Классификация условных графических изображений
На основе обобщения мирового и отечественного опыта создания компьютерных систем управления были разработаны нормативные документы отрасли: стандарт ОСТ 32.111-98 «Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Условные графические изображения и индикация» и руководящий технический материал РТМ 32ЦШ III5842.04-97 «Рекомендации по учету влияния человеческого фактора на безопасность при разработке и проектировании систем железнодорожной автоматики и телемеханики». В указанных документах определены основные требования для инженерно-психологического проектирования пользовательского интерфейса систем диспетчерского управления, диспетчерского контроля и компьютерных (микропроцессорных и релейно-процессорных) электрических централизаций. В табл.4.1 представлены примеры условных графических изображений и индикации (УГИ).
Классификация условных графических изображений представлена на рис.4.4.
По назначению УГИ функционально можно разделить на группы:
· пометки оперативного персонала, которые формируются путем ввода на экранной форме схематического плана станции специальных знаков (информационных знаков о закрытии движения, снятии напряжения с контактной сети, производстве ремонтных работ и др. (см.табл.4.1), текстовых комментариев о причинах задержек поездов, сведения о работе, записи о технологических событиях (обозначение границ «окон») и др.);
· служебные знаки и символы, представляющие собой данные об установленном режиме управления, о контроле выдачи команд и поступлении известительных приказов, о присутствии RGB-компонент на электронно-лучевой трубке мониторов АРМ, дата, текущее время;
· объекты индикации, которые включают три подгруппы, различающиеся по способу получения переменных для индикации:
- реальные, по фактическому состоянию объектов контроля (занятость/ свободность рельсовых цепей, контроль положения стрелок, рабочий фидер энергоснабжения и т.п.)
- вычисленные состояния путевых объектов (направление движения поезда, ложная занятость или свободность рельсовой цепи, нарушение алгоритма размыкания и т.п.);
- виртуальные (замыкание секций в МПЦ, статус исключения управления объектом (например, блокировка стрелок), признак активного комплекта резервированной системы и т.п.);
· нормативно-справочные данные, которые содержат путевые схемы районов, не включенных в централизацию, полезные длины путей в условных вагонах, границы зон электротяги, расположение тоннелей, платформ, сведения из ТРА станции и т.п.;
· УГИ для формирования команд, включающие:
- объекты управления на путевом плане,
- системы меню пользовательского интерфейса, в том числе кнопки, полосы прокрутки изображений и т.п.
По типу отображения могут использоваться УГИ как текстовые, так и графические, последние разделяются на следующие подгруппы:
Таблица .4.1
Примеры индикация светофоров
Дата: 2018-11-18, просмотров: 711.
№ п/п | Наименование объекта и состояния | Условные обозначения на плане и индикация | ||
Элементы путевого плана станции. Светофоры | ||||
1. | Цвет фона – светло-серый | |||
2. | Цвет объектов при пропадании ТС - бирюзовый | М1 | ||
3 | Светофор поездной или маневровый |
| ||
4 | Обозначение совмещенного поездного и маневрового сигнала | синий цвет ножки светофора или две ячейки | ||
5 | Пример наименования светофоров: | Н М1 (черный цвет литеров светофоров) | ||
6 | Закрытое состояние входного светофора (обязательно для ЭЦ) | красный цвет ячейки | ||
7 | Закрытое состояние светофоров | светло-серый цвет ячейки (цвет фона) | ||
8 | Открытое состояние поездного светофора | светло-зеленый цвет ячейки | ||
9 | Открытое состояние светофора для маневровых передвижений | белый цвет ячейки | ||
10 | Открытое состояние светофора для маневровых передвижений по двум белым огням | белый цвет двух ячеек | ||
11 | Пригласительный огонь | белый мигающий цвет ячейки | ||
12 | Светофор закрыт и неисправен | красный мигающий цвет ячейки * | ||
13 | Светофор открыт и неисправен | зеленый мигающий цвет ячейки* | ||
14 | Светофор погашен | цвет ячейки - серый, красный мигающий цвет контура* | ||