Финансово-экономические основы местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно общим принципам организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации местным самоуправлением призна­ется самостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Как следует из приведенного выше определения, самоуправление — это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Соответственно, органы местного самоуправления сочетают в себе государственные и общественные начала.

В то же время, согласно ст. 12 Конституции Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления, осуществляющие публичную власть в границах территорий муниципальных обра­зований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) — не входят в систему органов государственной власти. При этом на основании действующего законодательства муниципальные образования могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В значительной мере обеспечение социально-экономического развития муниципального образования связано с решением вопро­сов распределения местных финансов, в частности, формирования, утверждения и исполнения муниципального бюджета, в том числе установления местных налогов и сборов. Поэтому финансово-эко­номические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и ис­пользованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципаль­ным образованиям. При этом муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюд­жета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные бан­ки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреж­дения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы муниципальных образований могут выступать в имущест­венном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным пра­вом оперативного управления закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества — денежными средствами — они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении правомочий собственника муниципальные образования получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. В первую очередь, средства соответствующего бюджета составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

В связи с этим муниципальное имущество делится на две части:

1) имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение;

2) местные финансы — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муници­пальных образований; и прежде всего в правовой форме они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий. Однако орга­ны местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоря­жаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предо­ставленным им Конституцией и законом полномочиям.

Как уже отмечалось, определенная часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуп­равления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Поэтому в качестве собственных доходов местных бюджетов федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления определяет местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюд­жетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Федеральным законом предусмотрено, что формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки и гласности. Именно в финансовой сфере проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.

Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях они в соответствии с федеральным законодательством:

¾ регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

¾ передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

¾ разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

¾ регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

¾ обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

¾ обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

¾ компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

¾ участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

Таким образом, муниципальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального развития терри­тории муниципального образования.

В состав муниципальных финансов входят:

1. Муниципальные бюджеты.

2. Средства субъектов хозяйствования, находящихся в муниципальной собственности.

3. Ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления.

4. Территориальные внебюджетные фонды, на основе добровольных взносов физических и юридических лиц, специальных сборов и т.д.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 237.