ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДЕНА Кафедрой философии и политологии Протокол от «18» апреля 2017 г. № 8 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1. Б.2.Философия
краткое наименование отсутствует
по направлению подготовки
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
профиль
Организация работы органов государственного и муниципального управления»
квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Год набора – 2017
Екатеринбург, 2017 г.
Авторы–составители:
Д. ф. н., профессор кафедры философии и политологии
Ю.Г. Ершов
К.ф.н., доцент кафедры философии и политологии
В.А. Ашимова
К.ф.н., доцент кафедры философии и политологии
Л.С. Чернов
Заведующий кафедрой философии и политологии, д.ф.н., профессор Ю.Г. Ершов
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 14
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 23
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 24
6.1. Основная литература. 24
6.2. Дополнительная литература. 24
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 24
6.4. Интернет-ресурсы, справочные системы.. 25
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 25
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.2 «Философия» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.3 | Способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем). |
УК ОС 6 | способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | УК-ОС-6.1 | Способность формировать эффективную траекторию личностного саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
БКТ Умение мыслить стратегически (системно) | УК ОС-1.3 | СФОРМИРОВАНЫ ЗНАНИЯ: - основных направлений, проблем, методов, принципов, законов и категорий философии ; - содержания современных философских дискуссий по проблемам общественного развития ; – о системе, свойствах систем, классификациях систем, системном подходе, принципах системного подхода ; – о феноменах гражданской позиция, мировоззренческой позиции ; СФОРМИРОВАНЫ УМЕНИЯ: - использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений, обобщать и использовать современную научную и общекультурную информацию ; - ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума ; СФОРМИРОВАНЫ НАВЫКИ: - навыки целостного (системного и комплексного) подхода к анализу проблем общества ; - навыки восприятия и критического анализа текстов, имеющих философское содержание, в том числе с позиции теории систем ; - приемы ведения дискуссии и полемики, навыки публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, гражданской и мировоззренческой позиции ; |
БКТ умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата | УКО-С-6.1 | СФОРМИРОВАНЫ ЗНАНИЯ: – о роли философии в формировании ценностных ориентаций личностного развития и профессиональной деятельности ; - возможных траекториях саморазвития в современном обществе . СФОРМИРОВАНЫ УМЕНИЯ: - формировать и аргументировано отстаивать собственную мировоззренческую позицию ; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности ; СФОРМИРОВАНЫ НАВЫКИ: – навыки личностного и профессионального саморазвития. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Б1. Б.2 «Философия» относится к базовой части учебного плана. Изучается по очной форме обучения на 2 курсе обучения в 3-м семестре, на заочной форме обучения на 2 курсе в 4-м семестре.
- общая трудоемкость составляет 4 зачетных единицы;
- на контактную работу с преподавателем выделено по очной форме обучения – 52 часа (из них: 20 лек. и 32 сем.), на самостоятельную работу выделено по очной форме обучения – 65 ч., контроль – 27 ч.
- на контактную работу с преподавателем выделено по заочной форме обучения – 16 часов (из них 6 лек., 10 сем.); на самостоятельную работу выделено– 119 ч., контроль – 9 ч.
- форма промежуточной аттестации согласно учебному плану – экзамен.
