Модификация методики Дембо-Рубинштейн
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начер- таны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качества- ми: “рост”, “доброта”, “ум”, “справедливость”, “смелость”, “честность”, “хороший товарищ” (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: “Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.»

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

 

Диагностика самооценки ученика

Цель: Изучение субъективной оценки ребенка своей успешности обу­чения и поведения.

Взять: бланк с двумя биполярными шкалами и карандаш.

 

Инструкция. Тебе предлагаются две линии. На первой линии можно рас­положить всех детей по успеваемости. Слева окажутся дети с высокой успе­ваемостью, которые учатся только на одни пятерки. Справа - дети с низкой успеваемостью, которые учатся на одни двойки. Все остальные находятся между ними. Как ты думаешь, где твое место на этой линии? Покажи. Поставь «галочку».

На второй линии можно расположить всех детей по поведению в школе, Слева окажутся дети, которые всегда слушаются учительницу, никогда не нару­шают дисциплину. Справа - те дети, которые никогда не слушаются учительни­цу, всегда ведут себя плохо. Как ты думаешь, где твое место на этой линии? По­кажи. Поставь «галочку».

ПРОЦЕДУРА: Ребенок ставит «галочку» сначала на первой линии, затем на второй.

 

УЧЕБА                 __________________________________________________

 

ПОВЕДЕНИЕ     _________________________________________________

 

Обработка результатов. Адекватность самооценки определяется при сопоставлении субъективной (ШКОЛЬНИКОМ) и экспертной (УЧИТЕЛЕМ) шкал путем их наложения

Интерпретация результатов

Если оценка ребенка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то ее следует считать адекватной. Если оценка ребенка окажется левее оценки учителя - ее следу­ет отнести к заниженной , если правее — завышенной.

 

Методика «Дерево»

 

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

 № 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку

 № 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

 № 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

 № 9 - мотивация на развлечения

 № 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

 № 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

 № 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

 № 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

 

       Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Познавательные процессы

 

 Внимание

Дата: 2018-11-18, просмотров: 453.