ТЕМА 3: МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 3: МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Лекция 3: Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушение слуха

1. Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста

2. Методика обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста

3. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей

4. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей

 

 

Литература

1. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л.В. Шапковой.- М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.-М.: Педагогика, 1963.- 215 с.

3. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. —М.: Советский спорт, 1991. — 61 с

4. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2000. — 20 с.

 

1. Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния неслышащих де­тей дошкольного возраста выявили значительное отставание в по­казателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях ко­ординационных способностей.

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, мета­ния) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольно­го возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях по­вседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теорети­ческими положениями: 1) к базовым видам координационных спо­собностей относятся те координационные проявления, которые необ­ходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышение уровня одной физической спо­собности влечет позитивные изменения других («положительный перенос») (Шапкова Л.В., 2002).

Целенаправленное использование упражнений скоростно-сило­вой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррек­ции базовых координационных способностей (рис. 3.1).

Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей — с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств неслышащих детей дошкольного возраста.

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития рав­новесия, активизации психических процессов и нарушенной слухо­вой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии яв­ляются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы — иг­ровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит эле­менты обучения программным видам физических упражнений.

В табл. 1 представлены средства коррекции и развития коор­динационных способностей с помощью скоростно-силовых упражне­ний, коррекции равновесия и вестибулярной функции у глухих школь­ников.

Таблица 1

Для детей 6—7 лет

Содержание Дозировка Время отдыха между станциями
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м 1 раз 15-20 с
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх 6-8 раз 20-25 с
Станция 3. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы 8-10 раз 25-30 с
Станция 4. Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты 1 раз 20-25 с
Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры 8-10 раз 15-20 с
Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине 4-8 прыжков 25-30 с
Станция 7. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх 6-8 раз 35-50 с

Решение задач развития функции равновесия и коррекции вес­тибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, от­ведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин. Представленные в табл. 3.4 и 3.5 комплексы не являются обязатель­ными в каждом занятии, используются лишь доступные на данный момент упражнения, усложняясь постепенно по мере их освоения.

Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в ба­лансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равнове­сия у 4—5-летних — 10—15 с, у 6—7-летних — 25—30 с и более, пройденное расстояние для 4—5-летних — 3—4 м, для 6—7-летних — 5—6 м.

Таблица 3.4

ТЕМА 3: МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дата: 2018-11-18, просмотров: 465.