Требования по проектированию АРМ компьютерных ЭЦ
Помещение аппаратной ДСП должно иметь естественное и искусственное освещение. Окна в помещениях ДСП преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток, однако основным критерием является возможность обзора станции. Площадь на одно рабочее место пользователя должна составлять не менее 6 м2 .
Для размещения вычислительных средств АРМа ДСП проектируется специализированный стол. Он включает набор секций и тумб (далее элементов), объединяемых в единую сборную единицу, сверху которой монтируется рабочая поверхность стола. Конструктивно рабочую поверхность составляют три столешницы: две боковые фигурные и одна (центральная) прямоугольная, которая представляет собой основную рабочую поверхность с размерами 1200х800мм. После сборки на объекте стяжной и усилительной фурнитурой все элементы составляют единую неразборную конструкцию. Все геометрические размеры конструкции соответствуют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. высота рабочей поверхности составляет 725 мм.
Системные блоки, источники бесперебойного питания, сетевое оборудование располагаются либо внутри стола, либо в отдельно стоящей стойке 19”, устанавливаемой в непосредственной близости от стола ДСП. Конструкцией элементов обеспечена циркуляция воздуха для исключения перегрева оборудования с рабочей наружной (относительно конструктива) температурой +45. В элементах с оборудованием предусмотрены дин-рейки с клеммниками для подключений внешних соединений и кабель-каналы с крышками, в которых размещаются внутренние соединительные кабели аппаратуры. К этому оборудованию должен исключаться случайный доступ. Для размещения оборудования телефонной и радиосвязи в столе должна проектироваться отдельная тумба.
На рабочей поверхности стола устанавливаются телефонные аппараты, коммутатор связи ДСП, микрофоны радиосвязи, мониторы и манипулятор мышь активного комплекта АРМ. На выкатных полках, устанавливаемых под основной рабочей поверхностью стола, размещаются мышь пассивного комплекта и обе клавиатуры. Их соединение с системными блоками часто требует использования специальных удлинителей, длиной до 3 м. Под столешницей со стороны ДСП монтируется щиток ответственных приказов.
Мониторы на рабочем столе ДСП должны устанавливаться таким образом, чтобы они находились в зоне видимости. Верхняя кромка экрана располагается на уровне глаз человека, сидящего в рабочем кресле. Расстояние от глаз пользователя до поверхности экранов мониторов должно быть 600-700 мм, но не ближе 500мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
В элементах стола и на его рабочей поверхности предусмотрены технологические отверстия с вмонтированными открывающимися заглушками для соединений связевой аппаратуры и оборудования АРМ.
Для подключения внешних соединений (с релейной и связевой) в соответствующих элементах предусматриваются кабельные спуски. Все внешние коммуникации в аппаратной выполняются в кабельных лотках фальш-пола согласно проекта. При этом должны проектироваться раздельные лотки силовых кабелей питания от сигнальных кабелей и ЛВС.
Рабочий стул (кресло) должно быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.
По возможности рабочий стол должен размещаться таким образом, чтобы мониторы были ориентированы к световым проемам боковой или тыльной стороной, а естественный свет не создавал блики на экранах. Оконные проемы обязательно должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др. Также размещение стола должно обеспечивать доступ к аппаратуре для ее обслуживания. Со стороны аппаратуры технологическое пространство от стола до стен (других объектов) должно быть не менее 1 м.
На стене помещения ДСП устанавливается щиток ключей-жезлов, на котором также размещаются стрелочный коммутатор и индикация макета стрелок, а также аварийная кнопка отключения энергоснабжения поста ЭЦ.
В аппаратной также проектируется система автоматического пожаротушения и, по желанию заказчика, система кондиционирования воздуха.
Рекомендации по организации взаимодействия персонала с техническими средствами компьютерных систем управления
Например, для систем ЭЦ базовое окно содержит: главное меню режимов визуализации, о которых будет сказано далее; индикацию режима управления (например, режим ответственных команд, режим отмены); текущую дату и время; кнопку отключения звуковой сигнализации. Основное окно включает отображение технологической картины управляемого процесса и предлагает следующие режимы визуализации:
· поездного положения на станции в целом;
· поездного положения на выбранной зоне станции (нескольких станциях) с возможностью скроллинга (прокрутки) и масштабирования изображений;
· нормативно-справочной информации по станции;
· получения данных из АСОУП;
· просмотра состояния объектов на перегонах;
· таблицы занятия каналов сигналов ТС (режим для АРМ электромеханика);
· диагностики (режим для АРМ электромеханика);
· нормативно-справочной информации.
Диалоговое окно обеспечивает взаимодействие пользователя с техническими средствами в выбранном режиме визуализации (вызов дополнительного меню по станции; прокрутка; масштабирование; переключение режимов управления – основной, отмены, ответственных команд; отказ от незаконченных действий и пр.).
