Обнаружив на своей территории человека, который пришел и занимается каким-то своим хозяйством, дикие животные уходят туда, где поспокойнее. Однако так делают не все: в статье в Science исследователи из Калифорнийского университета в Беркли пишут о том, что многие остаются около людей, но меняют образ жизни – будучи дневными, они превращаются в ночных.
Кайтлин Гейнор (Kaitlyn Gaynor) и ее коллеги проанализировали свыше семидесяти публикаций, посвященных поведению различных видов млекопитающих с шести континентов (в общей сложности 62 вида, от опоссумов до слонов). Авторы работы сравнивали, в какое время суток звери более активны, когда им приходится иметь дело с человеком, будь то временно (например, в охотничьи сезоны) или круглый год (например, когда животным приходится жить рядом с автодорогами). Оказалось, что из-за человеческого фактора звери начинают «активничать» ночью в среднем на 20% больше, чем днем.
Например, койоты, которые обычно одинаково активны и днем, и ночью, в туристических местах 70% активности оставляют на ночь – очевидно, чтобы не попадаться на глаза людям, которые днем бродят по их территории. А черная лошадиная антилопа в Национальном парке Хванге в Зимбабве, которая вообще-то дневной вид, стала наполовину ночной – по той же причине, то есть из-за людей, приезжающих в парк.
Авторы работы подчеркивают, что животные уходят в ночь независимо от того, что именно делает человек, охотится ли, занимается сельским хозяйством, строит дороги или просто расположился на пикник – в любом случае мы кажемся опасными, даже если на наш взгляд никакой угрозы не представляем.
Как такая корреляция образа жизни сказывается на самих животных, пока неясно, но можно предположить, что не очень хорошо: например, если зверь привык кормиться при свете дня, ночью искать питание ему будет сложнее.
В качестве экологической предосторожности исследователи предлагают хотя бы ограничивать доступ в дикую природу определенными часами, как это сделано, например, в Адирондакских горах, где гнездятся сапсаны и куда туристам нет никакого хода во время брачного сезона птиц.
Задание 13. Прочитайте статью из «Российской газеты», особое внимание уделяйте лексическому уровню текста. Произведите необходимую правку.
Рафаэль в огороде
Как один пенсионер создал 19 музеев
По неофициальным данным, в России каждый год исчезает тысяча деревень. По данным Росстата, с 2002 по 2010 год число сельских населенных пунктов в стране уменьшилось почти на 9000. Возможно, та же участь постигла бы и село Толбухино Ярославской области. Но в этом году в местную школу пришло 17 (почти в два раза больше, чем обычно) первоклассников. И открылось 19 музеев. Потому что некоторые из его жителей поверили в то, что "избяной космос" спасет туризм, и пытаются превратить свое село в туристическую Мекку местного розлива. Корреспонденты "РГ" отправились в Толбухино, чтобы понять, что для этого нужно.
У Толбухино три плюса: больница, районная школа и город на расстоянии 19 км. Местная интеллигенция считает, что последние два пункта не дают селу перейти в разряд исчезающего. Из минусов: скромные зарплаты, разрушающееся жилье. Жителей аварийных домов, которых в селе немало, расселяют в соседние села.
- Когда мы начали раскочегаривать в селе жизнь, неожиданно начали застраиваться частники. Даже москвичи приехали, - начинает толбухинскую экскурсию Владимир Иванович Столяров.
Он живет в Ярославле. Но три года назад, выйдя на пенсию, появился в Толбухино. С письмами и планами отремонтировать старые купеческие усадьбы и открыть в них музеи: Бронзового века, хрусталя, чаепития, Петра I и много чего еще. "Мы уже набрали экспозиций для 30 музеев, но туристам пока показываем 19", - с гордостью сообщает.
Столяров намерен конкурировать с Вятским - соседним селом, которое коллекционер и бизнесмен, лауреат Государственной премии Олег Жаров превратил в "Самую красивую деревню" России и музей под открытым небом ("РГ" писала об этом в номере от 12.04.2016). Про Вятское и Жарова вспоминает на каждом шагу, все время сравнивая. Но сравнение хромает: Вятское обустроил бизнесмен, Толбухино - пенсионер.
Свой энтузиазм Столяров (по профессии строитель) объясняет просто: вышел на пенсию, заниматься нечем. Но на пенсию выходят миллионы, а села восстанавливают единицы.
Миссию он себе определил сложную - окультурить массы. А там, может, и жизнь наладится, и туризм спасет хрупкий мир деревни.
Сначала он мечтал спасти не Толбухино - Великое. Красивейшее село, подаренное Петром I фельдмаршалу Репнину. "Там 200 памятников культурного наследия, - рассказывает. - Пришел к главе района, говорю, дайте мне пару разрушающихся усадеб, я найду деньги. Будем создавать музеи, приглашать туристов". Предложение понравилось, но... "Год ходил - ни с места. Написал письмо в район, там потребовали концепцию. Написал. Потеряли. А потом зам главы предложила посмотреть Толбухино".
