Управление водными ресурсами, правовое и экономическое регулирование их использования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Водные ресурсы используются и охраняются мировым сообществом как важнейший компонент природной среды, основа жизнедеятельности человека и условие функционирования экологических систем. Мировые водные системы разделены национальными границами, следовательно, требуют справедливого и устойчивого управления, способного реагировать и на процессы в гидросфере, и на изменения социально-экономических потребностей, обусловленные политической ситуацией и сменой общественных ценностей. В настоящее время происходит переход от традиционного, фрагментарного (разделенного на части) управления водными ресурсами к интегрированному управлению.

В научной литературе интегрированное управление водными ресурсами рассматривается как процесс, который способствует согласованному использованию воды и управлению ею во взаимосвязи с земельными и другими ресурсами посредством приемлемых для всех водопользователей способов с целью достижения экономического и социального благосостояния, и при этом не ставит под угрозу устойчивость жизненно важных экосистем.

Сторонники данной концепции в качестве единицы управления рассматривают бассейн реки, в пределах которого поверхностные и подземные воды количественно и качественно тесно связаны как между собой, так и с территорией. Каждой такой единице управления требуются приемлемая структура управления, ясное и устойчивое распределение воды, четкие критерии оценки качества и справедливое распределение всех благ.

Управление водными ресурсами обусловливается государственной политикой в области использования и охраны вод. Она ориентирована на следующие направления:

· обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства с соблюдением интересов других водопользователей, сохранением водноресурсного потенциала и биоразнообразия;

· совершенствование организационных, правовых и экономических механизмов управления использованием и охраной вод;

· проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению выноса загрязняющих веществ, внедрению безводных и малоотходных технологий.

Разработка и реализация водохозяйственых и водоохранных мероприятий координируются государственным органом управления. В настоящее время эти функции выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое разрабатывает проекты законодательных актов и стандарты, выдает разрешения на использование воды в различных сферах экономики. В существующей системе управления использованием и охраной вод немалую роль играет Министерство здравоохранения: оно устанавливает стандарты качества питьевой воды и проводит соответствующий мониторинг. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по планированию, строительству и эксплуатации систем водоснабжения и канализации, установок по очистке воды. Государственное предприятие, отвечающее за водоснабжение и установки по очистке сточных вод, — организация «Водоканал». Необходимым элементом управления водными ресурсами являются разрешения на специальное водопользование, регламентирующие объем забора свежей воды и сброса сточных вод, а также концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.

Правовую основу управления водными ресурсами составляют Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.), Закон «О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.) и другие нормативные правовые акты. В задачу водного законодательства входит регулирование отношений в сфере использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах, предотвращения загрязнения, засорения и исчерпания вод, предупреждения и ликвидации вредного воздействия сточных вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.

Водный кодекс устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей:

· использование водных объектов в целях, для которых они предоставлены, и соблюдение установленных условий водопользования;

· рациональное использование водных ресурсов, проведение необходимых работ по сохранению и улучшению качества воды, восстановлению водных объектов;

· ведение учета количества забираемой и используемой воды;

· осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;

· поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, выполнение установленных правил их эксплуатации.

Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других потребностей населения, а также для нужд сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства и других отраслей. Они могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей (допускается многоцелевое использование водных объектов).

При размещении, проектировании, строительстве предприятий, сооружений, других объектов и реконструкции уже существующих, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, учет и контроль количества и качества забираемых и отводимых вод. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий и других объектов, не оснащенных приборами учета забора и отведения воды, сооружениями и устройствами, которые бы предотвращали вредное воздействие на водные объекты.

Водные ресурсы подлежат охране от загрязнения, засорения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водообеспечения, привести к уменьшению рыбных и иных продуктов водного промысла, отрицательно повлиять на условия существования диких животных, способствовать снижению урожайности земель и вызвать другие неблагоприятные явления по причине изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, уменьшения их способности к естественному очищению. Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды обитания животных и растительных организмов на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима — территории, на которых ограничена хозяйственная деятельность. В них запрещаются распашка земель, садоводство и овощеводство; выпас скота; хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений; размещение садоводческих товариществ, баз отдыха палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники; строительство зданий и сооружений; мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники. В ближайшей перспективе необходимо завершить создание водоохранных зон рек, озер и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды на всех малых, средних и крупных водных объектах (в частности, на реках длиной более 10 км). Все это должно сопровождаться установлением в защитных зонах жесткого регламента земле- и водопользования, запретом строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, благоустройством территории и т.п.

В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охраны.

Водный кодекс определяет систему контроля за использованием и охраной вод, государственного учета вод, составления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды вод, образующие водный фонд страны, а также их использование для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других целей.

Систематизированные данные о количестве и качестве вод, их использовании содержатся в государственном водном кадастре. Сопоставление потребностей в воде с наличными на данной территории водными ресурсами проводится на основе водохозяйственных балансов — расчетных материалов, применяемых для целей планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны вод.

Этим же целям служат и генеральные, бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Генеральная схема использования и охраны вод разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновые схемы — для отражения количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов и условий водопользования в бассейнах рек Днепр, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять; региональные — строятся на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны и отдельных административно-территориальных единиц (областей).

Законодательством устанавливается административная, уголовная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод.

К числу таких нарушений относятся:

· самовольный захват водного объекта и самовольное водопользование;

· реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· загрязнение вод или нарушение режима использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

· ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод;

· заборы воды с превышением установленных лимитов;

· самовольное проведение гидротехнических работ;

· использование водных объектов не по целевому назначению.

Экономическое регулирование использования и охраны вод включает:

· планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;

· установление лимитов водопользования;

· установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

· установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

· предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий, проведении других мероприятий, дающих значительный эффект в области рационального использования и охраны водных ресурсов;

· покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.

В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану вод, особое место отводится платности водопользования, причем внесение платы за воду не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и покрытию ущерба, нанесенного окружающей среде.

При установлении лимитов водопользования и определении прогнозных показателей (объемов водопотребления и водоотведения) целесообразно ориентироваться как на технико-экономические параметры производственных мощностей и фактический объем производства, так и на удельные экологические показатели, В качестве нормативов по определению объемов водопользования в целом для страны должны выступать:

· водоемкость валового внутреннего продукта;

· интенсивность (коэффициент) водоотведения (отношение объема сброса сточных вод к стоимости ВВП);

· интенсивность оборотного и повторно-последовательного водопользования (отношение объема оборотного и повторно-последовательного использования воды к стоимости ВВП).

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП.

Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП (ВНП). Динамика этого показателя служит индикатором эффективности потребления водных ресурсов. Аналогичные показатели можно рассчитывать также по межотраслевым комплексам, отдельным отраслям и предприятиям.

Резервы повышения эффективности использования водных ресурсов следующие:

· сокращение потребления свежей воды прежде всего в крупнейших отраслях экономики;

· ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, особенно непосредственно у водопотребителей;

· предотвращение потерь воды в коммунальном хозяйстве из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.) и в быту, где отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное расходование дорогостоящей (с учетом затрат на ее подготовку) питьевой воды.

Контрольные вопросы

1. Определите эколого-экономическую роль водных ресурсов.

2. Дайте оценку водным ресурсам мира, стран СНГ.

3. Как используются водные ресурсы?

4. Сформулируйте определения понятий «водное хозяйство», водопотребление», «водопользование».

5. Проанализируйте процессы загрязнения гидросферы. Охарактеризуйте источники и виды загрязнений, их последствия.

6. Как осуществляются оценка состояния и нормирование качества воды?

7. Назовите методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами.

8. Сформулируйте основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 504.