Глобальные проблемы мира - прорыв в будущий мировой порядок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Глобалистика, глобальное прогнозирование и моделирование возникает и бурно развивается с середины нашего столетия. Связано это с осознанием и изучением глобальных проблем современного мира.

Понятие “глобальный” происходит от лат. globus - земной шар и используется для фиксации наиболее важных, общепланетарных проблем современной эпохи, стоящих перед человечеством.

Проблемы перед людьми, перед человечеством всегда стояли и стоять будут.

Какие же из совокупности проблем называют глобальными?

Когда и почему они возникают?

Глобальные проблемы выделяют по объекту, по широте охвата действительности - это такие социальные противоречия, которые охватывают как человечество в целом, так и каждого человека. Глобальные проблемы затрагивают коренные условия бытия; это такая стадия развития противоречий, которая ставит перед человечеством гамлетовский вопрос: “быть или не быть?” - затрагивает проблемы смысла жизни, смысла человеческого существования.

Отличаются глобальные проблемы и методами их решения. Они могут быть решены только общими усилиями мирового сообщества и комплексными методами. Здесь уже не обойтись частными технико-экономическими мероприятиями. Для решения современных глобальных проблем необходим новый тип мышления, где главными являются нравственно-гуманистические критерии.

Возникновение глобальных проблем в ХХ веке связано с тем, что как предсказывал В.И.Вернадский, человеческая деятельность приобрела планетарный характер. Произошел переход от тысячелетнего стихийного развития сменяющих друг друга локальных цивилизаций к мировой цивилизации.

Основатель и президент Римского клуба (Римский клуб - международная неправительственная организация, объединяющая около 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов, созданная в 1968 году в Риме для обсуждения и исследований глобальных проблем, содействия формированию общественного мнения в отношении этих проблем) А.Печчеи писал: “Диагноз этих затруднений пока неизвестен, и против них нельзя прописать эффективных лекарств; при этом они усугубляются еще той тесной взаимозависимостью, которая связывает ныне все в человеческой системе... В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорость, энергия, сложность - и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще политические”[44].

В современной литературе по глобалистике выделяется несколько основных блоков проблем. Главная проблема - проблема выживания человеческой цивилизации.

Что же в первую очередь угрожает человечеству?

Производство и накопление оружия массового уничтожения, которое может выйти из-под контроля.

Усиление антропогенного давления на природу. Экологическая проблема.

Связанные с первыми двумя сырьевые, энергетические и продовольственные проблемы.

Демографические проблемы (неконтролируемый, быстрый рост населения, неуправляемая урбанизация, чрезмерная концентрация населения в крупных и крупнейших городах).

Преодоление развивающимися странами всесторонней отсталости.

Борьба с опасными болезнями.

Проблемы освоения Космоса и Мирового Океана.

Проблема преодоления кризиса культуры, упадка духовных, в первую очередь моральных ценностей, формирование и развитие нового общественного сознания с приоритетом общечеловеческих ценностей.

Подробнее охарактеризуем последнюю из названных проблем. Проблема упадка духовной культуры давно называется среди основных глобальных проблем, но именно сейчас, в конце ХХ века все чаще учеными и общественными деятелями она определяется как ключевая, от которой зависит решение всех остальных. Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке[45].

Андрей Дмитриевич Сахаров в своей статье “Мир через человека” писал: “Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет - о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки. Эти чувства - удрученность и ужас перед клубком трагических опасностей и трудностей безмерно сложного будущего человечества, но одновременно надежда на силу разума и человечности в душах миллиардов людей, которая только одна может противостоять надвигающемуся хаосу”. Далее А.Д.Сахаров предупреждает, что... “даже если будет устранена главная опасность - гибели цивилизации в огне большой термоядерной войны - положение человечества останется критическим.

Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании. В разных странах причины этих явлений несколько различны. Все же мне кажется, что наиболее глубокая, первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом”[46].

