Управление в сфере юстиции.
Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний об организации и правовом регулировании государственных органов, осуществляющих управление в административно-политической сфере.
Вопрос 1. Основы организации государственного управления в административно-политической сфере.
В соответствии с установленными предметами ведения Российской Федерации Правительство РФ обладает следующими полномочиями в административно-политической сфере:
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:
- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
- разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
- осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ:
- осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
- организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
- обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
- обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
- принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
- руководит гражданской обороной.
Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:
- осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
- обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
- в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
- отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории;
- осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Президент РФ как глава государства обладает широким кругом полномочий в указанной сфере, поскольку он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, возглавляет Совет безопасности РФ, представляет РФ внутри страны и за рубежом. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами вправе с согласия Совета Федерации РФ вводить чрезвычайное или военное положение, а также объявлять состояние войны и др.
Федеральной Собрание РФ в административно-политической сфере принимает законы, федеральный бюджет, дает согласие Президенту РФ на введение экстраординарных режимов в РФ, а также на применение контингента Вооруженных Сил РФ за пределами страны и др.
Вопрос 2. Государственное управление в сфере обороны.
Под обороной РФ понимается система политических, экономических военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Основным правовом актом, закрепляющим основы организации обороны РФ, является Федеральный закон «Об обороне».
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
К обороне привлекаются пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны и др. Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину, объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации военное положение.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.
Руководство деятельностью Минобороны России осуществляет Президент РФ.
В структуру Минобороны России входят службы и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. Министерство является органом управления Вооруженными Силами РФ.
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, а также Федерального агентства специального строительства.
Основными задачами Минобороны России являются:
- выработка и проведение государственной политики в области обороны;
- нормативно-правовое регулирование в области обороны;
- нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;
- координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
- организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ;
- поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
- осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
- обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (оперативно-стратегическое командование), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 476.