Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….4 стр.
Содержание практики……………………………………………..6 стр.
План практики……………………………………………………...7 стр.
Литература …………………………………………………………9 стр.
Приложения………………………………………………………10 стр.
Аттестационный лист……………………………………………35 стр.
Лист самооценки…………………………………………………38 стр.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая практика (ПП.03.02) проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и входит в профессиональный модуль ПМ. 03 Классное руководство.
Цель практики: приобретение опыта психолого-педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов; развитие мотивации к педагогической деятельности; формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Задачи практики:
· закрепить, расширить и обобщить психолого-педагогические знания студентов по организации и проведению учебно-воспитательной работы с младшими школьниками;
· формировать у студентов умения наблюдать за поведением и деятельностью детей младшего школьного возраста и учебно-воспитательной работой учителя начальных классов, анализировать ее;
· овладевать навыками изучения отдельных учащихся и класса с помощью методов психолого-педагогической диагностики, составления характеристики на учащегося, классный коллектив;
· формировать у студентов умение планировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность за период практики;
· воспитывать профессиональный интерес и культуру педагогической деятельности, стимулировать потребность в самосовершенствовании.
После прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
· педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
· анализа планов и организации деятельности учителя начальных классов (в аспекте практики);
· наблюдения, анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, учителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
уметь:
· выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) учащегося и класса, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
· выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· анализировать учебный процесс, внеурочную деятельность, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
· составлять характеристику отдельного учащегося и класс;
· обобщать материалы и представлять в виде компьютерной презентации.
В результате прохождения практики формируются следующие компетенции
Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Организация практики
В течение практики предусмотрены следующие формы работы:
· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью учителя и учеников в образовательном процессе;
· знакомство студентов с осуществлением образовательного процесса различными структурными подразделениями школы;
· знакомство с нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в начальной школе;
· изучение документации, позволяющей вести учебно-воспитательную работу учителя начальных классов;
· изучение отдельных учащихся и класса с помощью методов психолого-педагогической диагностики, составление характеристики на учащегося и классный коллектив.
Практика рассчитана на 72 часа.
Содержание практики
План проведения практики
День практики | Кол-во часов | Самостоятельная работа студентов | |
Формы работы | Формы отчетности | ||
1 неделя | |||
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с учителем, классом. | 2 | групповая | записи в дневнике. |
Наблюдение и психолого-педагогический анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов. | 8 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 3, 4) |
Наблюдение за работой класса и отдельного учащегося, проведение психолого-педагогической диагностики для создания характеристик. | 8 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 1,2). |
Методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др.; изготовление наглядности, раздаточного материала и др. | 6 | групповая, индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели). |
Знакомство с деятельностью школьного психолога. | 2 | групповая | записи в дневнике |
Знакомство с документацией, обеспечивающей образовательный процесс в начальной школе (в аспекте практики). | 2 | групповая | записи в дневнике |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с учителем и методистом. | 2 | групповая | |
2 неделя | |||
Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов (в аспекте практики). | 6 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 3,4). |
Наблюдение за работой класса и отдельного учащегося (в аспекте практики). | 6 | индивидуальная | записи в дневнике |
Проведение психолого-педагогической диагностики: изучение отдельного ученика и класса с целью написания характеристики. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 1,2). |
· Изучение личных дел учащихся наблюдаемого класса. · | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
· Знакомство с планами работы классного руководителя (в аспекте практики). | 2 | групповая | записи в дневнике |
Методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др., изготовление наглядности, раздаточного материала др. | 6 | индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка в учителя в конце недели) |
Знакомство с деятельностью МО учителей начальных классов (в аспекте практики), участие (по возможности) в заседании. | 2 | групповая | запись в дневнике |
Обобщение материалов и подготовка характеристик класса и отдельного ученика. | 4 | индивидуальная | характеристики |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с учителем и методистом | 2 | групповая |
По окончании практики сдается документация:
Дневник практики.
Психолого-педагогическая характеристика школьника.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Аттестационный лист (заполняется руководителем практики от ОУ).
Лисит самооценки (заполняется студентом-практикантом).
По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: презентация, сообщения на выбранную тему.
Литература
Основные источники:
1. Бороздина Г.В.Психология и педагогика: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: Издательство Юрайт; 2011. - 347с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2011. - 464 с.: ил. -(Мастера психологии). - ISBN 5-314-00115-2.
3. Джемс У. Психология: пер. с англ. / под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 2012. - 368 с.
4.Корчагина Г.В., Таринова Н.В. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому практикуму»- Пермь, 2013. – 56с.
Дополнительные источники:
1.Гликман И. З.Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
2. Караванова, Л. Ж. Психология : учебное пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. - М.: Дашков и К, 2014. - 264 с.
3. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. М.: Альфа-М, 2014. - 102 с. - Режим доступа: http://znanium.com.
4.Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с. | |
Приложения
Приложение 1.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА УРОКА
Сущность процесса обучения.
Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Целевая установка : наблюдая уроки, увидеть сущность обучения как двустороннего процесса, где результаты зависят от эффективности деятельности обоих сторон "ученик - учитель", от взаимосвязанной работы.
Вспомните!
Учитель: | Ученик: |
Настраивает Создает мотивацию Разъясняет Объясняет Демонстрирует Рассказывает Читает Задает вопросы Управляет Проверяет Оценивает Организует Вносит коррективы Стимулирует | Слушает Наблюдает Воспринимает Отвечает Анализирует Сравнивает Конкретизирует Составляет схемы, предложения, задачи Выполняет упражнение Читает Проверяет Оценивает Взаимодействует Исправляет (корректирует) и т.д. |
Используя метод наблюдения за деятельностью субъектов и объектов образовательного процесса, попытайтесь установить:
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | На что направлены, их целесообразность |
Общие выводы. Получилась ли взаимосвязанная работа? Почему? Учитывались психологические и индивидуальные особенности при проведении урока? Подтвердите конкретными примерами.
Примечание: используя метод исключения, запишите, что бы вы убрали из звеньев в уроке, считая это лишним, нецелесообразным. Что бы, возможно, включили, почему?
ПСИХОЛОГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Организация внимания.
Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.
О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствует: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.
Организация работы памяти.
Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.
О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ (ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ)
1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого занятия (мероприятия).
2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса.)
3. Цели и задачи проводимой работы.
4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение коллектива.
5. Содержание и методики проведения занятия:
- соответствие содержания занятия поставленной цели;
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, активность;
- приёмы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
- связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
6. Особенности личности учителя, проводящего занятие: убеждённость, эмоциональность, контакт с учащимися, знание их индивидуальных особенностей.
7. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).
Приложение 3.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Психолого-педагогическая характеристика ФИО, ученика …….класса МАОУ (МОУ) «СОШ №…», 20… года рождения
I. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, состояние здоровья, внешность.
Методы: беседа (с учеником, учителем, школьным врачом), изучение школьной документации, наблюдение.
II. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи, взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.
Методы: изучение школьной документации, беседа с учащимися, учителем, родителями.
Личность
1. Методика “Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка”
Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.
Методика «Кем быть?»
Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ “Кем я хочу стать и почему?”; в) написать рассказ на тему: “Моя мама (папа) на работе”.
Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.
Методика «Мой герой»
Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.
1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?
2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.
3. Сочинение-рассказ (сказка) “Я хочу быть, как...” Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.
Методика «Выбор»
Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. “Представь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?” Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.
7. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели. Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.
Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием “школы будущего”, составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.
Темперамент
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника. План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Таблица 1
Схема наблюдения за темпераментом школьника
Вариант Пункты плана наблюдений
реакции 1 2 3 4 5 6 7
а
б
в
г
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Темперамент ребенка
Для выявления типа темперамента ребенка целесообразно использовать характеристики, данные К. фон Гейдебранд в статье "О душевной сущности ребенка" и метод наблюдения, предложенный Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии".
Суть метода такова: ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.
1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях
а) Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокойно, рассматривает окружающее.
г) Робок, растерян.Ключ.
Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом;
если "б" - с холерическим;
если "в" - с флегматическим;
если "г" - с меланхолическим типом темперамента.
Самооценка
Интерпретация результатов
Если оценка ребенка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то ее следует считать адекватной. Если оценка ребенка окажется левее оценки учителя - ее следует отнести к заниженной , если правее — завышенной.
Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Познавательные процессы
Внимание
Память
Воображение
Методика «Таблицы Шульте»
Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности, эффективность работы, степень врабатываемости внимания.
Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Тестовый материал
Обработка и интерпретация результатов теста
Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как :
эффективность работы (ЭР),
степень врабатываемости (ВР),
психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность работы (ЭР) равна суммарному времени работы с таблицами, деленному на количество таблиц.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого. Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Приложение 4.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА
1. Общие сведения о классе: название школы, класса, количество учеников (мальчиков, девочек).
2. Официальная структура классного коллектива. Состав класса. Его актив.
3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива. Ведущие мотивы учения школьников. Уровень общего развития учеников. Количество отличников. Учащиеся, отстающие в учебе, причина их неуспеваемости.
4. Участие классного коллектива в общественно полезной работе.
5. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения обучающихся.
6. Общественно значимые цели классного коллектива. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение коллектива.
7. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений учащихся в микрогруппах.
8. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик - общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.). Анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияния отдельных школьников на коллектив.
9.Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изучаемого материала.
10. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути и методы вовлечения их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе. Критика и самокритика в коллективе.
11. Характер общения учащихся в группе. Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.
12. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.
Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным вниманием. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти (зрительным, слуховым, моторным, смешанным), а также учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала. Мышление, наличие сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, а также учеников с замедленным темпом мыслительной деятельности, индивидуальный подход к ним. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.
13. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности.
14. Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта
Общая характеристика дисциплины в классе. Характер дисциплины на уроках и вне уроков. Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности. Проявление чуткости, внимательности, честности, долга и др. Какие существуют формы и методы воспитания этих чувств в коллективе. Выводы, постановка проблем, прогноз, задачи.
15.Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса.
Методика № 2 «Социометрия»
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Вопросы:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
2. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?
3. С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе?
Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, при этом соблюдать последовательность предпочтений: в первую(1), во вторую(2), в третью (3) очередь. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональной связей, другие - деловых.
Учащийся выбирает трех учеников из своего класса и заносит данные в таблицу, затем подводятся итоги по количеству выборов, и вычерчивается социограмма.
Матрица выбора
№ | Кто выбирает (список класса) | Кого выбирают | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Кол-во полученных выборов | |||||||||
Кол-во взаимных выборов |
Социограмма представляет четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещают все номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших не одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой ( от того , кто выбрал , к тому , кого выбрал)
Методика № 3 Изучение уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)
Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.(3-5 кл)
Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработка данных. Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.
Методика № 4 «Общение» Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями
г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи
г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира
е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать
з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними
к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м)?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме
г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю ж) ?
Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
Фамилии учеников 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.
Методика № 5 Столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.
Например, «Как поступить?»
Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»
1. Описываются школьные ситуации:
а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»
б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.
2. Обсуждаются возможные варианты, а потом устанавливается правильность ответов.
Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
Методика № 6 Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)
Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.
1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне нравится школа за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я не хотел бы, чтобы в школе…
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке…
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
После практики
Дата Подпись
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….4 стр.
Содержание практики……………………………………………..6 стр.
План практики……………………………………………………...7 стр.
Литература …………………………………………………………9 стр.
Приложения………………………………………………………10 стр.
Аттестационный лист……………………………………………35 стр.
Лист самооценки…………………………………………………38 стр.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая практика (ПП.03.02) проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и входит в профессиональный модуль ПМ. 03 Классное руководство.
Цель практики: приобретение опыта психолого-педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов; развитие мотивации к педагогической деятельности; формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Задачи практики:
· закрепить, расширить и обобщить психолого-педагогические знания студентов по организации и проведению учебно-воспитательной работы с младшими школьниками;
· формировать у студентов умения наблюдать за поведением и деятельностью детей младшего школьного возраста и учебно-воспитательной работой учителя начальных классов, анализировать ее;
· овладевать навыками изучения отдельных учащихся и класса с помощью методов психолого-педагогической диагностики, составления характеристики на учащегося, классный коллектив;
· формировать у студентов умение планировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность за период практики;
· воспитывать профессиональный интерес и культуру педагогической деятельности, стимулировать потребность в самосовершенствовании.
После прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
· педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
· анализа планов и организации деятельности учителя начальных классов (в аспекте практики);
· наблюдения, анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, учителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
уметь:
· выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) учащегося и класса, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
· выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· анализировать учебный процесс, внеурочную деятельность, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
· составлять характеристику отдельного учащегося и класс;
· обобщать материалы и представлять в виде компьютерной презентации.
В результате прохождения практики формируются следующие компетенции
Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Организация практики
В течение практики предусмотрены следующие формы работы:
· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью учителя и учеников в образовательном процессе;
· знакомство студентов с осуществлением образовательного процесса различными структурными подразделениями школы;
· знакомство с нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в начальной школе;
· изучение документации, позволяющей вести учебно-воспитательную работу учителя начальных классов;
· изучение отдельных учащихся и класса с помощью методов психолого-педагогической диагностики, составление характеристики на учащегося и классный коллектив.
Практика рассчитана на 72 часа.
Содержание практики
Модуль «Знакомство с деятельностью структурных подразделений школы»:
· беседа со школьным психологом с целью знакомства с деятельностью психологической службы в начальной школе;
· знакомство с деятельностью МО учителей начальных классов (в аспекте практики), участие (по возможности) в заседании;
2. Модуль «Работа с документацией, обеспечивающей образовательный процесс в начальной школе»:
· знакомство с имеющейся документацией, обеспечивающей работу учителя начальных классов (в аспекте практики);
· изучение личных дел учащихся наблюдаемого класса (в аспекте практики);
· знакомство с планами работы классного руководителя (в аспекте практики);
· знакомство с планом работы и деятельностью МО учителей начальных классов (в аспекте практики).
