Арнольд Тойнби (1889-1975) - английский философ, историк считает, что всемирную историю человеку не дано понять; это - область божественного видения. Логику развития можно постичь только по отношению к отдельным цивилизациям. Единица изучения истории - отдельно взятое общество. Общество делится на два разряда:
ü - первый тип - "примитивные";
ü - второй тип - "цивилизационные".
Развитие общества осуществляется через " мимесис " - подражание. Первый тип - это общества, позволяющие старикам, прошлому, опираться на традиции и авторитет предков. Второй тип подражает своим героям, лидерам, творческим личностям. Герои создают динамику развития, они способны концентрировать энергию и отвечать на "вызов" истории. Тойнби считает. что человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или благоприятных условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющий его на беспрецедентное до сих пор усилие. Таким образом, внутренний механизм истории, по Тойнби, можно представить: вызов ® ответ. "Вызовы", по его мнению, делятся на три вида:
1. Неблагоприятные погодные условия (например, болота в дельте Нила - вызов для древних египтян, леса и морозы для русских).
2. Нападение иноземцев.
3. Гниение предшествующих цивилизаций (например, падение эллино-римской цивилизации вызвало к жизни взлет Византийской и Европейской культур).
Таким образом, даже краткое перечисление концепций прогресса дает представление об их разнообразии и различной методологической направленности.
Как это объяснить? Возможно, общественная наука находится еще "в пеленках" и пробует разные гипотезы, объясняющие сущность развития общества; а может быть, развитие общества настолько разнообразно, разнопланово, что все эти концепции, отражающие одну из его сторон, граней, владеют истиной (каждая по-своему и своей ) ?
Эти вопросы, как и многие другие в философии, мы оставим открытыми, но не как роспись в бессилии собственного разума, а как стимул для его дальнейшего развития.
Пополните свой словарь следующими понятиями:
направление развития общества ,прогресс, регресс, круговорот, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, критерий прогресса, закономерности прогресса, технологический детерминизм, культурный детерминизм, культура, цивилизация .
Задание 1
В истории явно прослеживается тенденция ускорения темпов общественного прогресса: для примера: млекопитающие живут на земле около 50 млн. лет, гоминиды - 4 млн. лет, homo sapiens - около 40 тыс. лет, аграрная революция произошла примерно 8 тыс. лет назад, промышленная революция - 200 лет, научно-техническая революция - 50 лет...
Определите внутренние механизмы и факторы ускорения общественного прогресса. Бесконечна ли тенденция ускорения в будущем или наступит время, когда прогресс общества замедлится и достигнет каких-то оптимальных темпов?
Задание 2
Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. - : Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).
Сказки ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?
Задание 3
Назовите основные критерии общественного прогресса. Оцените современный этап развития нашего общественного прогресса.
Задание 4
Приведите аргументы в доказательство того, что прогресс является главным направлением человеческой истории.
Задание 5
Попытайтесь ответить на вопрос великого русского писателя-философа: не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы... и опять шаг вперед материальных усовершенствований и второй шаг нравственного...
(Л.Н. Толстой. Дневник 1900 // Полн. собр. соч. – М.: Гослитиздат, 1928-1958. – Т.4 – С.51-52).
Согласны ли вы с таким взглядом на общественное развитие.
Задание 6
Существует такой критерий прогресса, как способ распределения произведенного продукта. В распределении человечество стремится реализовать принцип равноправия и справедливости. Как вы понимаете этот принцип? Какие существуют механизмы в обществе для его реализации?
Задание 7
Охарактеризуйте подробно такой критерий общественного прогресса, как количество и структура использования свободного времени. Оцените с позиции этого критерия нашу эпоху.
Задание 8
О какой закономерности общественного прогресса идет речь в следующем высказывании:"...Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации..."
Э. Ренан. Поэзия выставки // Полн. собр. соч. – Киев: Фукс, 1902-1903. – Т.3. – С.177.
Приведите исторические факты, иллюстрирующие эту закономерность.
Задание 9
О каком измерении, каком критерии общественного прогресса идет речь в следующих отрывках художественно-философских тезисов:
"Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан..."
Чернышевский Н.Г. Алферьев // Полн. собр. соч.- М.: Гослитиздат, 1939-1953. – Т.12. – С.50.
"Все прогрессы – реакционны, если рушится человек".
А.А. Вознесенский. Оза // Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1983-1984. – Т.1. – С.411.
"Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее..."
Ю.В. Бондарев. "Гомо моралис" // Собр.соч. – М.: Худ лит., 1984-1986. – Т.6 – С.190.
Какие критерии общественного прогресса Вы можете назвать. Как с их помощью можно объяснять ход истории.
Задание 10
Насколько полно в современном нам обществе реализован гуманистический смысл прогресса? Аргументируйте свой ответ.