Аурелио Печчеи, размышляя над различными вариантами решения глобальных проблем, главной также называет “Человеческую революцию” - то есть изменение самого человека. “Человек подчинил себе планету,- пишет он,- и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, тогда будущее принадлежит ему. Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что же, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад. И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качество и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире”[47]. По мнению Печчеи три аспекта характеризуют Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию[48].

От общей характеристики глобальных проблем перейдем к методологии их анализа и прогноза. В современной футурологии, глобалистике делаются попытки изучить глобальные проблемы в комплексе, во взаимосвязи. Классическим примером глобальных прогностических моделей до сих пор считается модель “Пределов роста”, выполненная проектной группой Массачусетского технологического института под руководством доктора Д.Медоуза. Результаты работы группы были представлены в качестве первого доклада Римскому клубу в 1972 году.

Дж.Форрестер предложил (а группа Медоуза реализовала это предложение) вычислить из сложного комплекса глобальных социально-экономических процессов несколько решающих для судеб человечества, а затем “проиграть” их взаимодействие на кибернетической модели с помощью ЭВМ. В качестве таковых были избраны рост мирового народонаселения, а также промышленного производства, продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и усиление загрязнения природной среды.

Моделирование показало, что при существующих темпах роста населения мира (свыше 2% в год, с удвоением за 33 года) и промышленного производства (в 60-х годах - 5-7% в год, с удвоением примерно за 10 лет) на протяжении первых десятилетий ХХI века минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.

Чтобы избежать такой катастрофы и создать глобальное равновесие, авторы рекомендовали резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя их к уровню простого воспроизводства людей и машин по принципу: новое только взамен выбывающего старого (концепция “нулевого роста”).

Воспроизведем некоторые элементы методологии и методики прогнозного моделирования.

1) Построение базовой модели.

Основными индикаторами базовой модели в рассматриваемом нами случае были:

Население. В модели Д.Медоуза тенденции роста населения экстраполируются на грядущее десятилетие. Исходя из этого формируется ряд выводов: (1) не существует возможностей для выравнивания кривой роста населения до 2000 г.; (2) большинство вероятных родителей 2000 г. уже рождены; (3) можно ожидать, что через 30 лет население мира составит около 7 млрд. человек. Иными словами, если снижать смертность также успешно, как и прежде, и, как и раньше безуспешно пытаться снизить плодовитость, то в 2030 г. количество людей в мире возрастет в 4 раза по сравнению с 1970 г.

Производство. Бытовал вывод, что рост производства опережал рост населения. Вывод этот неточен, ибо основан на гипотезе, что возрастающая промышленная продукция мира равномерно распределяется среди всех землян. В действительности большая часть мирового роста промышленной продукции приходится на промышленно развитые страны, в которых темпы роста населения весьма низки.

Расчеты показывают, что в процессе экономического роста неутомимо увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами мира.

Продовольствие. Треть населения мира (50-60% населения развивающихся стран) страдает от недоедания. И хотя общее сельскохозяйственное производство в мире возрастает, производство продуктов питания на душу населения в развивающихся странах едва сохраняется на современном, довольно низком уровне.

Минеральные ресурсы. Возможность увеличения производства пищевых продуктов в конечном счете зависит от наличия не восполняемых ресурсов.

При современных темпах потребления природных ресурсов и дальнейшем увеличении их, по мнению Д.Медоуза, абсолютное большинство не восполняемых ресурсов станет крайне дорогостоящим через 100 лет.

Природа. Выдержит ли биосфера? человек лишь недавно начал проявлять озабоченность оп поводу его деятельности на природную среду. Попытки количественного измерения этого явления возникли еще позже и пока несовершенны. Поскольку загрязнение окружающей среды находится в сложной зависимости от численности населения, индустриализации и специфических технологических процессов, трудно дать точную оценку, насколько быстро поднимается экспоненциальная кривая общего загрязнения. Однако, если в 2000 году в мире будет 7 млрд. человек, а валовой национальный продукт на душу населения будет таким же, как сегодня в США, то общее загрязнение окружающей среды по крайней мере в 10 раз превысит современный уровень. Смогут ли природные системы выдержать это - пока неизвестно. Скорее всего, допустимый предел будет достигнут в глобальном масштабе при экспоненциальном росте населения и загрязнений, производимых каждым человеком.

