Провалы рынка и государства. Контрактация и квазирынки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ситуации, в которых свободное действие рыночных механизмов не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов, называются провалами рынка. Если не рассматривать проблему перераспределения доходов, то при определенных условиях и до­пущениях можно было бы утверждать, что общественный сектор должен функционировать исключительно в зонах провалов рынка, и, соответственно, механизмы государственного вмешательства должны быть адекватны специфике конкретных провалов рынка. При этом провалы рынка необходимо сопоставлять с провалами государства, поскольку действия государства, направленные на преодоление провалов рынка, в свою очередь могут привести к неэффективному использованию ресурсов.

К провалам рынка можно отнести ограниченность конкуренции, внешние эффекты и неполноту информации.

Ограниченность конкуренции

Как известно из общего курса экономической теории, моно­полия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, поэтому государственное вмешательство может способствовать более эф­фективному использованию ресурсов.

Сложнее дело обстоит в ситуации естественной монополии. Примером может служить водопровод. Так, если подвести комму­никации нескольких конкурирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет отсутствовать.

Поскольку в основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства, то, имея возможности ее преодолеть без потери эффективности, государству необходимо выбирать один из двух способов регулирования: 1) использовать меры регулирования для прямого воздействия на деятельность монополиста; 2) заполнять зоны естественной монополии програм­мами общественного сектора. Регулирование может выражаться, например, в установлении предельного уровня цен.

Внешние эффекты

Экономический субъект, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других. В то же время, если экономический эффект создает пози­тивные внешние эффекты, то он принимает на себя часть издержек по реализации интересов других экономических субъектов.

Поэтому проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться двумя путями: либо установления прав и ответственности участников экономической деятельности, либо непосредственного выполнения государством функций, обеспечивающих положитель­ный внешний эффект, или налогового регулирования деятельности, порождающего отрицательные внешние эффекты.

Неполнота информации

Как известно, эффективность функционирования рынка во многом зависит от того, насколько полной информацией о потре­бительских свойствах товаров и услуг участники сделок владеют, а также от альтернативных возможностей их производства и при­обретения и складывающихся тенденций изменения конъюнктуры рынка. Это обусловлено тем, что неполнота информации огра­ничивает возможности эффективного использования ресурсов и приводит к неоптимальному поведению продавцов и покупателей. Классический пример информационной асимметрии представляет собой сфера здравоохранения.

В условиях, когда информационная асимметрия угрожает диктатом производителя, поставку данного вида услуг должен обеспечивать общественный сектор. Это оправдано, поскольку предполагается, что общественный сектор через механизмы обще­ственного выбора подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.

Провалы государства

Провалы государства — это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с приня­тыми в данном обществе представлениями о справедливости.

Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.

Ко второй группе факторов можно отнести неспособность го­сударства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор — это только один из экономи­ческих субъектов рынка. Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики,

поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.

Действие третьей группы факторов обусловлено несовершен­ствами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интере­сов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соот­ветствующих их основе — доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью конт­роля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сек­тора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновре­менно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое ре­шение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков.

Поэтому в последние десятилетия в мировой практике пре­доставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые тра­диционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут пре­доставляться целиком или частично (сверх определенного обществом минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными организациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будут нормальные рыночные отношения в рамках взаимодействия между общественным и частным секто­рами. Применение на практике различных институтов, которые обеспечивают взаимодействие между общественным и частным секторами в решении соответствующих задач, будет эффективным только в том случае, если оно не сопровождается ростом трансак-ционных издержек.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия общественного сектора.

2. Уточните роль рынка и государства в различных моделях смешанной экономики.

3. Охарактеризуйте структуру и масштабы общественного сектора в различных моделях рыночной экономики.

4. В чем состоит особенность распределения ресурсов в экономике общественного сектора?

5. Какие факторы способствуют развитию общественного сектора?

6. Раскройте функции государства в современной рыночной экономике.

7. Опишите порядок реализации стабилизационной функции государства.

8. Раскройте особенности реализации функции общественного сектора по распределению ресурсов (аллокативной).

9. Уточните особенности реализации функции общественного сектора по распределению доходов (дистрибутивная).

10.Раскройте основные типы провалов рынка.

11.Опишите основные провалы государства и методы их преодоления.

12.Какова роль контрактации и квазирыночных отношений в преодолении провалов государства?

Дата: 2018-11-18, просмотров: 336.