Функция распределения ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данная функция предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение опреде­ляется как доля бюджетных изъятий из ВВП. Дополнительным источником ресурсов для обеспечения деятельности общественного сектора являются налоговые льготы. Бюджетная система — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназна­ченных для обеспечения задач и выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде ба­ланса доходов и расходов. Бюджетная система определяется как совокупность всех видов бюджетов и базируется на следующих принципах:

— единство с учетом типа государственного устройства страны (унитарное или федеральное);

—разграничение бюджетных полномочий между органами
власти всех уровней;

—разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет­
ной системы;

—самостоятельность бюджетов;

—равенство бюджетов соответствующего уровня;

— сочетание интересов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного само­управления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами различного уровня в целях выравнивания доходной части бюджетов до минимально необходимого уровня.

Специфика реализации распределительной функции в фор­мирующейся модели бюджетного федерализма Российского государства состоит в том, что реформирование системы меж­бюджетных отношений происходит в сложных условиях, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике демократичного государства механизмы саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, в кризисные периоды возникает тенденция к централизации экономической и политической власти, по крайней мере до этапа преодоления общего кризиса. Действительно, в условиях унитарной бюджетной системы цент­ральное правительство, видимо, имело бы меньше ограничений в вопросах реализации своей распределительной функции. Однако усиление централизации распределительной функции государства в рамках бюджетно-налоговой политики сталкивается с рядом ограничений, которые лежат в плоскости проблем, связанных с получением, владением и распределением информации и информационных потоков, необходимых для принятия опти­мальных социальных, экономических и политических решений. В этих условиях для исполнения распределительной функции государство должно (в отличие от стабилизационной функции и функции распределения доходов, которые могут и должны быть максимально централизованы) идти по пути децентрализации, т.е. путем распределения и перераспределения полномочий по уровням государственного и местного управления.

Функция распределения доходов

Данная функция предполагает распределение дохода или бо­гатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния.

Политика перераспределения доходов предполагает осущест­вление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе — искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

Функция распределения доходов имеет большое значение, поскольку при условии невмешательства государства в рамках рыночной экономики образуется тенденция к такому распреде­лению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение мас­штабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения и, как следствие, к сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.

В целях соблюдения справедливости политика перераспределе­ния доходов должна осуществляться в основном централизованно. В противном случае придется допустить существование нескольких различных функций общественного благосостояния внутри одной страны. Так или иначе, политика децентрализованного перерасп­ределения мало оправданна ввиду миграции, которая может из-за этого возникать (гипотеза Тибу): «богатые» будут перемещаться в зоны, где перераспределение доходов не такое сильное, а «бед­ные» — туда, где оно более значительно. Поэтому все зависит, во-первых, от масштабов предусмотренного корректирующего перераспределения; во-вторых, от того, насколько гармонично согласуется политика отдельных децентрализованных единиц, и, в-третьих, от пространственной подвижности экономических агентов.

Наметившаяся в России, за годы проведения реформы, тен­денция к постепенному отказу от патерналистской функции го­сударства в механизмах реализации экономической и социальной политики (что предполагает создание различных институциональ­ных структур, характерных для рыночной экономики) не должна существенно отражаться на целях экономической и социальной политики.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 321.