2) Далее на основании базовой модели идет построение поисковых многовариантных моделей.

 

Модель 1 “стандартного типа”

Исходные посылки. Предполагается, что не произойдет коренных изменений в физических, экономических или социальных взаимосвязях, которые исторически определяли развитие мировой системы (за период с 1900 по 1970 г.г.).

Прогнозируемое развитие мировой системы. Объемы продовольствия и промышленной продукции, а также население будут расти экспоненциально до того момента, пока быстрое истощение ресурсов не приведет к замедлению роста промышленности. После этого население будет еще некоторое время увеличиваться по инерции, а заодно и продолжаться загрязнение окружающей среды. В конце концов, рост населения уменьшится наполовину в результате увеличения коэффициента смертности, что будет обусловлено недостатком пищи и медицинского обслуживания.

 

Модель 2

Исходные посылки. Предполагается, что “неограниченные” источники ядерной энергии позволят удвоить имеющиеся природные ресурсы и осуществить обширную программу по вторичному использованию ресурсов и их замене.

Прогнозирование развития мировой системы. Поскольку ресурсы истощатся не так быстро, индустриализация может достичь более высокого уровня, чем при реализации модели стандартного типа. Однако, большое число более крупных предприятий будет загрязнять окружающую среду очень быстро, что приведет к увеличению коэффициента смертности и уменьшению количества продовольствия. В конце соответствующего периода ресурсы сильно истощатся, несмотря на удвоение первоначальных запасов.

 

Модель 3

Исходные посылки. Природные ресурсы полностью использованы и 75% из них используются повторно. Выделение загрязняющих веществ в 4 раза меньше, чем в 1970 г. Урожайность с единицы земельной площади удвоена. Эффективные меры контроля над рождаемость доступны всему населению мира.

Прогнозируемое развитие мировой системы. Окажется возможным (хотя и временно) обеспечить стабильную численность населения при среднем годовом доходе на душу населения, почти равном среднему доходу населению США сегодня. Однако, в конце концов, хотя и рост промышленности уменьшится вдвое, а коэффициент смертности увеличится в результате истощения ресурсов, загрязнения будут накапливаться и производство продовольствия сокращаться.

 

Модель 4 (верхняя экстрема)

Индивидуальные предпосылки. После 1975 г. население не поддерживается на постоянном уровне путем уравнивания коэффициентов рождаемости и смертности. Рост капитала ограничен путем наложения требования, чтобы капиталовложения были равны амортизации. Проводится определенная технологическая политика, которая включает в себя повторное использование ресурсов, новые приспособления для контроля над загрязнениями. Произошли важные перемены, например, в том отношении, что больше внимания обращается на производство продовольствия и услуг, чем на производство промышленной продукции.

Прогнозируемое развитие мировой системы. Равновесный уровень промышленной продукции на душу населения будет в 3 раза превышать средний мировой уровень 1970 г.

 

Модель 5

Исходные посылки. Осуществляются те же меры по ограничению роста и стабилизации, что и в модели 4, но начиная не с 1975 г., а с 2000 г.

Прогнозируемое развитие мировой системы. Равновесное состояние не достигается. Численность населения и промышленный капитал достигнут такого высокого уровня, что недостаток продовольствия начнет ощущаться ранее 2100 г.

 

Выводы:

Если современные тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства пищевых продуктов и истощения ресурсов останутся такими же, то пределы роста на нашей планете будут достигнуты в какой-то из моментов в следующем столетии. Наиболее вероятным результатом этого явится внезапное и неудержимое падение численности населения и объема промышленного производства.

Существует возможность изменить современные тенденции роста населения, индустриализации, загрязнения окружающей среды и добиться экологической и экономической устойчивости, которую можно сохранить вплоть до отдаленного будущего. Состояние глобального равновесия можно спроектировать так, что будут удовлетворены основные материальные потребности каждого человека на земле, и он будет иметь возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.

