Расходная часть местных бюджетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с законодательством в РФ выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:

• расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;

• расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Следует отметить, что расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).

Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответ­ствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.

Различаются обязательные, добровольные и запрещенные расходы местных бюджетов.

В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.

Добровольными являются расходы, которые местное сообщест­во может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы пред­варительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).

Как уже нами отмечалось, федеральные органы государ­ственной власти, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным органам минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Минимально необходимые расходы местных бюджетов уста­навливаются законами субъектов РФ на основе нормативов ми­нимальной бюджетной обеспеченности.

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основ­ных формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования;

• кредиты, полученные от кредитных организаций. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется

представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов.

Органы местного самоуправления публикуют сведения об ис­полнении местного бюджета за истекший финансовый год. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Росстат.

Местные бюджеты тесно взаимосвязаны с бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования закреплены в законодательстве РФ. Исходя из указанных общих принципов следует выделить некоторые особенности участия му­ниципальных образований в межбюджетных отношениях.

Внебюджетные фонды

Одним из элементов системы местных финансов являются муниципальные целевые внебюджетные фонды, которые вправе образовывать представительные органы местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Расходование средств внебюджетного фонда осуществляется по следующим основным направлениям: единовременные выплаты малоимущим слоям населения, отдельным семьям, гражданам; рас­ходы, связанные с благоустройством и развитием инфраструктуры города в части, не предусмотренной городским бюджетом; финан­совая поддержка средств массовой информации, органов правопо­рядка, науки, здравоохранения, образования и культуры и т.п.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что, как уже отме­чалось в предыдущей теме, посвященной вопросам бюджетного федерализма, наряду с национальными общественными благами существуют локальные и местные общественные блага, посколь­ку эффект их воздействия может быть замкнут на сообщества людей, располагающихся на определенной территории. На ней и обнаруживается фискальная эквивалентность между пользой, по­лучаемой гражданином, и его налоговыми платежами. При этом, чем однороднее группа, тем сильнее проявляется эта фискальная эквивалентность.

Как известно, каждому общественному благу соответствует своя общность. Поэтому именно концепция общественного блага слу­жит теоретической основой трехуровневой финансово-налоговой системы, призванной наиболее эффективно размещать ресурсы, обеспечивать справедливое распределение доходов на территории страны и в конечном счете достичь социально-экономической стабильности в стране в целом и в каждом регионе.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие теории свободной общины от государственной теории местного управления?

2. Раскройте концепцию дуализма муниципального управления.

3. Каковы характерные особенности российской школы местного самоуправления?

4. В чем отличие англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления?

5. Что определяет формирование финансово-экономических основ местного самоуправления?

6. От чего зависит доходная часть местных бюджетов?

7. Опишите основные направления расходов местных бюджетов.

8.Охарактеризуйте роль местных бюджетов в формировании

бюджетной системы в РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показано в учебном пособии, отличительная особенность экономики общественного сектора как науки состоит в том, что она возникла как синтетическая отрасль знаний на стыке эконо­мических, юридических, политических и социальных наук. Как ни одной из экономических дисциплин ей присуще сильное интег­рационное начало, которое формируется под глубоким влиянием экономических теорий и экономических наук (государственные финансы, экономика услуг, экономика общественного благосостояния, социальное страхование, государственное управление и государственное регулирование экономикой).

При этом даже в рамках западной цивилизации наблюдаются разные типы смешанных экономик, которые учитывают конкрет­но-исторические особенности формирования государственности, а также институтов гражданского общества и национального менталитета. Все это определяет при общности основ учебных курсов экономики общественного сектора немалое различие их по странам. Так, например, в научной и учебной литературе по вопросам эко­номики обществен ного сектора существует два различных подхода к трактовке понятия общественного сектора. Первая — широкая концепция, согласно которой общественный сектор не сводится только к государственному и включает все виды некоммерческих структур, функционирующих на принципах общественного самоуправления.

Вторая — узкая концепция, также получившая распростране­ние в экономической литературе, сводит общественный сектор только к государственному. В таком случае совокупность негосу­дарственных некоммерческих институтов объединяется понятием «третий сектор», и они занимают промежуточное положение между государственными и частно предпринимательскими структурами. Авторы в рамках данного учебного пособия рассматривают «третий сектор» как составную часть общественного сектора в широком понимании.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора. 2-е изд. М.: ТЕИС, 2006.

3. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора. М.: ТЕИС, 2003.

4. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Политика государства в сфере распределения доходов населения. М.: ТЕИС, 2006.

5. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики. М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.

7. Бьюкенен Дж.М. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. Соч./ Пер. с англ. Серия: Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997.

8. Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1994.

9. Государственные и негосударственные некоммерческие организации: форма поддержки и сотрудничества. Анализ практики и рекомендации. М., 1997.

10.Егоров Е.В. Экономика общественного сектора. М.: ТЕИС, 1998.

11.Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

12.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконов, 1993.

13.Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992.

14.Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс. М.: Республика, 1992.

15.Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т. М.: Прогресс, 1993.

16.Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты приложения к социальной философии: В 3-х т. М.: Прогресс, 1980-1981. Т. 1.

17.Мониторинг доходов и уровня жизни населения / Под ред. В.Н.Бобкова. М.: ВЦУЖ, 2003. № 3.

18.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.

19.Остром В. Смысл американского федерализма. М.: Дело, 1993.

20.От плана к рынку. М., 1993.

21.Отчет о мировом развитии — 1997: Государство в меняющемся мире. Международный банк реконструкции и развития. Все­мирный банк, 1997.

22.Система национальных счетов / Под ред. Ю.М.Иванова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.

23.Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: 1—2 кн. М.: Эконов, 1993.

24.Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во Моск. ун-та, ИНФРА-М, 1997.

25.Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. М.: Экономический факультет МГУ, 1997.

26.Токвиль А. Путешествие по Америке. Изд-во Йельского университета, 1959.

27.Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 08.007.99) «некоммерческих организациях»

28.Экономика общественного сектора: Учебное пособие / Под ред. Е.Н.Жильцова, Ж.-Д.Лафея. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.

29.Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1997.

30.Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. ГУ-ВШЭ. М., 2000.

31.Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Наука, 1995.

32.Incomes and the Welfare States / Essays on Britain and Europe. A.B.Atkinson. Cambridge University press, 1998.

33.Modern Public Finance edited by John M. Quigley and Eugene Smolensky. Harvard University Press, 1994.

34.Public Finance and Public Choice. Two Contrasting Visions of the State. James M.Buchanan and Richard A. Musgrave. The M IT Press Cambridge, Massachusetts, 1998.

35.Public Sector Economics. C.V/ Brown, P.M. Jackson. 4-th edition. Oxford UK& Cambridge USA, 1994.

36.Economics of the Public Sectors. Third edition. Joseph E.Stiglitz, 2000.

37.Okun A.M. Equality and Efficiency, Brookings Institution, Washington DC. 1975.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Ахинов Григор Артушевич

(1959) — доктор экономических наук, про­фессор. С 1991 г. работает на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, с 2000 г. по настоящее время — в должности профессора на кафедре «Экономика социальной сферы». Имеет порядка 60 печатных работ общим объемом более 100 п.л. по различным аспектам экономической и социальной политики государ­ства в условиях переходной и рыночной экономики, в том числе 5 монографий, 3 учебных пособия и т.д. Один из создателей россий­ской версии учебного курса «Экономика общественного сектора». С 2001 г. по настоящее время читает данный курс лекций на отделении бакалавриата и с 2005 г. — на отделении магистратуры экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Жильцов

Евгений

Николаевич

(1937) — доктор экономических наук, про­фессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. С 1972 г. по настоящее время — за­ведующий кафедрой «Экономика социальной сферы» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Один из создателей российской версии учебного курса «Экономика общественного сектора». В 1995 г. им был впервые в истории России прочитан данный курс на экономическом факультете МГУ, а также было издано учебное пособие «Экономика общественно­го сектора и некоммерческих организаций». Имеет порядка 1000 печат­ных работ общим объемом более 350 п.л., втом числе в 2007 г. — учебное пособие «Экономика социальных отраслей сферы услуг».

По вопросам приобретения книг обращайтесь:

Отдел продаж «ИНФРА-М» (оптовая продажа):

127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в, тел.: (495) 380-4260; факс: (495) 363-9212

E-mail: books@infra-m.ru

Магазин «Библиосфера» (розничная продажа):

109147, Москва, ул. Марксистская, д. 9, тел. (495) 670-5218, 670-5219

Отдел «Книга—почтой»:

тел. (495) 363-4260 (доб. 232, 246)

Центр комплектования библиотек:

119019, Москва, ул. Моховая, д. 16 (Российская государственная библиотека, кор. К)

тел. (495)202-9315

Учебное издание

Григор Артушевич Ахинов Евгений Николаевич Жильцов

Дата: 2018-11-18, просмотров: 316.