Наиболее полное использование заложенного при конструировании и изготовлении двигателя ресурса возможно при правильной эксплуатации и качественном ремонте. Качество капитального ремонта (КР) и его технология во многом определяется дефектами основных элементов двигателя, например коленчатых валов. Результаты дефектации 79495 коленчатых валов (КВ), выполненной на ЗАО «Ремдизель» г. Набережные Челны, приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Распределение дефектов коленчатых валов двигателей КамАЗ-740
Наименование дефектов | Доля, % |
Выбраковано КВ всего 34,92 Трещины на шейках 9,41 Прогиб по третьей коренной шейке более 0,9мм 5,05 Проворот вкладышей, задир и забоины на шейках 4,54 Нет галтелей на шейках 5,76 Разрушение (разлом) вала 0,70 |
Следует отметить, что не все двигатели с разрушением коленчатого вала, с задиром шеек попадают в капитальный ремонт. Поэтому доля таких дефектов коленчатого вала в эксплуатации выше.
Более полные данные по дефектам двигателей, снятым в капитальный ремонт, содержатся в статистике эксплуатирующих организаций. В табл. 1. 2 приведено распределение пробега двигателей КамАЗ-740 до КР по основным дефектам по данным Московского филиала «КамАЗавтоцентр». Результаты обработки приведены в табл. 1.3.
В эксплуатации водители нередко распломбируют топливный насос высокого давления (ТНВД) и нарушают его регулировку в сторону повышения скоростного режима работы двигателя. Особенно это характерно для автомобилей, работающих на междугородных маршрутах. Это приводит к форсированию двигателя и к перегрузкам деталей, что нередко приводит к их разрушению. Из табл. 1.2 и 1.3 видно, что такие дефекты, как проворачивание вкладышей, обрыв шатуна и шатунных болтов, поломка коленчатого вала наблюдаются чаще всего у двигателей, работающих с нарушенным пломбированием ТНВД. Доля таких двигателей находится в пределах 36-59% (табл. 1.3) от количества двигателей с такими дефектами.
Из табл. 1.2, 1.3 следует, что по причине естественного износа деталей в доремонтный период поступает в КР 44,36% двигателей, а в межремонтный только 31,51%. Коэффициент вариации наработки до КР по
Таблица 1.2
Распределение пробега двигателей КамАЗ-740 в доремонтном (Н) и межремонтном (Р)
периодах эксплуатации по основным дефектам по данным Московского филиала «КамАЗавтоцентр», %
Наименование дефектов
|
Период |
Интервалы пробега, тыс.км
|
Двигатели с дефектами | ||||||||
0-30 | 30-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 250-300 | 300-350 | св 350 | Всего | НРТА | ||
1.Естественный износ ЦПГ и КШМ 2. Пылевой (абразивный) износ ЦПГ и КШМ 3. Износ ЦПГ вследствие перегрева двигателя 4. Проворачивание коренных и шатунных вкладышей 5. Обрыв шатуна, шатунных болтов, поршня 6. Поломка коленчатого вала 7. Трещина блока цилиндров 8. Дефекты масляного насоса 9. Прочие Итого | Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р | - 0,78 - 1,92 - 10,00 1,03 13,41 4,50 18,64 - 9,09 - 13,04 - 33,33 8,33 23,07 0,96 8,93 | 0,92 17,32 18,94 51,92 33,34 40,00 27,83 50,00 27,02 43,37 28,57 54,54 18,57 43,47 - 33,33 25,00 38,46 13,59 37,46 | 0,61 15,74 14,73 26,92 22,22 20,00 19,58 28,04 20,72 27,11 14,28 27,27 14,28 23,91 50,00 33,34 25,00 15,38 10,43 22,82 | 14,24 22,04 34,73 11,53 22,22 20,00 18,55 4,87 18,01 6,77 28,57 9,09 17,14 8,69 25,00 - 25,00 7,69 18,81 12,40 | 21,05 13,38 28,42 5,76 22,22 10,00 17,52 2,43 17,11 3,38 14,28 - 20,00 4,34 25,00 - 8,33 7,69 20,60 6,94 | 20,74 30,70 3,15 1,92 - - 13,40 1,21 9,90 1,69 14,28 - 20,00 4,34 - - 8,34 7,69 15,10 11,16 | 36,22 - - - - - 2,06 - 0,90 - - - 7,14 2,17 - - - - 17,17 0,24 | 6,19 - - - - - - - 1,80 - - - 2,85 - - - - - 3,29 - | 44,36 31,51 13,04 12,90 1,23 2,48 13,32 20,34 15,24 14,64 0,96 2,72 9,61 11,41 0,54 0,74 1,64 3,22 100,00 100,00 | - - 0,27 - - - 5,08 9,42 9,06 7,94 0,41 0,99 0,54 0,24 - - - - 15,38 18,61 |
НРТА – нарушение регулировки топливной аппаратуры
этой группе дефектов минимальный и закон распределения наработки до КР здесь близок к нормальному. По основным дефектам аварийного характера (4,5,6,7) доля двигателей в межремонтный период в 1,62 раза выше, чем в доремонтный. В целом по всей совокупности двигателей из-за большой доли аварийных отказов наблюдается значительная вариация наработки до КР (٧>1), что соответствует экспоненциальному закону распределения, характерному для отказов аварийного характера из-за нарушения правил эксплуатации и конструктивно-технологических недоработок.