Если люди во всем мире сочтут целесообразным решение проблем, предлагаемые в п.2, то чем скорее они начнут двигаться в соответствующем направлении, тем больше будет шансов на успех.

Выживание человечества, дальнейший социальный прогресс в условиях взаимосвязанного и целостного мира, становление и развитие единой цивилизации на Земле предполагает не только всеобщее признание таких фундаментальных гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего, всевозрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов., но и практическое воплощение их.

По мнению известного футуролога О.Тоффлера, человечество вступило в переходный период от старой к принципиально новой цивилизации. Существенными чертами переходного периода ученый считает:

o постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным;

o замена массового производства производством товаров и услуг, четко ориентированных на потребителя;

o замена нуклерной семьи “многоформной”;

o сдвиг в организации корпорации к формам менее бюрократическим, более специализированным и ориентированным на решение конкретных проблем;

o демассификация средств коммуникации, чему способствует развитие кабельного телевидения, видеофонов, спутников связи.

Существует также множество других, глобальных прогнозных моделей. Ученые всего мира заставляют колокол тревоги биться все громче. Глобальный кризис современной цивилизации вызвал к жизни и принципиально новые подходы к изучению общества и человека. На мир, писал Лев Гумилев, можно смотреть из мышиной норы, с вершины холма и с высоты полета орла, ибо мы должны оценивать результаты наших действий в долговременной перспективе, на одно-два поколения вперед. Иначе наши внуки и правнуки могут оказаться у разбитого корыта.

Миф о Прометее мы читаем сегодня по-новому: мало похитить огонь у богов, надо еще научиться хранить огонь, хранить хижину от пожара. Если мы не обуздаем свое тщеславие, стремление к успеху любой ценой, свою алчность, корысть, варварство, если не перестанем жить не по средствам, если у нас не хватит разума, воли, ответственности - мы разрушим все на свете и над великой трагедией цивилизации опустится занавес.

Какое будущее ожидает человечество? Ответ на этот вопрос зависит от того, как, когда и каким образом будут решены глобальные проблемы современности, начиная с проблем предотвращения ядерной войны и кончая проблемами обеспеченности растущего человечества продовольствием, энергией, сырьем. У человечества есть все возможности для успешного решения этих проблем. Но о будущем мало мечтать - за будущее надо бороться.

И в заключение - поэтическое образное отражение тех проблем о которых мы говорим.

Яков Хелемский

На исходе века

Двадцатый век, стремительно состарясь,

Решился напоследок подсчитать,

Лесов на свете много ли осталось

И сколько русел повернули вспять.

К тысячелетью новому готовясь

Задумался на позднем рубеже

Не слишком ли укоротили совесть

И не пора ль подумать о душе?

Не слишком ли безумны человеки,

Трусцою провожающие век?

Не слишком ли глушат видеотеки

Святую тишину библиотек?

И не страшней ли пули браконьерской

Амбиция ученого дельца,

Который, угождая министерству,

Уродует урочья и сердца.

Столетье, обновляясь беспрестанно,

Осознает и каждый свой просчет.

...Пусть вольно дышит Ясная Поляна,

Печора безбоязненно течет.

Отнюдь не для трескучего народа

Забот вседневных постигаем суть

Течение жизни жаждем повернуть,

А реки поворачивать не надо.

 

В итоговой теме курса Вам предлагается несколько вариантов заданий, имеющих комплексный характер и предполагающих использование всех знаний, полученных в изучении философии.

