Тема 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Возникновение финансов, их связь с государственным развитием товарно-денежных отношений.
Социально-экономическая сущность финансов. Признаки финансов как экономической категории.
Функции финансов.
1.
Финансы – категория историческая, так как они имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансов, закономерность их развития, сфера деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяется природой и функциями государства. В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления разного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, также был небольшим и основная его часть (2/3) расходовалась на военные цели, какого – либо практического воздействия на экономику оказать такой бюджет не мог. Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, стали возникать системы государственного дохода и расхода с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились 4 устойчивых направления расходования денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме, вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из 1 звена: бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи образованием, распространением и использованием фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и НД.
Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в 20 вв, особенно после Второй Мировой Войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в огромных суммах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД. Государство стало собственником 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государство оказало огромное влияние на процесс производства.
Т.о можно выделить два основных этапа развития финансов: первый этап это неразвитая форма финансов, которым был присущ непроизводственный характер, т.е основная масса денежных средств государства расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Этому этапу свойственна узость финансовой системы. По мере развития финансовых отношений возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений. Т.о. образованные финансы вступили во второй этап своего развития. Данный этап характеризуется многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.
2.
Понятие финансов отождествляется с понятием деньги, однако, это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – товар особого рода, его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми, государством по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественно экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы – совокупность экономических, денежных отношений, организованных государством при распределении ВВП и НД, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Т. о. можно выделить централизованные и децентрализованные финансы. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, организующие кругооборот денежных фондов предприятия.
Т. о. социально – экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. Финансам, как экономической категории присущи следующие признаки:
1) Финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство, но не все денежные отношения принадлежат к финансам. Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, т. e. движение денег всегда сопровождается встречным движение товаров или услуг. Финансы же организуют неэквивалентное денежное движение. Например: предприятие берет в банке кредит для производственных нужд – это денежные отношения, но если предприятие получает бюджетное финансирование – это финансовые отношения.
2) Финансы – это отношения, не выходящие за рамки распределительного процесса. С их помощью осуществляется вторичное распределение (перераспределение) НД.
3.
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают “работу”, выполняемую финансами. Выделяют следующие функции:
1) Распределительная. Распределение НД заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:
· З/пл рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства.
· Доходы предприятий сферы материального производства.
Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределение между теми, кто его создавал, т. e. среди участников материального производства. Государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную, где НД не создается, но оно должно заботиться о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. Для того чтобы быть способным нести эти денежные расходы государство с помощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение НД. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении НД, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении НД, пропорций его конечного использования. Перераспределение НД происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики.
2) Контрольная. Заключается в контроле за распределением НД, ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Цель финансового контроля: рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий по расчетам и платежам. Контрольная функция осуществляется через деятельность финансовых органов.
3) Регулирующая (стимулирующая). Сущность данной функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы государственных рычагов может оказать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Т. к. финансы участвуют в процессе создания денежных доходов и их распределении, то, имея такой финансовый рычаг как распределение денежных доходов и умело, управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, надо назвать следующие:
· Бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли можно выделить или не выделить.
· Цены, тарифы. Государство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний.
· Налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство, а высокими подорвать его.
Тема 3. Финансовая система.
Содержание и задачи финансовой политики.
Финансовый механизм.
Типы финансовой политики.
1.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и так далее.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика – это составная часть экономической политики государства, в ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.
В тоже время финансовая политика относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Содержание финансовой политики достаточно сложное, т. к. охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) Разработку общих концепций финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач.
2) Создание адекватного финансового механизма.
3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Они определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач, использование финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством:
1) В области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов;
2) Регулирование экономических и социальных процессов;
3) Стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Задачи финансовой политики:
1) Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
2) Установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования ресурсов.
3) Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.
4) Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.
5) Создание эффективной системы управления финансами.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развитии, интересы всех слоев и групп общества, исторические условия и особенности жизни. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей, она оценивается в соответствии с тем на сколько она соответствует интересам общества и на сколько она способствует достижению поставленных целей. Для оценки финансовой политики необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, определением сроков и методов решения задач.
2.
Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
1) Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил, производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.
Целью данной концепции является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.
2) Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование таких фондов происходит как на стадии первичного распределения НД, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении НД государство получает в свое распоряжение часть НД в форме налогов, в результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий и личных доходов населения.
3) Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.
4) Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:
· Методы распределения НД;
· Способы образования государственных бюджетных фондов;
· Виды платежей в бюджет и целевые фонды;
· Финансовое планирование и прогнозирование;
5) Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.
Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения и государственных расходов; часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.
Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине 20 века, когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
3.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов;
Финансовый механизм наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменение происходит в связи с решением различных тактических задач и поэтому финансовый механизм реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Финансовый механизм подразделяют на: директивный и регулирующий.
Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство, в его сферу включены налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений агент государства. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает виды денежных фондов, направления их использования.
4.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики, использование того или иного типа финансовой политик определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический курс государства. Выделяют 3 основных типа финансовой политики:
· классическая
· регулирующая
· планово-директивная.
