Оценочные средства для промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования

Код компетенции Наименование Компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-1 способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции УК ОС-1.3 Способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем
УК ОС 6 способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.   УК ОС-6.1 Способность формировать эффективную траекторию личностного и профессионального саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

 

Этап освоения компетенции   Показатель оценивания Критерий оценивания  
УК ОС-1.3 Соотносит системы и различает их в зависимости от уровня сложности. Называет все системы, в которые встроен объект как подсистема. Точно определяет место объекта в системе более высокого уровня. Характеризует влияние объекта на системы более высокого уровня. Самостоятельно применяет системный и комплексный подходы к анализу изучаемых проблем Описан объект как элемент системы более высокого уровня. Описаны подсистемы системы высокого уровня, в которые включен объект. Рассмотрена ситуация в широком контексте, учитывает влияние максимального количества факторов. Описаны эмерджентные свойства систем.
УК ОС-6.1 Демонстрирует понимание принципов непрерывного образования   Выявляет возможные траектории саморазвития в современном обществе   Определяет ценностные ориентации личностного развития Устанавливает цели личностного саморазвития Формирует траекторию личностного саморазвития Продемонстрирован системный взгляд на концепцию образования в течение всей жизни (lifelong leaning)   Определены пути и механизмы собственной адаптации и социализации в социуме Продемонстрирована мотивация саморазвития   Продемонстрирована сформированность целей и траектории личностного развития

Типовые оценочные средства

Типовые теоретические вопросы для подготовки к экзамену

1.Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии.

       2. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Основной вопрос философии. Предмет философии. Рефлексивный характер философии. Функции философии.

       3. Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания. Основные разделы философского знания Философия, наука, искусство, религия: связь и различия.

       4. Античная философия. Натурфилософия Милетской школы. Релятивизм Гераклита Эфесского, атомизм Демокрита. Элейская школа о бытии.

       5. Античная философия: классический этап. Софисты о человеке и познании. Основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

       6. Античная философия: эллинистическо-римский этап. Атомизм, стоицизм, скептицизм (философы и идеи).

       7. Философия европейского Средневековья: общая характеристика и основные этапы. Патристика. Особенности философско-религиозного мировоззрения. Роль схоластики в развитии логики.

       8. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».

       9. Фома Аквинский: метафизика, учение о гармонии веры и разума, этико-политические воззрения. Доказательства бытия Бога.

       10. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения.

       11. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Ориентация философии на математику и естествознание. Полемика эмпиризма и рационализма. Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта.

       12. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Б.Спинозы. Монадология и панлогизм Г.В.Лейбница.

       13. Просвещение как культурно-историческая эпоха: специфика идей и принципов. Английское Просвещение. Скептицизм Д.Юма и Дж. Беркли.

       14. Социальная философия Т.Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея войны «всех против всех». Общественный договор и происхождение государства: абсолютный суверенитет и функции.

        15. Дж.Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Теория разделения властей. Трудовая концепция собственности. Локк – родоначальник либерализма.

        16. Французское Просвещение о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи П.Гольбаха, П.Гассенди, Ж.Ламетри, К.Гельвеция.

        17. Французское Просвещение. Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера. Концепция общественного прогресса Ж.Кондорсе. Д.Дидро о свободе и отчуждении человека, развитии цивилизации. Ш.Монтескье: географический детерминизм, классическая формула разделения властей.

        18. Культурно-историческая концепция Ж.Ж.Руссо: происхождение социального неравенства, теория общественного договора и народного суверенитета, критика цивилизации.

        19. Общая характеристика философии И.Канта: дуализм, агностицизм. Этика категорического императива. Учение о праве, государстве, гражданском обществе. Философия истории как моральная телеология.

        20. И.Г.Фихте: философия – «наука наук». «Я» как исходный пункт мышления. Единство разума и воли. Деятельность – высший принцип учения о человеке как практически-нравственное отношение к миру. Ф.Шеллинг: теория трансцендентального идеализма. Учение об интеллектуальной интуиции.

