Тема 3. Средства обучения психологии и методика работы с ними
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие средств обучения и их классификация. Психологическая литература: разнообразие приёмов работы с текстом. Наглядные пособия и методика работы с ними. Требования к наглядности. Аудиовизуальные средства обучения. Методика использования учебного фильма.

Специфика и классификация методов преподавания психологии в средней и старшей школе (Забродин Ю.М., Попова М.В.). Активные групповые методы социального тренинга. Метод творческого самовыражения. Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций. Метод экспрессии. Метод чтения вслух. Метод интроспективного анализа. Метод по развитию творческого самочувствия. Рефлексивный тренинг.

Тема 4. Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам

Школьная лекция как основная форма организации обучения психологии. Общие требования к проведению лекционных занятий. Содержательность лекции. Факты, включаемые в содержание лекций. Научная обоснованность отбора материала. Научные понятия в содержании лекций. Приёмы раскрытия содержания понятия: логическое определение через ближайший род и видовое отличие; использование нескольких определений одного понятия; исторический аспект в разъяснении психологических понятий; последовательное разъяснение существенных признаков понятия; сопоставление понятий. Глубина анализа материала (анализ фактического материала). Цельность и структурные особенности лекций по психологии.

Этапы и приёмы лекции на отдельную тему.

Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, эвристическая беседа, лекция-визуализация, лекция-дискуссия, лекции вдвоем, лекция - пресс-конференция, лекции с заранее запланированными ошибками. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции; структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции.

Критерии оценки качества лекции (схема анализа лекционного занятия).

Тема 5. Организация семинаров, практических и лабораторных занятий в курсе психологии и требования к их проведению

Понятие семинарской формы обучения. Цели и задачи семинарского занятия. Типы семинаров по дидактическим целям: выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Структура семинара. Алгоритм подготовки к семинарскому занятию. Семинар как взаимодействие и общение участников, как школа взаимодействий и учебно-познавательного сотрудничества Выбор заданий для реализации внутри- и межгрупповых взаимодействий участников обучения.

Методика проведения семинаров-дискуссий. Критерии оценки качества семинарского занятия (схема анализа семинара). Принципы разработки учебных задач для семинарских занятий. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивные и творческие задачи.

Выделение состава умений, формируемых на практических и лабораторных занятиях. Методические требования по проведению лабораторных занятий. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач. Введение заданий по актуализации личного опыта при решении творческих задач. Демонстрационный эксперимент как разновидность практического занятия по психологии.

Тема 6. Организация самостоятельной работы в обучении психологии. Контроль и коррекция учебной деятельности учеников.

Специфика самостоятельной работы как формы обучения. Варианты проработки материала на самостоятельной работе. Условия эффективности самостоятельной учёбы.

Виды самостоятельной работы в преподавании психологии: методические рекомендации. Организация проверки и оценивания при обучении психологии. Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок. Оценка результатов учебной деятельности учеников. Технология оценки достижений ученика. Виды и формы проверки знаний при обучении психологии. Методические приёмы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля.

 

Устные выступления на семинарских занятиях представляют собой подготовленную студентами монологическую речь, рассчитанную на определенное по продолжительности время (примерно 15 минут) и на определенную аудиторию слушателей. Устные выступления позволяют проверить

Дата: 2018-11-18, просмотров: 494.