О качестве КР можно судить по величине вторичного ресурса и соотношению рассеивания наработки до ремонта по этим группам двигателей, что показано в табл. 1.4. Из табл. 1.3 также следует, что там, где наибольшая доля нарушений регулировок ТНВД (правил эксплуатации), там выше коэффициент вариации наработки до ремонта.
Таблица 1.3
Параметры распределения наработки до первого КР (Н)
и между КР (Р) двигателей КамАЗ-740
Наименование дефектов |
Пери од | Параметры | Доля двигателей с расплом- бированными ТНВД | ||
Среднее значение, тыс. км | Средне-квад- ратическое отклонение, тыс. км | Коэф- фициент вариации | |||
1. Естественный износ ЦПГ и КШМ 2. Пылевой (абразивный) износ ЦПГ и КШМ 3. Износ ЦПГ вследствие перегрева двигателя 4. Проворачивание коренных и шатунных вкладышей 5. Обрыв шатуна, шатунных болтов, поршня 6. Поломка коленчатого вала 7. Трещина блоков цилиндров 8. Дефекты масляного насоса 9. Прочее 10. Итого | Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р | 271,3 184,1 163,6 106,1 138,3 110,0 158,0 86,8 151,0 89,1 158,0 86,8 193,8 104,5 162,5 68,3 134,0 99,7 211,0 122,9 | 149,9 157,7 116,9 127,3 106,7 130,6 179,7 123,5 211,7 138,2 140,9 84,3 205,4 182,9 64,0 65,0 160,6 176,5 225,0 173,8 | 0,552 0,857 0,714 1,200 0,772 1,188 1,138 1,423 1,402 1,551 0,892 0,971 1,059 1,751 0,394 0,958 1,198 1,769 1,067 1,414 | - - 2,07 - - - 38,13 46,31 59,44 54,23 45,05 36,39 5,61 2,10 - - - - 15,38 18,61 |
Из табл. 1.4 следует, что наиболее низкий вторичный ресурс наблюдается по дефектам (4-8). Это обусловлено более низким давлением в системе смазки отремонтированных двигателей, большим накоплением усталостных повреждений (трещин) на коленчатых валах. Большая неоднородность составляющих при КР приводит к большой неоднородности качества ремонта и большему рассеиванию вторичного ресурса, о чем свидетельствует соотношение коэффициентов вариации, которое в 1,08-2,43 (в среднем в 1,32) раза выше, чем по не ремонтированным двигателям.
Таблица 1.4
Соотношение параметров долговечности двигателей КамАЗ-740
в межремонтном и до доремонтном периодах эксплуатации
Наименование дефектов | ||
1. Естественный износ ЦПГ и КШМ 2. Пылевой (абразивный) износ ЦПГ и КШМ 3. Износ ЦПГ вследствие перегрева двигателя 4. Проворачивание коренных и шатунных вкладышей 5. Обрыв шатуна, шатунных болтов, поршня 6. Поломка коленчатого вала 7. Трещина блока цилиндров 8. Дефекты масляного насоса 9. Прочие 10. Итого | 0,67 0,64 0,79 0,54 0,58 0,55 0,53 0,42 0,74 0,58 | 1,55 1,68 1,53 1,25 1,10 1,08 1,65 2,43 1,47 1,32 |
Примечание к табл. 1.4: - средняя наработка до КР соответственно до повторного и до первого; - соответствующие коэффициенты вариации.
Таким образом, проведенный анализ показывает: по причине естественного износа деталей в КР поступает 44,36% не ремонтированных и 31,51% отремонтированных двигателей, остальные поступают в ремонт, как правило, с аварийными повреждениями основных деталей; значительная часть аварийных двигателей (36-59%) эксплуатировались с нарушением правил эксплуатации (распломбирование ТНВД); по основным дефектам аварийного характера доля двигателей в межремонтный период в 1,62 раза выше, чем в доремонтный; из-за большой доли аварийных двигателей наблюдается значительная вариация наработки до КР (٧>1); в среднем вторичный ресурс составляет 58% первичного, особенно низкий вторичный ресурс по двигателям с проворачиванием вкладышей, обрывом шатунов и шатунных болтов, поломкой коленчатого вала; рассеивание вторичного ресурса в среднем в 1,32 раза больше, чем первичного. Для повышения межремонтных пробегов двигателей необходимо повышать уровень их технической эксплуатации, совершенствовать технологию и качество ремонта, а также совершенствовать системы смазки и очистки масла и воздуха.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 474.