 

Пополните свой словарь следующими понятиями:

будущее, прогноз, социальное прогнозирование, нормативный прогноз, поисковый прогноз, экстраполяция, моделирование, экспертные оценки, глобальные проблемы, глобальное моделирование, глобальное прогнозирование

 

Задание 1

Один из известных философов ХХ века К.Ясперс в своей книге “Истоки истории и ее цель” так описывает будущий мировой порядок: “Все процессы будут “внутренними”. Нет больше чуждых сил, варварских народов, которые могли бы вторгнуться в этот мир извне. Если извне больше не грозит опасность, то нет больше внешней политики, нет необходимости ориентировать государство на оборону... Вся продукция государства служит теперь росту благосостояния, а не разрушительной военной технике... В целом можно считать, что время национальных государств прошло... В настоящее время речь идет о том, как происходит объединение наций, необходимое для создания мировой державы,- подчиняет ли одна нация себе другую или равные по своим жизненным устоям нации образуют, жертвуя своим суверенитетом, единое государственное сообщество... Все это возможно только без тотального планирования на основе планирования лишь общезначимых законов и договоров в обществе свободного рыночного хозяйства, сохраняющего свое решающее значение в ряде существенных областей, в условиях конкуренции и духовного соперничества, в свободном общении, прежде всего в сфере духа.

...Мировой порядок не может быть просто создан.

... Значительно отчетливее, чем самый мировой порядок, встает перед нашим взором грозящая нам опасность на пути к нему. Однако, в факте познания уже заключен ее момент преодоления. В жизни человека нет смертельной опасности, пока он способен сохранить свободу”

К.Ясперс. Будущий мировой порядок // Век ХХ и мир.- 1990.- №9.- С.20-25.

Проанализируйте рассуждения философа: с чем Вы согласны, а с чем - нет?

Какие прогнозы К.Ясперса, сделанные в 1949 г. реальны, какие нет?

 

Задание 2

Одним из методов глобального прогнозирования является составление сценария взаимосвязанного развития глобальных проблем. Как правило, составляется несколько, по крайней мере, четыре сценария:

1. механическая экстраполяция существующих тенденций (что будет, если все сохранится, как есть?);

2. верхняя экстрема - максимально возможное развитие тенденции в благоприятную для человека сторону;

3. нижняя экстрема - максимально неблагоприятный вариант развития, предельное обострение проблем;

4. наиболее вероятный тренд (“средний вариант”) или наиболее вероятное развитие событий.

Попытайтесь составить несколько сценариев развития глобальных проблем (гонка вооружений, сырьевой кризис, разрыв в уровне экономического развития различных стран на планете, рост народонаселения, продовольственная проблема, проблемы занятости, отклоняющегося поведения людей, наркомания, преступность, упадок духовной культуры, экономические проблемы, стихийная урбанизация) до 202 0 года.

 

Задание 3

Известный американский футуролог Ольвин Тоффлер всю историю человечества делит на три больших периода (в третий человечество только входит - это скорее прогноз, чем реальность): “первая волна” принесла с собой господство сельского хозяйства; “вторая волна” - массовое промышленное производство; “третья волна” - это компьютер, биологическая революция, изменение видов энергии и как следствие - всесторонняя социальная трансформация.

“Это кризис не политический или социальный,- пишет Тоффлер о современном обществе, - а индустриальный, последний кризис, который переживает экономика, созданная цивилизацией “второй волны”. Новые силы прорываются на мировую арену, давая начало новой, “третье волне” изменений”

Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. – 1987. – №5. – С.118-131.

Дайте анализ этой концепции. С каких методологических позиций выступает ученый? Попытайтесь более подробно описать, как вместе с коренными изменениями в технике и технологии будут меняться характер труда, социальная структур а общества, политические институты, сам человек?

Задание 4

Известен большой вклад в анализ и прогноз глобальных проблем ХХ века международной организации ученых Римский клуб. Основатель и президент Римского клуба итальянский общественный деятель А.Печчеи пишет: ”Диагноз этих затруднений пока неизвестен, и против них нельзя прописать эффективных лекарств; при этом они усугубляются еще той тесной взаимозависимостью, которая связывает ныне все в человеческой системе... В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорость, энергия, сложность - и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще и политические...” Далее Печчеи приводит список тех проблем, которые Римский клуб назвал глобальной проблематикой: 1) бесконтрольное распространение человека по планете; 2) неравенство и неоднородность общества; 3) социальная несправедливость; 4) голод и недоедание; 5) широкое распространение бедноты; 6) безработица; 7) мания роста; 8) инфляция; 9) энергетический кризис; 10) недостаток природных ресурсов; 11) распад международной торговой и финансовой системы; 12) протекционизм; 13) неграмотность и устаревшая система образования; 14) бунты среди молодежи; 15) отчуждение; 16) упадок городов; 17) преступность и наркомания; 18) взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; 19) пытки и террор; 20) пренебрежение законом и порядком; 21) ядерное безумие; 22) политическая коррупция; 23) бюрократизм; 24) деградация окружающей среды; 25) упадок моральных ценностей; 26) утрата веры; 27) ощущение нестабильности; 28) неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей

Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С.91-92.

Попытайтесь из этого перечисления составить классификацию по следующим критериям: по степени значимости для настоящего (ключевая проблема - главные проблемы - производные проблемы); по степени вероятности их решения в будущем.

 

Задание 5

Андрей Дмитриевич Сахаров в своей статье “Мир через полвека” в 1974 году писал: “Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет - о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки. Эти чувства - удрученность и ужас перед клубком трагических опасностей и трудностей безмерно сложного будущего человечества, но одновременно надежда на силу разума и человечности в душах миллиардов людей, которая только одна может противостоять надвигающемуся хаосу”. Далее А.Д.Сахаров предупреждает, что даже если будет устранена главная опасность - гибели цивилизации в огне большой термоядерной войны - положение человечества останется критическим.

Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании. В разных странах причины этих явлений несколько различны. Все же мне кажется, что наиболее глубокая, первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом”

Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. – Л.: Сов. писатель, 1990. – С.37-38.

Какие вы видите пути и способы решения этой глобальной проблемы в ближайшем и отдаленном будущем?

 

Задание 6

Единственное спасение человека в ближайшие 200 лет американский социолог Д. Форрестер видит в сокращении капиталовложений на 40%, рождаемости на 50%, потребления сырья на 70%. Форрестер заключает, что это экономический рост должен быть остановлен. Он глубоко убежден, что это надо сделать сознательными усилиями и безотлагательно, не дожидаясь катастрофы, когда рост будет прекращен в силу внутренней динамики таких мучительных явлений, как перенаселение, заражение окружающей среды, голод и исчерпание ресурсов.

Дайте оценку этим рассуждениям.

Покажите возможные пути сохранения высоких темпов научно-технического прогресса и достижения экологического равновесия.

Задание 7

В ХХ веке в буржуазной социологии широкое распространение получило неомальтузианство. Неомальтузианцы утверждают, что ныне происходящий “демографический взрыв” не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы. Говоря о демографических проблемах, эти социологи основываются на следующих данных:

Численность населения мира (в млн.):

1000 г. - 275 1970 г. - 3 635
1850 г. - 1170 1977 г. - 4 124
1950 г. - 2486 1983 г. - 4 780

 

Первого миллиарда население земного шара достигло в 1850 году, второго в 1930 году (через 80 лет), третьего - в 1960 году (через 30 лет), четвертого - в 1976 году (через 16 лет).

На основании этих данных сделайте прогноз, вычислите, какой численности население нашей планеты достигнет к 2000 году, к середине ХХI века?

В качестве радикальных средств против демографического взрыва неомальтузианцами рекомендуются войны, ограничение браков, принудительная стерилизация “биологически неполноценных”.

Согласны ли Вы с такими выводами?