Про Толбухино ни в стране, ни в области никто ничего не знал. И тогда Столяров придумал референдум по созданию в нем ... музея Сталина. "В Толбухино собираются открыть музей тирана!" - не возмутился только ленивый. Но это был лишь рекламный трюк, PR- акция Столярова: чтобы все узнали о Толбухино. "В село приехали все телеканалы! В Интернете развернулась дискуссия!" - доволен результатами автор беспроигрышного фейка.
Он вообще мастер добрых фейков. Однажды, чтобы привлечь граждан к участию в празднике, пожертвовал своей коллекцией колоколов. Спрятал их и навел на след искусственного клада журналистов. На следующий день все местные телеканалы рассказали: найден невероятный клад! Праздник удался, но разыграл он не только народ, но и себя: милиция долго не хотела отдавать ему найденные сокровища.
Но не из одних фейков состоит эта история. На ремонт усадеб и обустройство музеев Столяров потратил около 15 миллионов. Привлек предпринимателей, продал свое имущество, набрал кредитов. "Иногда проснусь ночью: мама родная, сколько за сутки у меня процентов натикало? Надо срочно искать способы перекредитоваться". Просрочек он не допускает. Однажды, чтобы расплатиться по кредитам, продал собственный двухэтажный гараж. К счастью, супруга ко всему относится философски. Разве что спросит: "Когда ты закончишь хоронить деньги в Толбухино?". Но ясно же, что не всякая жена обрадуется мужу, который за семейный счет проводит деревенскую реновацию.
В Толбухино на улицах - ни души. К берегу крошечного прудика пришвартована самодельная ладья с драконом на боку - это осколки летнего детского военно-морского фестиваля: с музыкантами, катанием на лодках. Прудик - лишь прелюдия, за мостиком и кустами прячется дивной красоты озеро, а за ним усадьба помещика Азанчеева. "Мы хотим создать детский флот, пристань сделать, озеро и парк расчистить. Но земля находится в районе. Зайдете со мною в администрацию попросить ее в аренду?"
Рассматривая помещичьи красоты, встречаем сердитого хозяина сараев, недовольного переменами в селе. Музеи ему не нравятся. "А че там делать? Одна ерунда", - и велит нам уходить.
Главный толбухинский музей находится в новом трехэтажном особняке. На входе объявление: "Идет экскурсия, присоединяйтесь". "Музеев много, а смотрителей и экскурсоводов мало, - объясняет Столяров. - Обучили двух из местных, одна уехала на Север, вторая ногу сломала. Так что пока ездит экскурсовод из Ярославля". И с огорчением добавляет: "Люди не хотят работать". Даже хорошая зарплата не заинтересовывает. "Молодежь-то приходит - забор покрасить, мусор убрать, - а остальные не хотят. А зачем? Фуфайка есть, сапоги, картошка в огороде, и хватит. Понимаете, какая беда?" Столяров считает, что людей надо приучать зарабатывать. "Уже бабушкам говорю, у вас речь хорошая, идите к нам экскурсоводом". Но бабушки не хотят быть экскурсоводами.
Рядом с "праздничным" особняком - гигантский серый валун. По Столярову это Синий камень, к которому прикасался сам Петр I и к которому, по царскому указу, полезно прикасаться всем. "Не может быть!"- протестую, но обеими руками хватаюсь за камень. Наверное, Столяров неуемный фантазер. Если судить по его рассказам, то Толбухино всегда было в центре человеческой истории. тут есть трон Аттилы (потому что, по одной из версий, "Атиль" означает "волжанин", считай, почти толбухинец), Синий камень, который исцелил Петра I (и не важно, что легендарный Синь-камень лежит под Переславлем-Залесским, область-то одна, Ярославская). А в музее Бронзового века - десятки каменных топоров, у которых камни к топорищу приклеены суперклеем. Туристы пишут восторженные отзывы...
У него, как у Плюшкина, есть все. Аммониты. Позвонок динозавра. Гравюры Галле и Фрагонара. Сундуки с советскими монетами. Платья модниц прошлых столетий. В неожиданном "Музее карася" заманчиво пахнет щукой... В "Музее вредных привычек" - бесконечное множество пивных банок, бутылок, пепельниц. Владимир Иванович хочет понравиться всем. Неинтересны динозавры? Ну так пожалуйте в "галерею Шилова" - музей заслуженных ярославцев, чьи портреты написаны знаменитыми ярославскими художниками. Туристы непременно находят здесь своих знакомых.
В музей фарфора, показывая белоснежную супницу с ручками в виде львиных голов, комментирует - ужас! - "Из нее ел сам Адольф Гитлер. А нам ее подарил генерал, лично вынесший ее из бункера Гитлера". Фейк, всего скорее, но на дне супницы - "1940 год" и свастика.
