В системах электрической централизации дежурный по станции осуществляет дистанционное управление стрелками, сигналами и другими объектами. В связи с этим возникает необходимость формирования в АСУ адекватной информационной модели технологического процесса. Объем информации, включаемый в модель, и правила ее организации должны соответствовать задачам для реализуемого режима управления.
При компьютерном управлении устройствами электрической централизации, кроме традиционных функций (индивидуального управления объектами системы, маршрутного управления объектами ЭЦ с указанием начала и конца маршрута, автоматического действия сигналов), в системе должно обеспечиваться:
- накопление маршрутов и других заданий;
- автоматизированное предложение маршрутных заданий, реализуемых по согласию дежурного по станции;
- автоматическое управление.
В ЭЦ различают основной, вспомогательный и аварийный режимы функционирования.
Управление перевозочным процессом в основном режиме осуществляет дежурный по станции, при этом системой обеспечивается:
- централизованный контроль и централизованное управление объектами ЭЦ;
- централизованный контроль состояния соседних зон управления на крупных станциях (участковых, пассажирских, технических, сортировочных) с нужной степенью детализации информации;
- централизованный контроль и местное управление объектами;
Вспомогательный режим реализуется в системе при возникновении отказов в устройствах СЦБ путем передачи так называемых "ответственных" команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых дежурным с соблюдением определенного регламента (запись в журналах, пользование пломбируемыми кнопками или со счетчиками числа нажатий и др.).
К таким командам относятся:
- вспомогательная смена направления движения на перегоне, оборудованном двухсторонней автоблокировкой;
- вспомогательный перевод стрелок при ложной занятости стрелочного участка;
- -искусственное размыкание замкнутых в маршруте путевых и стрелочных участков;
- пользование пригласительными сигналами;
- управление переездом, расположенным в пределах станции
- включение и восстановление устройств контроля состояния подвижного состава – УКСПС;
- дополнительное размыкание стрелок без установки маршрутов;
- блокировка контрольно-габаритных устройств (КГУ) и управления стационарными тормозными упорами (УТС), деблокирование перегона и участка удаления АБТЦ.
Пользование ответственными командами допускается после проверки на месте состояния стрелочного перевода, путевых стрелочных участков и станционных путей, с выполнением требований "Инструкции по движению поездов и маневровой работе".
При повреждениях устройств СЦБ, не указанных в предыдущем пункте, на станциях осуществляется аварийный режим управления – перевод стрелок курбелем, запирание их на висячий замок. В этом режиме передвижения могут выполняться под запрещающие сигналы светофоров по командам дежурного, передаваемым голосом по радиосвязи, или организуются с проводником. При этом может сохраняться централизованный контроль.
Несмотря на многообразие и сложность функций, выполняемых современной автоматикой, роль дежурных остается достаточно сложной и ответственной, в особенности при вспомогательном и аварийном режимах.
Это предъявляет дополнительные требования к вновь создаваемым системам, которые должны включать в состав программного обеспечения средства диагностики и проверки оборудования, а, с точки зрения пользования, должны иметь дружественный и максимально простой интерфейс, базирующийся на традиционной символике и индикации и обеспечивающий получение при необходимости соответствующих подсказок.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 868.