Национальная политика страны направлена на минимизацию объемов удельных выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн, а в отдельных видах хозяйственной деятельности — на их уменьшение. Этим целям служат следующие принципы управления качеством атмосферного воздуха:
· установление предельных выбросов для каждого предприятия, города, района и области;
· установление норм выбросов для отдельных стационарных и передвижных источников с учетом технического прогресса;
· перевод стационарных и передвижных источников на менее опасные в экологическом отношении виды топлива;
· энергосбережение;
· учет критических нагрузок и воздействий при планировании воздухоохранной деятельности;
· соответствие принимаемых решений и предпринимаемых действий международным соглашениям и конвенциям.
Основными задачами правового регулирования в области охраны атмосферного воздуха являются:
· регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания для человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха;
· предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух;
· обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд;
· укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» граждане страны имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха. Вместе с тем они обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха. Закон определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования в отношении использования атмосферного воздуха.
Правовое регулирование качества атмосферного воздуха включает прежде всего установление нормативов ПДК (ст. 21) и нормативов допустимых выбросов (ст. 22) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия для выполнения условий и требований, предусмотренных разрешениями на выброс, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную, с показателями не ниже проектных работу, поддерживать в исправном техническом состоянии сооружения, оборудование и аппаратуру для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.
В случае нарушения условий и требований, предусмотрен, ных разрешениями, и при возникновении угрозы здоровью населения выброс загрязняющих веществ в атмосферу должен быть приостановлен либо запрещен вплоть до прекращения деятельности предприятия, организации и учреждения.
Все передвижные источники подлежат контролю на соответствие установленным нормативам содержания загрязняющих веществ в отработанных газах. Запрещаются производство, выпуск после ремонта и эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает установленные нормативы.
Законодательно закреплены требования по охране атмосферного воздуха при использовании химических препаратов и средств защиты растений в сельском и лесном хозяйстве, добыче полезных ископаемых, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов, полигонов для отходов. Запрещается несанкционированное складирование в населенных пунктах производственных, бытовых и иных отходов, их сжигание (кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок и соблюдением требований по охране атмосферного воздуха).
Экономические рычаги охраны и рационального использования атмосферного воздуха включают:
· планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;
· установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
· установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредные физические либо иные воздействия;
· установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных целей;
· установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
· предоставление субъектам хозяйствования налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха;
· покрытие ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью людей в результате загрязнения атмосферного воздуха.
Регулирование состояния воздушной среды связано с осуществлением ряда организационно-технических мероприятий. В теплоэнергетике — это совершенствование системы сбора, транспортировки и переработки попутных газообразных продуктов; снижение выбросов серы и оксилов азота за счет перевода энергоустановок на потребление дородного газа и повышения эффективности процессов сжигания топлива; усиление контроля за выбросами; использование нетрадиционных экологически чистых методов производства энергии. В других отраслях промышленности — модернизация действующих пылегазоочистных установок; ввод в действие нового пылегазоочистного оборудования; совершенствование технологических процессов. На автомобильном транспорте - разработка и внедрение новых стандартов на нормы выбросов; перевод автотранспорта на сжатый и сжиженный газ; внедрение специальных нейтрализаторов для отработавших газов и установка фильтров сажи; повсеместное создание диагностических постов и пунктов контроля за техническим состоянием автомобилей.
Комплекс мер по охране воздушного бассейна включает также использование более точных методик оценки и прогнозирования уровней атмосферного загрязнения, введение национальных стандартов уровней выбросов в атмосферу, отвечающих международным нормам.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и быт человека требует разработки системы мер по охране атмосферного воздуха от шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации и других вредных физических воздействий. Так, в целях борьбы с производственными и другими шумами предусматриваются следующие меры:
· внедрение малошумных технологических процессов;
· улучшение конструкции передвижных источников шума, а также эксплуатационных качеств (качества содержания) железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий;
· размещение аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений и оборудования, которые являются источниками шума, на расстоянии, обеспечивающем экологическую безопасность населенных пунктов и районов жилой застройки;
· проведение организационных мероприятий по предупреждению и снижению бытовых шумов (в квартирах, дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах).
Контрольные вопросы
1. Опишите строение и охарактеризуйте состав атмосферы
2. В чем состоят экологическая и хозяйственная роли атмосферы.
3. Назовите основные источники загрязнения атмосферы.
4. Какова взаимосвязь отраслевой структуры выбросов загрязняющих атмосферу веществ и отраслевой структуры промышленного производства?
5. Проанализируйте экологические и экономические последствия загрязнения атмосферы.
6. Как осуществляются регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна?
7. Определите основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды.
//'); //]]>
Дата: 2018-11-18, просмотров: 484.