Задание 11
Какие принципиальные положения диалектики отражены в следующем взгляде Д.И.Писарева на общественное развитие. "Человечество продвигается вперед - это верно; но никак не следует думать, что каждый шаг вперед и каждое движение - движение к лучшему. напротив того, человечество продвигается вперед не по прямой, а зигзагами; каждый успех покупается ценой многих ошибочных попыток".
Писарев Д.И. Популяризаторы отрицательных доктрин // Исторические эскизы. - М., 1989. - С.561.
Приведите исторические примеры, подтверждающие эти положения.
Задание 12
Кем и когда впервые введено в социологию понятие "общественно-экономическая формация". Попытайтесь оценить уровень развития общества, в котором мы живем с точки зрения формационного подхода.
Задание 13
Как Вы понимаете, известное высказывание К. Маркса о том, что прогресс подобен языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых. Какая особенность и, какая закономерность прогресса здесь подмечена?
Задание 14
Просматривая прямую зависимость социальных перемен от изменений техники, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную, подчиненную роль по отношению к техническим системам. Техника - это независимая переменная, социальная система – зависимая система. Проанализируйте эту концепцию. С чем Вы согласны, с чем – нет. Аргументируйте свои выводы.
Задание 15
Современная НТР создает огромные возможности для увеличения власти человека над природой. Вместе с тем известно, что ресурсы природы не безграничны. На этом основываются пессимистические прогнозы о возможной естественной гибели человечества из-за нехватки средств существования. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? На чем по Вашему могут быть основаны соответствующие оптимистические прогнозы?
Задание 16
В последней трети XX века все более остро критикуется технократический подход. Согласны ли Вы с этой критикой? Покажите на конкретных примерах, к чему может привести "логика железок" - "сначала технику создадим, потом человеком заниматься будем..."
Задание 17
Некоторые ученые утверждают, что на определенной стадии технического прогресса техника возвысится над человеком, а не человек овладеет техникой. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ.
Задание 18
О каком противоречии современного прогресса говорит автор следующего рассуждения: "Рабочие, занятые обслуживанием роботов, признают, разумеется, что избавлены теперь от тяжелого утомительного труда, но они сетуют на то, что длительное общение с бездумной машиной, беспрерывно и монотонно выполняющей однообразную операцию, вызывает у них стрессовое состояние..."
Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи. – М.: Политиздат, 1986.
Задание 19
Выделите положение, которое лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма?
1. Каков способ производства, таково и общество.
2. Ключом к пониманию истории являются типы систем социальной информации.
3. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом.
4. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления.
5. Судьба народов обуславливается главным образом внешней средой их обитания.
6. Научная революция определяет техническую, а они вместе – принципы организации всей совокупности социальных элементов.
Задание 20
"Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности".
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С.139.
О каких опасностях для человека говорит философ? Какое противоречие и какая закономерность прогресса здесь отражены.
Задание 21
В век варварства и атома
Мы - акушеры нового,
Нам эта участь адова
По нраву и по норову
Мы - бабки повивальные,
а век ревет матеро,
как помесь павиана и
авиамотора.
Попробуйте при родах
подобных постоять,
сгорать на электродах
и в руки радий брать.
И счастлив этой долей,
художник в мастерской
стоит, смертельно болен
болезнью лучевой.
О каких чертах современного общественного развития говорит А. Вознесенский?
Задание 22
По мнению английского историка и социолога А. Тойнби движущей силой развития цивилизаций является "творческое меньшинство", носителей мистического "жизненного порыва", которое, удачно отвечая на различные исторические "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Какая концепция истории здесь отражена? Согласны ли Вы с автором? Аргументируйте свой ответ.
Задание 23
"Должна ли формула прогресса включать в себя, в качестве необходимого элемента, и принцип счастья, или же должна совершенно игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно с прогрессом человечества или же нет?... Встает, следовательно, дилемма: можно признать исторический процесс прогрессом, но зато из понятия прогресса приходится исключить точку зрения счастья; если же критерием прогресса становится счастье, то само существование прогресса становится проблематичным".
Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. – М., 1992. – С.507, 509.
Попытайтесь ответить на вопросы, поставленные философом.
Задание 24
Попытайтесь определить критерий прогресса
- в науке - в искусстве - в нравственности
- в системе образования - в политике
Задание 25
О каком периоде в истории человечества говорит А. Блок? Какая закономерность прогресса здесь подмечена?
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела...
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать
И как избыть его печали?
Он мягко слал - да жестко спать.
Задание 26
"Прогресс... состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляет высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами..."
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 109.
Какая методология изучения общества здесь отражена?
Согласны ли вы с таким подходом?
Аргументируйте свой ответ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.