления социальной защищённости военнослужащих и членов их семей.
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям: содержание представительств за границей, уплата членских взносов в международные организации.
Расходы на управление включают затраты на содержание органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, правоохранительных органов.
3.
Доходная часть федерального бюджета состоит из трёх разделов:
1. налоговые доходы;
2. неналоговые доходы;
3. доходы целевых бюджетных фондов.
Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые доходы. Налоговые поступления представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государство в заранее установленных законом размерах в определённые сроки. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаром и услуг (например, НДС, акцизы), т.к. они входят в цену этих товаров и услуг. В зависимости от органа, который взимает налог и использует его, различают: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Основными налоговыми поступлениями являются: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль.
Среди неналоговых доходов федерального бюджета главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от приватизации; штрафы; возврат бюджетных ссуд.
Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счёт которых финансируется значительная часть социальных расходов. К ним относят:
- Фонд финансовой поддержки регионов;
- Фонд регионального развития;
- Фонд компенсаций;
- Фонд реформирования региональных финансов;
- Фонд софинансирования социальных расходов.
4.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный профицит – это превышение бюджетных доходов над его расходами.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходы на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Основными причинами бюджетного дефицита являются войны и спад производства. Кроме тог, факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Можно выделить два пути преодоления дефицита:
1. Денежная эмиссия;
2. Привлечение внутренних и внешних источников финансирования.
К внутренним источникам относятся кредиты ЦБРФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг. Внешними источниками являются государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте от имени РФ, и кредиты правительств иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 419.