 

Задание 8

“Каждому поколению свойственно считать себя призванными переделать мир, Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, более значительна. Она состоит в том, что бы помешать миру исчезнуть. Получив в наследство занемогшую историю, эпоху упадка революций, смерти богов, взбесившейся техники и исчерпанных идеологий, время, когда посредственные властители могут легко уничтожить все, но уже не в состоянии никого убедить, а интеллигенция опустилась до того, что сделалась служанкой ненависти и подавления, это поколение должно было, опираясь на одну лишь невозможность мириться с происходящим, хоть частично восстановить в себе и вокруг себя то, что сообщает достоинство жизни и смерти. Перед угрозой гибели мира, который наши великие инквизиторы могут в любую минуту превратить в царство смерти, оно понимает, что ему надлежит в безумном беге наперегонки со временем возродить между народами мира, который ни для кого не был бы рабством, примирить вновь труд и культуру и заново возвести мост согласия между людьми. Неизвестно, сможет ли оно когда-нибудь выполнить эту огромную задачу, зато известно, что повсюду в мире оно уже сделало ставку на правду и свободу и готово, если понадобится, без ненависти умереть за них. Это поколение заслуживает приветствий и поддержки повсюду, и особенно там, где оно приносит себя в жертву”.

Камю А. Нобелевская речь. – М., 1993. – С.557.

О каких глобальных проблемах говорит Альбер Камю?

Какой способ решения их он видит?

Согласны ли Вы с его мнением?


[1] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр.соч. Т.18. - С.275.

[2] Там же. - С.131.

[3] Там же. - С.277.

[4] См.: Энгельс Ф. Диалектика природы () Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20. - С.558-626

[5] Там же. - С.567

[6] См.: Материалистическая диалектика в 5-ти томах - М.: Мысль, 1981. - Т.I. - С.186-187.

[7] Энгельс Ф. Диалектика природы. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. - С.348-349

[8] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М., 1990. - С.40

[9] Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. – Т.29. – С.203

[10] См.: Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа. – 1976. – С.413-416.

[11] К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т.41. – С.144

[12] Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.42. – С.93-94.

[13] Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов.- М.,1989.- С.327.

[14] Цит. по: Разум сердца. – М., 1989.- С.85

[15] Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983. – С.32

[16] Тарковский А. Земле – Земное. – М., 1966. – С.50-51.

[17] Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С.159.

[18] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.20. - С.486

[19] Бердяев Н.А Смысл творчества. - М., 1989. - С.295

[20] Цит. по: Лалаянц И.Э. Шестой день творения // Мироздание и человек. – М., 1990. – С.253-256.

[21] Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1989. - С.145.

[22] Евангелие от Матфея - 6:19, 20, 21.

[23] Маркс К. Размышления юности при выборе профессии // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., - Т.40. - С.7.

[24] Толстой Л.Н. Исповедь - Собр. соч.- Т.23. - С.338

[25] Маркс К. Экономическо-философские рукописи. // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т.46. – Ч.1. – С.28.

[26] Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.2 – С.102.

[27] К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Соч. – Т.3. – С.27

[28] - Отчуждение - социальный процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

[29] Гельвеций К.А. Об уме – М., 1938. – С.34.

[30] Гуревич П. Вселенная по имени Человек // Свободная мысль. – 1991. – №14. – 64 с.

[31] Маркс К, Энгельс Ф. Святое семейство // Соч. - т. 2. - С. 90.

[32] Писарев Д.И. Очерки по истории труда // Исторические эскизы. - М:, 1989. – С.193-195

[33] Ленин В.И Великий почин // Полн. собр. соч., т. 39. - 15с.

[34] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.- 528с.

[35] Маркс К. К критике гегелевской философии права // Соч. Т. 1. – С. 242

[36] Гранин Д. Зубр // Новый мир. – 1987. – №1. – С. 61.

[37] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - т.13 - С.7-8

[38] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – 81с.

[39] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С.91-92.

[40] Данилевский не отождествляет понятия российская и русская, понимая под российской культурой - славянскую (для него был характерен панславянизм)

[41] Данилевский Н.Я. Россия Европа. – М., 1991. – C. 471-472.

[42] Данилевский Н.Я. Россия Европа. – М., 1991. – C. 508.

1 Прогностика – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов

[44] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С.91-92.

[45] См.: Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа. – 1988. – №11. – С.65-67.

[46] Сахаров А.Д. Мир через полвека // Мир, прогресс, права человека. – Л.: Сов. писатель, 1990. – С.37-38.

2 Печчеи А. Человеческие качества // Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – С.211.

2 См.: там же – С.214.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 272.