• Выберите наугад четыре слова.
Придумайте критерий, по которому одно станет лишним.
Например: собака, облако, вода и дверь.
Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако – нет.
Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет.
И так далее…
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
• Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.
• Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом.
Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.
• Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.
• Выберите два любых слова.
Свяжите их так, чтобы они представили собой идею для бизнеса.
Добавьте третье слово, выбранное наугад. Подумайте, каким образом обозначенное им понятие поможет увеличить прибыль от этого бизнеса.
Добавьте четвертое первое пришедшее на ум слово.
Теперь подумайте, как соответствующее понятие поможет сделать бизнес экологичным и способствовать бережному отношению к окружающей среде.
• Выберите наугад пять слов.
По любому принципу определите, какое из обозначенных ими понятий самое ценное, полезное, опасное, привлекательное, долговечное, дешевое и т. д.
Выберите пять случайных слов. Два из них расположите в противоположных концах линии.
Расставьте остальные слова так, чтобы каждое было каким-либо образом связано с расположенным справа.
• Выберите два любых слова.
С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.
• Возьмите четыре любых слова.
Из них выберите два, которые по какому-либо критерию являются противоположностями.
• Выберите случайным образом четыре слова.
Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок.
Напишите аннотацию этой статьи.
Наше мышление можно назвать репродуктивным, поскольку при решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные. Мозг целенаправленно и неуклонно ищет решение на основе прошлого опыта. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые упрощают жизнь. Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные.
Двум группам студентов задали вопросы.
Группа 1: «Тебе семь лет и не надо идти в школу. Весь день ты можешь делать, что хочешь. Чем бы ты занялся? Куда бы пошел? Что посмотрел бы?»
Группа 2: «Весь день ты можешь делать, что хочешь. Чем бы ты занялся? Куда бы пошел? Что посмотрел бы?»
После того как студенты записали свои ответы в течение десяти минут, им предложили ряд загадок и тест на творческие способности, например придумать альтернативное применение шинам старой машины. Студенты из первой группы, которые на время почувствовали себя детьми, оказались намного более творческими и предложили вдвое больше идей, чем студенты из второй.
Мы можем вернуть способность к творчеству, если снова почувствуем себя детьми.
Мыслить творчески означает мыслить продуктивно. Следовательно, при творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель – придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных. Репродуктивное мышление лишено гибкости, что становится причиной неудач: решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или – по меньшей мере – внешне похожи на него. Привычное мышление порождает стандартные и неоригинальные идеи.
ТЕХНИКА ШЕСТИ СЛОВ
В чем суть творческой задачи? Ты можешь описать ее одной фразой из шести слов?
«Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.
Формулируя сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение.
Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Одна из форм творческого мышления – концептуальное смешение – позволяет проводить ассоциации и создавать связи между разными темами. Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. Дети в этом – настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей и ассоциаций. Поэтому дети спонтанно творят. Уже в школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка – это категория. Другими словами, наши мысли замерзают.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 999.