Все эти полуфейковые сенсации шли на ура, пока Столярова вызвали в областной антимонопольный комитет: "Поступила жалоба, что вы, дуря туристов, выдаете копии за подлинники. А ну-ка докажите, что гравюры резал сам Рафаэль". Столяров возмутился: Рафаэль вообще не резал гравюры, он рисовал картины. А когда пригрозили штрафом, пригласил экспертизу. Эксперт был в шоке: это же Галле-младший, лучший гравер XVII века! Таких гравюр нет даже в Британском музее. "Откуда это у вас?". С аукционов Парижа".
Столяров не дурит туристов. Он их шокирует, раскручивая бренд Толбухино. Например, выставляя медали, которые вручили Брежневу при инаугурации президента Никсона. "Номерные, - гордится коллекционер. "Им, может быть, место в Кремле", - удивляются работники Ярославского государственного музея-заповедника. "А этот прекрасный хрусталь, - Столяров щелкает по массивной вазе, - я собрал на закрывающихся стекольных заводах. Как-то позвонили: мы квартиру продаем, заберите хлам. Приехал, мама дорогая, три серванта, каждое изделие тысяч пять стоит, у меня денег не хватает! А парни говорят, забирайте или на свалку отнесем".
За разглядывание хрусталя нас застал главный оппонент Столярова. Александр Борисович Привалов преподает историю в школе и почти сорок лет живет в Толбухино. Пишет о селе и односельчанах книги и опекает школьный музей маршала Толбухина. Первое, о чем он рассказывает: в селе: появились молодые мамы с колясками. И новую улицу начали строить. Любви к "эксклюзивам" без научного подхода у него нет. "Я в музее веду каталог - где записано, что откуда получено. А если такого нет, это вообще не музей", - категоричен он. Но через секунду меняет гнев на милость. Первобытные топоры на клею? - так это похоже на древнее привязывание камня к палке.
"Село наше стало знаменитым, благодаря Столярову. Я не совсем одобряю надстройку третьего этажа, но усадьбу-то он спас", - резюмирует Привалов. "Да там крыша обрушилась, - оправдывается Столяров. И смущаясь, продолжает: "На международных форумах по туризму нам прямо говорят: товарищи, берите пример с Греции. Там про каждый камень выдумывают: тут Афродита была, там Посейдон". "Зачем придумывать, - хмурится Привалов,. - когда фактов столько?". Но, опять меняя гнев на милость, добавляет: "У нас с Владимиром Ивановичем - единство. И борьба противоположностей". Написавший книгу о маршале Толбухине и о ветеранах (на презентации было 50 человек, для села - много) он скромничает: "Я - хранитель". "А моя задача - все двигать вперед, - решительно вступает Столяров. - Туризм - это шанс для деревни". И опять вспоминает Жарова: молодец! Доказал! И сходу планирует запустить медовый бизнес. Пасечник уже дом на берегу помещичьего озера построил и 80 ульев привез.
Взгляд со стороны
Фишки для деревни
Рано утром вместе со Столяровым мы в администрации Ярославского района Ярославской области. "Пришли склонять меня помогать господину Столярову? - почти сердится глава Николай Золотников, - а я ему не мешаю". "Сдайте в аренду Азанчеевский парк, хочу его расчистить", - тут как тут Столяров. Золотников берет ручку, записывает, но тут же уточняет: "Общественная территория не должна быть в частных руках". И предлагает "Давайте на общественных началах за несколько субботников расчистим парк".
На вопрос, симпатичны ли ему волонтерские начинания Столярова, отвечает: "Ну, конечно!". Но надо уходить от собственно бизнес-проекта. Жаров при восстановлении Вятского пока на бизнес-интересы упирал, проваливался и вызывал у людей отторжение. Но если люди заинтересуются и примут, и бизнес будет удачен."Какой же это бизнес - без прибыли? - обижается Владимир Иванович. - Я не знаю, как на самоокупаемость выйти". А Золотников подчеркивает, что у Жарова в Вятском гостиничный бизнес и ресторации уже дают прибыль. Но важно вовлечь жителей, иначе "будут вредничать, завидовать". И потоку туристов будут не рады. "Я, например, не так уж и радуюсь туристам в Вятском, я тишину люблю. Но кто-то наоборот". По его мнению, один хозяин в Толбухино - это мало. Надо, чтобы, как в Вятское, поехали люди, готовые печь хлеб, делать колбасу, коптить рыбу, варить квас, продавать молоко, мед и поделки. В Толбухино, конечно, нужны свои фишки. "Но без населения - сто процентов - не получится".
Компетентно
Александр Привалов, историк:
- Крестьяне нашего села (существует с 1578 года, вначале называлось Давыдково) - знаменитые лепщики, ходившие в "отход". В Москву, но чаще в Петербург. Они делали лепнину к Зимнему дворцу, Исаакиевскому собору, храму Христа Спасителя, Большому театру. Это было село городской, а не сельской культуры. Здешние девушки были хорошо образованы, их охотно брали на работу в столицу - горничными и нянечками. 24 июня 1924 года в селе появился, наверное, один из первых в стране памятников Ленину, его слепили местные мастера. Села Вятское и Давыдково были соперниками-побратимами. Теперь нам надо догонять Вятское как самую красивую деревню России.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 544.