3. Модуль «Методическая помощь учителю»:
· наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов (в аспекте практики) с целью подготовки к другим видам практики;
· методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др., изготовление наглядности, раздаточного материала и др.).
4. Модуль «Психолого-педагогическая диагностика»:
· изучение отдельного ученика и класса с целью написания характеристики класса и отдельного ученика;
· использование в процессе диагностики следующих методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение личных дел, анализ личных дел и т.д.
План проведения практики
День практики | Кол-во часов | Самостоятельная работа студентов | |
Формы работы | Формы отчетности | ||
1 неделя | |||
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с учителем, классом. | 2 | групповая | записи в дневнике. |
Наблюдение и психолого-педагогический анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов. | 8 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 3, 4) |
Наблюдение за работой класса и отдельного учащегося, проведение психолого-педагогической диагностики для создания характеристик. | 8 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 1,2). |
Методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др.; изготовление наглядности, раздаточного материала и др. | 6 | групповая, индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели). |
Знакомство с деятельностью школьного психолога. | 2 | групповая | записи в дневнике |
Знакомство с документацией, обеспечивающей образовательный процесс в начальной школе (в аспекте практики). | 2 | групповая | записи в дневнике |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с учителем и методистом. | 2 | групповая | |
2 неделя | |||
Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов (в аспекте практики). | 6 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 3,4). |
Наблюдение за работой класса и отдельного учащегося (в аспекте практики). | 6 | индивидуальная | записи в дневнике |
Проведение психолого-педагогической диагностики: изучение отдельного ученика и класса с целью написания характеристики. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 1,2). |
· Изучение личных дел учащихся наблюдаемого класса. · | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
· Знакомство с планами работы классного руководителя (в аспекте практики). | 2 | групповая | записи в дневнике |
Методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др., изготовление наглядности, раздаточного материала др. | 6 | индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка в учителя в конце недели) |
Знакомство с деятельностью МО учителей начальных классов (в аспекте практики), участие (по возможности) в заседании. | 2 | групповая | запись в дневнике |
Обобщение материалов и подготовка характеристик класса и отдельного ученика. | 4 | индивидуальная | характеристики |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с учителем и методистом | 2 | групповая |
По окончании практики сдается документация:
Дневник практики.
Психолого-педагогическая характеристика школьника.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Аттестационный лист (заполняется руководителем практики от ОУ).
Лисит самооценки (заполняется студентом-практикантом).
По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: презентация, сообщения на выбранную тему.
Литература
Основные источники:
1. Бороздина Г.В.Психология и педагогика: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: Издательство Юрайт; 2011. - 347с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2011. - 464 с.: ил. -(Мастера психологии). - ISBN 5-314-00115-2.
3. Джемс У. Психология: пер. с англ. / под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 2012. - 368 с.
4.Корчагина Г.В., Таринова Н.В. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому практикуму»- Пермь, 2013. – 56с.
Дополнительные источники:
1.Гликман И. З.Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
2. Караванова, Л. Ж. Психология : учебное пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. - М.: Дашков и К, 2014. - 264 с.
3. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. М.: Альфа-М, 2014. - 102 с. - Режим доступа: http://znanium.com.
4.Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с. | |
Приложения
Приложение 1.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА УРОКА
Сущность процесса обучения.
Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Целевая установка : наблюдая уроки, увидеть сущность обучения как двустороннего процесса, где результаты зависят от эффективности деятельности обоих сторон "ученик - учитель", от взаимосвязанной работы.
Вспомните!
Учитель: | Ученик: |
Настраивает Создает мотивацию Разъясняет Объясняет Демонстрирует Рассказывает Читает Задает вопросы Управляет Проверяет Оценивает Организует Вносит коррективы Стимулирует | Слушает Наблюдает Воспринимает Отвечает Анализирует Сравнивает Конкретизирует Составляет схемы, предложения, задачи Выполняет упражнение Читает Проверяет Оценивает Взаимодействует Исправляет (корректирует) и т.д. |
Используя метод наблюдения за деятельностью субъектов и объектов образовательного процесса, попытайтесь установить:
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | На что направлены, их целесообразность |
Общие выводы. Получилась ли взаимосвязанная работа? Почему? Учитывались психологические и индивидуальные особенности при проведении урока? Подтвердите конкретными примерами.
Примечание: используя метод исключения, запишите, что бы вы убрали из звеньев в уроке, считая это лишним, нецелесообразным. Что бы, возможно, включили, почему?
ПСИХОЛОГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Дата: 2018-11-18, просмотров: 495.