РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика № 1 . Анкета  для определения школьной мотивации (Луксанова)

 

Цель: выявление уровня школьной мотивации.

Инструкция испытуемому: «Я буду задавать Вам вопрос, и предлагать три варианта ответов на него. Вы назовете мне выбранный ответ».

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- Не очень (1 балл). - Нравится (3 балла). - Не нравится (0 баллов).

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты с радостью идешь в школу или тебе
часто хочется остаться дома?

- Чаще хочется остаться дома (0 баллов). - Бывает по-разному (1 балл). Иду с радостью (3 балла).

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить
всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу
или остался бы дома?

- Не знаю (1 балл).- Остался бы дома (0 баллов). - Пошел бы в школу (3балла).

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- Не нравится (3 балла).- Бывает по-разному (1 балл).- Нравится (0 баллов).

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- Хотел бы (0 баллов). - Не хотел бы (3 балла).- Не знаю (1 балл).

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- Хотел бы (0 баллов). - Не хотел бы (3 балла).- Не знаю (1 балл).

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- Часто (3 балла). - Редко (1 балл). - Не рассказываю (0 баллов).

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель

- Хотел бы (0 баллов). — Не хотел бы (3 балла).— Не знаю(1 балл).

9. У тебя в классе много друзей?

- Много (3 балла). - Мало (1 балл). - Нет друзей (0 баллов).

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- Не нравятся (0 баллов). - Нравятся (3 балла). - Не очень (1 балл)

ОЦЕНКА: 25 — З0 баллов — высокая школьная мотивация, учебная активность;

            20 — 24 балла — нормальная школьная мотивация;

            15 —19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает

            больше внеучебными сторонами;

            10 — 14 баллов — низкая школьная мотивация;

           ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.




Методика № 2 «Социометрия»

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Вопросы:

1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

2. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?

3. С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

  Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, при этом соблюдать последовательность предпочтений: в первую(1), во вторую(2), в третью (3) очередь. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональной связей, другие - деловых.

Учащийся выбирает трех учеников из своего класса и заносит данные в таблицу, затем подводятся итоги по количеству выборов, и вычерчивается социограмма.

Матрица выбора

Кто выбирает

(список класса)

Кого выбирают

  1 2 3 4 5 6 7 8
1                  
2                  
3                  
  Кол-во полученных выборов                
  Кол-во взаимных выборов                

Социограмма представляет четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещают все номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших не одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой ( от того , кто выбрал , к тому , кого выбрал)

Методика № 3  Изучение уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

 Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.(3-5 кл)

 

Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

 

 Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

 

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

 

Текст

 

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 

Обработка данных. Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

 

 0-2 – высший уровень внимания;

 3-4 – средний уровень внимания;

 более 5 – низкий уровень внимания.

 Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

 

Методика № 4   «Общение» Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками            б) с учителями         в) с родителями  

г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа

 

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало или нет друзей      б) обижают, дразнят; в) воруют вещи

г) бьют                              д) не понимают моего внутреннего мира

е) нет общих интересов              ж) заставляют что-либо делать

з) держат в страхе                       и) мне неинтересно с ними

к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств       м)?

 

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к товарищу по классу             б) к товарищу вне класса            в) к маме

г) к отцу                             д) к др.родственнику         е) к учителю ж) ?

 

 

    Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.

 

    Фамилии учеников 1 вопрос    2 вопрос    3 вопрос

                      

 

Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

 

Методика № 5   Столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.

Например, «Как поступить?»

Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»

1. Описываются школьные ситуации:

а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»

б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке?    И т.д.

 

2. Обсуждаются возможные варианты, а потом устанавливается правильность ответов.

 

Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:

1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)

2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)

3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)

4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)

 

Методика № 6  Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)

Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.

 

1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…

2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…

3. Больше всего я люблю, когда учитель…

4. Больше всего я не люблю, когда учитель…

5. Больше всего мне нравится школа за то, что…

6. Я не люблю школу за то, что …

7. Мне радостно, когда в школе…

8. Я боюсь, когда в школе…

9. Я не хотел бы, чтобы в школе…

10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…

11. Если я невнимателен на уроке, я …

12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…

13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …

14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…

15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…

16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …

17. Мне всегда интересно, когда на уроке…

18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…

19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 365.