Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых менеджером в процессе управления, – принятие управленческого решения. От правильности и своевременности управленческого решения зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность работы организации.
Любое управленческое действие включает принятие решений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационализацией управленческих решений.
Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации.
Все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью принимать решения. Мы собираем надежную и адекватную информацию, а затем делаем выбор из альтернатив. Нечто аналогичное происходит при разрешении проблем в организации.
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Проблема возникает, если появляется несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Проблемы могут быть разными по своей важности для фирмы, по масштабам последствий в случаях принятия или непринятия решения, по степени риска и срочности действий менеджера, по возможности их решения. Проблемы бывают стратегическими и тактическими; долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; они могут возникать на разных уровнях управления.
Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем. Решение проблем – это процесс, который позволяет менеджеру систематически собирать факты для принятия решений.
Какими принципиальными соображениями руководствуется менеджер, приступая к выработке принятия решения?
Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации.
Проанализировать варианты решения проблемы (а иногда и невозможные варианты).
Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов.
Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей.
Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения.
Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении.
Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения. Таким образом, решение – это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.
Управленческое решение – это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов). Но, с другой стороны, управленческое решение – это суждение, выбор оптимального варианта из имеющихся альтернатив. В идеале это выбор между правильным и неправильным. В реальности управленческое решение - есть выбор между почти правильным и, вероятно, неправильным, но гораздо чаще – это выбор между двумя направлениями действий, правильность которых доказать нельзя.
Основа правильного решения – понимание ситуации, которое берет начало в столкновении различных мнений, в анализе возможных альтернатив.
Менеджеру необходимо выучить, вызубрить и не забывать, что хорошо организованные и спланированные разногласия являются единственным спасением от предвзятых мнений, шаблонных схем.
При принятии решения очень опасно отсутствие альтернативы.
Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействия на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решения:
- о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач;
- о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделений;
- об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов;
- об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей,
- об оценке финансового состояния предприятия;
- об оценке исполнения стратегической концепции предприятия и др.
Компьютер – мощное орудие в руках менеджера. Он делает то, что может делать человек, но в миллионы, миллиарды раз быстрее. Сила компьютера в том, что он логическая машина, машина без устали перебирающая сотни вариантов, но только в рамках программы. Таким образом, компьютерное решение – это то, что заложено в программу. Если программа самообучающаяся, то это одно, а если нет – другое. Поэтому применение компьютера сегодня дает множество преимуществ не дает преимущества абсолютно правильного решения.
Управленческие решения можно классифицировать по ряду признаков.
1. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:
• высшего уровня;
• среднего уровня;
• низшего уровня.
Основой того, кто в организации какие решения принимает, становится простое соотношение: чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие.
2. Дифференциация по предмету выделяет:
• концептуальные решения;
• исполнительские решения.
Концептуальные решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия. Они охватывают практически все предметные функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований.
Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения, прежде всего, отдельных позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента.
3. По решаемым задачам (содержанию) различают:
• информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;
• организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления;
• оперативные (например, подготовка к зиме), это решения на действия: «Как действовать?»;
• стратегические (например, внедрение новой технологии, диверсификация).
4. По степени охвата проблемы решения бывают:
• выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;
• систематические, когда рассматривается вся проблема.
5. В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяются на:
• производственные (технические и технологические);
• сбытовые и снабженческие (маркетинговые);
• финансовые;
• плановые;
• кадровые и т.д.
6. По формам принятия решения подразделяются на:
• единоличные, когда решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;
• коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение:
• коллективные: решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе.
7. По принципам выработки решений они делятся:
• запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определенным правилам-алгоритмам. Они допускают строгую формализацию. Часто такие решения по сути уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы их реализации;
• незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях и вырабатываются неформальным, творческим путем.
8. По характеру исходной информации решения бывают:
• в условиях определенности (полной информации);
• в условиях неопределенности (неполной информации).
Надо сказать, что большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, ведь среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, поэтому не возможности точно определить результат принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены с риском.
Риск – это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа. Риск – нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.
Поведение менеджеров при возникновении экстремальных ситуаций различно. Экстремальные ситуации неизбежны. Можно выделить следующие признаки таких ситуаций: неожиданность возникновения, необходимость принятия оперативного решения при крайне ограниченном времени для изучения обстановки (обычно его просто нет), значительное психологическое напряжение участников ситуации, центр тяжести ответственности за ее разрешение полностью ложится на менеджера. Хорошо, если он не теряет головы. При возникновении экстремальных ситуаций обычно возникай стресс. В экстремальной ситуации в поведении многих людей можно отметить следующие характерные моменты:
– недостаточно критически оценивается ситуация;
– возможно возникновение паники, или, как говорят, эффект психологического заражения;
– совершаются неупорядоченные действия;
– самые необходимые меры не совершаются.
Каждая экстремальная ситуация – своеобразный экзамен для руководителя. Управленческие решения, принимаемые в эти моменты менеджером, и его поведение могут послужить обстоятельствами, оказавшими на людей положительное или отрицательное впечатление. Менеджер просто обязан приложить все усилия, чтобы в этой ситуации укрепилось доверие к нему подчиненных, возрос его авторитет.
9. По методам решения проблем различают решения:
• основанные на интуиции;
• основанные на знаниях и здравом смысле;
• основанные на рационализме;
• основанные на комбинации подходов.
Интуитивное решение в большей степени основано на своего рода «озарении», собственном ощущении и многолетнем опыте руководства. Решения, принятые на основе суждения, сходны с интуитивными, но предполагают наличие глубоких профессиональных знаний и осмысления ситуаций, использования прошлого опыта, опору на здравый смысл. Человек судит о настоящем на основании результатов прошлых сходных ситуаций. Поскольку многие ситуации в организации имеют тенденцию к повторению, то суждения в принятии решений всегда приносят пользу. Решения на основе суждения принимаются быстро и не требуют никаких дополнительных затрат. Рациональные – это те решения, которые принимаются на основе глубокого и объективного анализа проблем. Наибольший эффект принятия важных управленческих решений дает сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и использование научного подхода с его современными технологиями выработки и принятия управленческих решений.
10. По форме:
- устные;
- письменные.
11. По срокам:
- действующие постоянно;
- на период;
- на время решения задачи и т.п.
12. По степени охвата:
- общими, затрагивающими всю организацию. Такие решения принимает высшее руководство;
- частными.
Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления.
Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный, критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные или осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 465.