Содержание и задачи финансовой политики.
Принципы формирования финансовой политики государства.
Финансовый механизм.
Типы финансовой политики.
1.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и так далее.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика – это составная часть экономической политики государства, в ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.
В тоже время финансовая политика относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Содержание финансовой политики достаточно сложное, т. к. охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) Разработку общих концепций финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач.
2) Создание адекватного финансового механизма.
3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Они определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач, использование финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством:
1) В области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов;
2) Регулирование экономических и социальных процессов;
3) Стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Задачи финансовой политики:
1) Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
2) Установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования ресурсов.
3) Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.
4) Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.
5) Создание эффективной системы управления финансами.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развитии, интересы всех слоев и групп общества, исторические условия и особенности жизни. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей, она оценивается в соответствии с тем на сколько она соответствует интересам общества и на сколько она способствует достижению поставленных целей. Для оценки финансовой политики необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, определением сроков и методов решения задач.
2.
Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
1) Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил, производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.
Целью данной концепции является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.
2) Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование таких фондов происходит как на стадии первичного распределения НД, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении НД государство получает в свое распоряжение часть НД в форме налогов, в результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий и личных доходов населения.
3) Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.
4) Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:
· Методы распределения НД;
· Способы образования государственных бюджетных фондов;
· Виды платежей в бюджет и целевые фонды;
· Финансовое планирование и прогнозирование;
5) Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.
Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения и государственных расходов; часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.
Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине 20 века, когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
3.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов;
Финансовый механизм наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменение происходит в связи с решением различных тактических задач и поэтому финансовый механизм реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Финансовый механизм подразделяют на: директивный и регулирующий.
Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство, в его сферу включены налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений агент государства. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает виды денежных фондов, направления их использования.
4.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики, использование того или иного типа финансовой политик определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический курс государства. Выделяют 3 основных типа финансовой политики:
· классическая
· регулирующая
· планово-директивная.
1) Классический тип политики.
До конца двадцатых годов 20 века основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии Смита и Рекардо. Основное направление классического типа: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного бюджета. Финансовый механизм строился, исходя из этих целей политики. Система управления финансами была проста и сосредотачивалась в одном органе управления: Министерство Финансов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по гос. долгу. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства, причем система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.
2) Регулирующий тип.
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами вопрос об изменении подходов к финансовой политике, особенно остро встал вопрос об этом в конце двадцатых годов, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств, в этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Кейнса. Ее основное направление: вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику стали гос. Расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому гос. Расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе гос. кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение краткосрочных и среднесрочных займов, изменяется система управления финансами, вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов, выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов, управлением гос. Долга. В целом Кейнсианская регулирующая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечивала в 30-х – 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.
3) Планово-директивная финансовая политика.
Она применяется в странах, использующих административно – командную систему управления экономикой. Данная политика основана на гос. Собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях: обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства, для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос. плана. Основной задачей финансового механизма при данном типе политики является создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с гос. планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производится у гос. предприятий, населения и органов местной власти. Для гос. предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода, который изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах, а затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли( взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которую по мнению государства нельзя было использовать в рамках предприятия. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т. е. государство полностью регулировало весь финансовый механизм предприятий. В отдельные годы у предприятия изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялись при помощи подоходного налога. Кроме того часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных гос. займов. Свободные средства населения, размещенные в системе сберегательных касс, также направлялись в бюджет виде специального безоблигационного займа. Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10 -15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись, исходя из приоритетов, установленных гос. планом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, “долгостроя” и т. п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялись остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы. Управление финансами осуществлялось только Минфином. Планово – директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы второй Мировой войны и после). В тоже время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижение эффективности производства; замедление развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Тема 9 Бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 438.