Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетная классификация.

1.

Бюджетная система представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трёх звеньев: 1. государственный бюджет (бюджет центрального правительства или федеральный бюджет); 2. бюджеты членов федерации (штатов США, земель ФРГ, провинций в Канаде, субъектов федерации в России); 3. местные бюджеты.

Государственная бюджетная система РФ включает:

1. государственный бюджет;

2. 21 республиканский бюджет в составе РФ; 55 краевых и областных бюджетов; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов; бюджет Автономной Еврейской Области. Это бюджеты субъектов РФ.

3. около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:

Ø единства;

Ø полноты;

Ø реальности;

Ø гласности;

Ø самостоятельности.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджета документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политики.

Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объёме.

Реальность означает правдивость бюджетных показателей.

Принцип гласности требует публикации утверждённых бюджетов, а так же отчётов об их исполнении, сводного отчёта консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий и бюджетное послание президента РФ.

Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определять направления их использования.

К собственным источникам доходов относятся закреплённые доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулируемым доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образует понятие консолидированный бюджет РФ, который используется для анализа показателей бюджетной системы. Что касается расходов отдельных звеньев бюджетной системы, то основная их часть осуществляется из Федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

 

2.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения вышестоящего бюджета с ниже стоящим (центра и регионов). Бюджетный федерализм – это перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы в другой. Основная задача бюджетного федерализма – в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого надо распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи слабым регионам. В соответствии с законодательством доходная часть бюджетов должна состоять из закреплённых и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закреплённые доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, за бюджетом субъектов федерации закреплён налог на имущество предприятия, за местными бюджетами налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы – средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений установленных при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, т. Е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

В 1994 году был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства из этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу – из фонда оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по РФ (субъекты федерации, нуждающиеся в поддержке) и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты федерации, особо нуждающиеся в поддержке). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учётом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в фонде.

 

3.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки документов и расчётов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация – это законодательно установленная по однородным признакам группировка документов и расчётов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Построение бюджетной классификации регламентируется федеральным законом, который обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов, и включает в себя:

1. классификации доходов бюджетов РФ;

2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень, названной классификации, - разделы. Например, раздел 01 – государственное управление, 06 – наука, 14 – образование, 15 – культура. Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй её уровень. Например, в разделе 14 – образование выделяют следующие подразделы: 01 – дошкольное образование (14.01), 04 – среднее профессиональное образование (14.04), 06 – высшее профессиональное образование (14.06) и т.д.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ  - группировка заёмных средств, привлекаемых правительством, органами исполнительной власти субъектов федерации для финансирования дефицита соответствующих бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов по целевым статьям и видам расходов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – второй уровень указанной классификации, - отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определённым разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ – группировка расходов бюджетов субъектов РФ, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается соответствующими органами местного самоуправления.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Таким образом, бюджетная классификация – это документ не только выполняющий важнейшие организующие функции, позволяющие сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и имеющий большое экономическое значение.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 454.