Согласно общим принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации местным самоуправлением признается самостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Как следует из приведенного выше определения, самоуправление — это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Соответственно, органы местного самоуправления сочетают в себе государственные и общественные начала.
В то же время, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие публичную власть в границах территорий муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) — не входят в систему органов государственной власти. При этом на основании действующего законодательства муниципальные образования могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В значительной мере обеспечение социально-экономического развития муниципального образования связано с решением вопросов распределения местных финансов, в частности, формирования, утверждения и исполнения муниципального бюджета, в том числе установления местных налогов и сборов. Поэтому финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям. При этом муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным правом оперативного управления закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества — денежными средствами — они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении правомочий собственника муниципальные образования получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. В первую очередь, средства соответствующего бюджета составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.
В связи с этим муниципальное имущество делится на две части:
1) имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение;
2) местные финансы — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований; и прежде всего в правовой форме они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий. Однако органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией и законом полномочиям.
Как уже отмечалось, определенная часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Поэтому в качестве собственных доходов местных бюджетов федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления определяет местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
Федеральным законом предусмотрено, что формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки и гласности. Именно в финансовой сфере проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.
Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях они в соответствии с федеральным законодательством:
¾ регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
¾ передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;
¾ разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;
¾ регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
¾ обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
¾ обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
¾ компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;
¾ участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.
Таким образом, муниципальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального развития территории муниципального образования.
В состав муниципальных финансов входят:
1. Муниципальные бюджеты.
2. Средства субъектов хозяйствования, находящихся в муниципальной собственности.
3. Ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления.
4. Территориальные внебюджетные фонды, на основе добровольных взносов физических и юридических лиц, специальных сборов и т.д.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.