Рабочее место дежурного по станции и диспетчера содержит несколько мониторов для отображения поездной ситуации.
Как показывает практика, один из мониторов АРМ используется ДСП главным образом для отображения поездного положения на участке в целом, что позволяет всегда иметь интегральную обстановку для принятия решений по регулировке движения поездов. Второй монитор используется для детального отображения станций и перегонов. На третьем мониторе могут отображаться графики движения поездов, нормативно-справочная информация или состояние соседнего полигона (перегон, станция).
Учитывая требования по надежности с деградацией системы при отказах одного из комплектов, для всех видеокадров должна потенциально существовать возможность независимого их вызова на любом экране АРМ.
В качестве органов управления целесообразно использование серийных средств: манипулятора “мышь” (трекбол) или клавиатуры. Как показывает практика, эффективным является комбинированное использование указанных органов управления. Возможно также применение специализированной функциональной клавиатуры.
При проектировании интерфейса “человек-машина” с использованием УГИ применяются следующие основные принципы:
1. Активизация на видеокадре монитора информации, необходимой пользователю для контроля и организации перевозочного процесса, включающую состояние элементов путевого развития (рельсовых цепей), светофоров, контроль режимов работы.
2. Все другие данные нормально отсутствуют на мониторе и отображаются в случаях нарушений с дополнением речевыми сообщениями, автоматически формируемыми с помощью средств мультимедиа в АРМе диспетчера. Например, аварии на перегоне соответствует появление индикации красным мигающим цветом символов “АП” на соответствующем участке, а речевое сообщение включает полное наименование перегона и, собственно, содержательную часть сообщения.
3. Целесообразно использовать одинаковое отображение (цвета, пропорций элементов и др.) в режимах общего плана участка и отдельной станции (ее части). Это предпочтительнее с точки зрения исключения дополнительных обработок отображения при формировании концептуальной модели технологического процесса в сознании пользователя.
4. Рекомендуется принцип привязки управления к контролируемому объекту. Другими словами это означает, что для телеуправления осуществляется выбор с помощью манипулятора "мышь" или клавиатуры объекта контроля с формированием соответствующей режиму управления кодовой последовательности в линию, что позволяет осуществлять телеуправление без разработки дополнительных видеокадров для режима управления.
5. Рекомендуется исключить некорректные действия пользователя в выбранном режиме. Т.е., все такие действия персонала исключаются на программном уровне, если они не предусмотрены в выбранном режиме управления, например, невозможно пользование пригласительными сигналами или искусственное размыкание маршрутов в основном режиме и разрешается только в режиме ответственных команд и только для соответствующих светофоров. Этот же принцип соблюдается и при работе в выбранном режиме, например, при установке маршрута после начальной точки маршрута в качестве конечной может быть выбрана только точка существующего маршрута.
6. Как следует из предыдущего пункта интерфейс установки маршрута следует основывать на географии путевого развития станций, в отличии от использования специализированных средств типа манипулятора или его образа на экране. Такой подход является универсальным с точки зрения его применимости для станций любой сложности с возможностью задания вариантных и альтернативных маршрутов.
7. Использование условных знаков на мнемосхемах участка предполагается вручную диспетчером по мере возникновения необходимости из библиотеки такого вида УГИ. При этом на знаки возлагаются следующие задачи:
а) информирование персонала о событии, связанном с особыми условиями организации технологического процесса (памятка для диспетчера);
б) исключение ошибочных действий персонала путем блокировки пользования элементами путевого плана для движения поездов, где установлен условный знак;
в) контроль регламента производства ремонтных, восстановительных работ за счет сравнения текущего времени и планового, введенного при установке знака. В этом случае целесообразна выдача речевых сообщений.
8. Целесообразно предусмотреть возможность реконфигурации зоны управления ДСП путем использования знаков границ управления, которые, например, могут быть оперативно объединять управление районами станции в период спада объемов перевозочного процесса.
9. Другие данные, характеризующие полигон управления (названия рельсовых цепей, нумерация и подсветка положения стрелок, названия сигнальных точек на перегоне и др.) целесообразно отображать на путевом плане после выбора соответствующей функциональной клавиши.
10. Нормативно-справочную информацию (пост ЭЦ, пассажирское здание, профиль участка, расположение платформ, мостов, тоннелей, других искусственных сооружений) целесообразно формировать в отдельном видеокадре с привязкой этих объектов к путевому плану. Переход в режим получения этой информации следует осуществлять после выбора соответствующих функциональных клавиш или пункта меню.
11. Редко используемые команды телеуправления (переключение комплектов вычислительных средств, включение ревуна в горловинах и т.д.) целесообразно отнести в отдельное окно.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 2091.