1) Классический тип политики.
До конца двадцатых годов 20 века основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии Смита и Рекардо. Основное направление классического типа: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного бюджета. Финансовый механизм строился, исходя из этих целей политики. Система управления финансами была проста и сосредотачивалась в одном органе управления: Министерство Финансов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по гос. долгу. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства, причем система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.
2) Регулирующий тип.
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами вопрос об изменении подходов к финансовой политике, особенно остро встал вопрос об этом в конце двадцатых годов, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств, в этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Кейнса. Ее основное направление: вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику стали гос. Расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому гос. Расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе гос. кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение краткосрочных и среднесрочных займов, изменяется система управления финансами, вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов, выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов, управлением гос. Долга. В целом Кейнсианская регулирующая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечивала в 30-х – 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.
3) Планово-директивная финансовая политика.
Она применяется в странах, использующих административно – командную систему управления экономикой. Данная политика основана на гос. Собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях: обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства, для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос. плана. Основной задачей финансового механизма при данном типе политики является создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с гос. планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производится у гос. предприятий, населения и органов местной власти. Для гос. предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода, который изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах, а затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли( взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которую по мнению государства нельзя было использовать в рамках предприятия. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т. е. государство полностью регулировало весь финансовый механизм предприятий. В отдельные годы у предприятия изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялись при помощи подоходного налога. Кроме того часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных гос. займов. Свободные средства населения, размещенные в системе сберегательных касс, также направлялись в бюджет виде специального безоблигационного займа. Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10 -15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись, исходя из приоритетов, установленных гос. планом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, “долгостроя” и т. п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялись остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы. Управление финансами осуществлялось только Минфином. Планово – директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы второй Мировой войны и после). В тоже время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижение эффективности производства; замедление развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Тема 9 Бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Бюджетная классификация.
1.
Бюджетная система представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трёх звеньев: 1. государственный бюджет (бюджет центрального правительства или федеральный бюджет); 2. бюджеты членов федерации (штатов США, земель ФРГ, провинций в Канаде, субъектов федерации в России); 3. местные бюджеты.
Государственная бюджетная система РФ включает:
1. государственный бюджет;
2. 21 республиканский бюджет в составе РФ; 55 краевых и областных бюджетов; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов; бюджет Автономной Еврейской Области. Это бюджеты субъектов РФ.
3. около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:
Ø единства;
Ø полноты;
Ø реальности;
Ø гласности;
Ø самостоятельности.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджета документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политики.
Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объёме.
Реальность означает правдивость бюджетных показателей.
Принцип гласности требует публикации утверждённых бюджетов, а так же отчётов об их исполнении, сводного отчёта консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий и бюджетное послание президента РФ.
Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определять направления их использования.
К собственным источникам доходов относятся закреплённые доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулируемым доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образует понятие консолидированный бюджет РФ, который используется для анализа показателей бюджетной системы. Что касается расходов отдельных звеньев бюджетной системы, то основная их часть осуществляется из Федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
2.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения вышестоящего бюджета с ниже стоящим (центра и регионов). Бюджетный федерализм – это перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы в другой. Основная задача бюджетного федерализма – в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого надо распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи слабым регионам. В соответствии с законодательством доходная часть бюджетов должна состоять из закреплённых и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закреплённые доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, за бюджетом субъектов федерации закреплён налог на имущество предприятия, за местными бюджетами налог на имущество физических лиц.
Регулирующие доходы – средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений установленных при утверждении вышестоящего бюджета.
Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим на финансирование строго целевого мероприятия.
Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, т. Е. они должны быть возвращены с процентами или без них.
В 1994 году был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства из этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу – из фонда оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по РФ (субъекты федерации, нуждающиеся в поддержке) и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты федерации, особо нуждающиеся в поддержке). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учётом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в фонде.
3.
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки документов и расчётов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация – это законодательно установленная по однородным признакам группировка документов и расчётов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Построение бюджетной классификации регламентируется федеральным законом, который обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов, и включает в себя:
1. классификации доходов бюджетов РФ;
2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень, названной классификации, - разделы. Например, раздел 01 – государственное управление, 06 – наука, 14 – образование, 15 – культура. Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй её уровень. Например, в разделе 14 – образование выделяют следующие подразделы: 01 – дошкольное образование (14.01), 04 – среднее профессиональное образование (14.04), 06 – высшее профессиональное образование (14.06) и т.д.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ - группировка заёмных средств, привлекаемых правительством, органами исполнительной власти субъектов федерации для финансирования дефицита соответствующих бюджетов.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов по целевым статьям и видам расходов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – второй уровень указанной классификации, - отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определённым разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ – группировка расходов бюджетов субъектов РФ, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается соответствующими органами местного самоуправления.
Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Таким образом, бюджетная классификация – это документ не только выполняющий важнейшие организующие функции, позволяющие сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и имеющий большое экономическое значение.
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ).
Тема 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Дата: 2018-11-18, просмотров: 430.