        21. Г.В.Ф.Гегель: общие характеристики философии. История как самопознание свободы. Право как бытие свободы. Гражданское общество и государство.

       22. Л.Фейербах: антропологический материализм. Критика религии. Диалектика отношений «Я» и Ты». Гуманистическая этика любви.

       23. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии. «Русская идея» как проблема самопознания отечественной философии и культуры.

       24. Историософия П.Я.Чаадаева. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского.

       25. Философские идеи Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

       26. В.С.Соловьев: философия «всеединства» и идея истории как богочеловеческого процесса. Философия С.Булгакова: обоснование целостного христианского мировоззрения.

       27. Человек и история в философии Н. Бердяева. Смысл истории. Размышления о судьбе России. Критика коммунизма.

       28. Философский иррационализм. Основные идеи «философии жизни»: В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, Ф. Ницше, О. Шпенглер.

       29. Философия экзистенциализма: теоретические истоки и общая характеристика. К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю.

       30. Философия М.Хайдеггера: понятие метафизики и ее основная проблема. Бытие человека в мире. «Язык – дом бытия». Подлинное и неподлинное существование.

       31. Философская антропология: основные идеи М.Шелера, Х.Плесснера, А.Гелена, М.Бубера.

       32. Проблема бытия в философии. Бытие и сущее, небытие, ничто, становление, субстанция. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального.

       33. Универсальные свойства бытия: пространство и время, движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

       34. Научные, философские и религиозные картины мира. Философский смысл антропного принципа.

       35. Сознание и психика. Сознание и мышление. Рассудок и разум. Сознание и самосознание. Язык и речь.. Взаимосвязь языка, сознания и мышления. Функции языка.

        36. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З.Фрейда. Коллективное бессознательное (архетипы) К.Юнга.

       37. Общественное сознание и его формы. Связь и различия индивидуального, группового и массового сознания.

       38. Культура как предмет философского анализа (основные подходы). Опредмечивание и распредмечивание как способ существования и развития культуры. Функции культуры. Элитарная и массовая культура: функции и взаимосвязь.

       39. Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации. Проблема современного «конфликта цивилизаций».

       40. Понятие общества. Единство человеческой деятельности и общественных отношений. Субъекты, источники и движущие силы общественного развития.

       41. Материалистическое понимание истории. Формационная концепция общественного развития.

       42. Основные формы социальной эволюции и развития человека. Отличительные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

       43. Модернизация как культурно-исторический процесс. Дихотомия «традиционное общество» - «современное общество». Особенности и проблемы модернизаций в России.

       44. Единство общества и природы. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы (роль техники). Сущность, причины и состав глобальных проблем современности. Перспективы мировой цивилизации: Учение о ноосфере, идеи и предложения Римского клуба.

       45. Многообразие видов познания. Научное и вненаучное познание. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности.

       46. Научная методология как философская проблема. Диалектика и синергетика. Особенности описания, объяснения и предвидения в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.

       47. Проблема истины в науке: основные концепции. Характеристика научной истины. Проблема критерия истины (верификация, фальсификация, практика).

       48. Идеология как ценностная форма общественного сознания. Возникновение и развитие концепций идеологии. Функции идеологии. Идеология как современная мифология. Идеология и утопия.

       49. Проблема родовой сущности человека. Тело, душа, дух как модусы человеческого существования. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Человек как единство индивидуального и личностного развития.

        50. Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека.

        51. Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя.

         52. Понятие Модерна. Философия постмодернизма как выражение «радикальной плюральности». Ризома – метафора гетерогенности и нелинейности современной культуры. Критика «онто-тео-телео-фалло-фонологоцентризма» западной культуры. Метод деконструкции. Концепция симулякра.

 

Пример билета

БИЛЕТ №1

1. Единство и многообразие форм философского знания. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в философии. Соотношение философии и истории философии. Функции философии.

 2. Философский иррационализм. Основные идеи «философии жизни»: В.Дильтей,  А.Бергсон, Г.Зиммель, Ф.Ницше, О.Шпенглер.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 213.