Организационная структура управления (управленческая структура) – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений и органов управления, находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении, и объединенных коммуникационными каналами.
В линейной структуре преобладают линейные связи (рис.4.1).
Р1 – линейный руководитель высшего уровня;
Р2 – линейный руководитель среднего уровня;
И – исполнитель
Рис. 4.1. Линейная структура управления
Функциональную структуру управления используют при большом количестве специализированных работ в организации. В ней преобладает функциональная форма связей (рис.4.2).
В линейно-функциональном типе структуры у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из управленческих подразделений (отделов, бюро, групп, служб, отдельных специалистов), которые специализируются на выполнении какого-то одного вида управленческой деятельности (функции управления).
Условные обозначения:
РА, РБ, РВ — функциональные руководители по функциям А, Б, В
Рис. 4.2. Функциональная структура управления
Варианты линейно-функциональных структур управления показаны на рис. 4.3.
Ш1, Ш2 — штабы специалистов при руководителях разных уровней
Рис. 4.3. Линейно-функциональная структура управления
Дивизиональная структура управления делится на достаточно автономные, относительно самостоятельные блоки (рис.4.4). Выделение блоков может происходить по видам товаров и услуг, географическим регионам, потребителям.
РП1, РП2, РПЗ — руководители производств
Рис. 4.4. Линейно-функциональные структуры управления
Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Один из типов проектных структур представлен на рис.4.5.
Рис. 4.5. Одна из разновидностей проектных структур управления
В матричной структуре у работников есть одновременно два руководителя, обладающих равными правами (рис.4.6):
Ø по вертикали руководитель функциональной службы;
Ø по горизонтали руководителю бизнес-процесса, который наделен необходимыми проектными полномочиями для управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.
Рис. 4.6. Матричная структура управления
Множественная, конгломератная или смешанная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления.
18. Методы управления: понятие, классификация
Понятие «метод» (от греч. methodos «путь исследования») – способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.
Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно – в механизм управления. Механизм – это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой всё то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы – это способы приведения в действие и использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).
Методы управления – это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания приоритетов (функций управления) и от сочетания выбора его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.
Методы классифицируются по различным критериям (признакам):
· по масштабам применения – общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;
· по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и др.;
· по уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления;
· по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. д.;
· по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.
В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и др.
Традиционно методы менеджмента по характеру воздействия классифицируются:
· на административные (организационно-распорядительные);
· экономические;
· социально-психологические.
Экономические и экономико-математические методы
Экономические методы управления — это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы:
• интересы государства;
• интересы отрасли;
• интересы коллектива (организации);
• интересы личности.
Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Искусство руководителей состоит в разрешении этих противоречий, поиске возможных компромиссов. Возможные экономические рычаги управления включают в себя:
• себестоимость;
• рентабельность;
• прибыль;
• фондоотдачу;
• цену;
• заработную плату и др.
Один из важнейших экономических рычагов управления — заработная плата работников. Существует множество различных способов стимулирования труда. Все они дают тот или иной экономический эффект.
Видно, что при начальном росте заработной платы эффект от деятельности будет расти. В точке Зopt он достигнет максимального значения Эmax. Дальнейший рост заработной платы, очевидно, приводит к большим общим затратам, в результате чего себестоимость и цена продукции будут расти, а объемы продаж, выручка, прибыль и рентабельность падать. Общий эффект от деятельности будет снижаться.
Экономико-математические методы — это методы, основанные на аналогичном поиске показанных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы (модели «вход—выход» или «эффект— затраты»). Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 472.