3. Содержание и структура дисциплины
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов), | Объем дисциплины, час. | Форма | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем | СР | ||||||
Л/ЭО, ДОТ* | ЛР/ ЭО, ДОТ* | ПЗ/ ЭО, ДОТ* | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет философии и природа философского знания | 8 | 2 | 2 | 4 | О | ||
Тема 2 | Античная философия | 8 | - | 2 | 6 | О | ||
Тема .3.. | Средневековая философия | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 4 | Философия Ренессанса | 6 | - | 2 | 4 | О | ||
Тема 5 | Философия Нового времени | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 6 | Немецкая классическая философия | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 7 | Философская мысль России и русского зарубежья | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 8 | Современная западная философия | 8 | - | 4 | 4 | ДИ, О | ||
Тема 9 | Проблема бытия | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 10 | Сознание | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 11 | Культура и цивилизация | 8 | 2 | - | 6 | Гр.З | ||
Тема 12 | Общество как система | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 13 | Россия в диалоге культур | 10 | 2 | 2 | 6 | Гр.З | ||
Тема 14 | Глобальные проблемы современности и перспективы | 8 | - | 2 | 6 | Гр.З | ||
Тема 15 | Наука как познавательная деятельность | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 16 | Идеология и ее функции | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 17 | Проблема человека | 8 | 2 | 2 | 4 | Гр.З | ||
Тема 18 | Философия постмодерна | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Промежуточная аттестация | 27 | Экзамен | ||||||
Всего: | 144 | 20 | 32 | 92 | ||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет философии и природа философского знания | 8 | 2 | - | 6 | Т | ||
Тема 2 | Античная философия | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема .3.. | Средневековая философия | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 4 | Философия Ренессанса | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 5 | Философия Нового времени | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 6 | Немецкая классическая философия | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 7 | Философская мысль России и русского зарубежья | 8 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 8 | Современная западная философия | 8 | - | - | 8 | ДКР | ||
Тема 9 | Проблема бытия | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 10 | Сознание | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 11 | Культура и цивилизация | 8 | - | - | 2 | 6 | Гр.З | |
Тема 12 | Общество как система | 8 | - | - | 2 | 6 | О | |
Тема 13 | Россия в диалоге культур | 8 | - | - | 2 | 6 | Гр.З | |
Тема 14 | Глобальные проблемы современности и перспективы | 8 | - | - | 2 | 6 | Гр.З | |
Тема 15 | Наука как познавательная деятельность | 6 | - | - | 6 | Т | ||
Тема 16 | Идеология и ее функции | 6 | - | - | 6 | Т | ||
Тема 17 | Проблема человека | 9 | - | 2 | 7 | Гр.З | ||
Тема 18 | Философия постмодерна | 6 | - | - | 6 | Т | ||
Промежуточная аттестация | 9 | Экзамен | ||||||
Всего: | 144 | 6 | 10 | 128 |
О-обсуждение, ДИ – деловая игра, Гр.З – задание для работы малыми группами, РГЗ – расчетно-графическая задача, Т – тест, К – кейс, КР – аудиторная контрольная работа, ДКР – домашняя контрольная работа, Д-доклад.
Содержание дисциплины
Тема 2. Античная философия
1. Натурфилософский этап (досократики) развития древнегереческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира. Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита.
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) о бытии.
2. Классический этап.
Антропологическая проблематика софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика). Платон: теория идей и учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства.
3. Эллинистическо-римский этап.
Скептицизм (Пиррон, Агриппа, Секст Эмпирик): релятивизация познания, этика. Эпикуреизм: логика, физика, учение о человеческом счастье. Взгляды Тита Лукреция Кара. Стоицизм: логика и гносеология, внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге. Неоплатонизм: учение о Едином, Нусе и Душе (Плотин, Порфирий, Прокл).
Тема 17. Проблема человека
Феномен человека (проблема родовой сущности). Модусы человеческого существования (тело, душа, дух): единство и противоречия. Представления о совершенном человеке в разных культурах.
Человек как единство индивидуального и личностного развития. Понятие личности. Структура личности. Человек как индивидуальность.
Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя. Свобода совести. Проблема подлинного и неподлинного существования.
Пример деловой игры
Деловая игра
Задание: Провести деловую игру в виде суда над философией Ф. Ницше с целью более глубокого понимания ее идей.
Деловая (ролевая) игра – совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют роли противников и защитников определенной философско-мировоззренческой позиции, направленные на развитие определённых навыков и умений.
Суд - модель обсуждения некоторого вопроса, с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения.
Методика применения технологии «Ролевая игра - Суд»:
Из своего состава студенты должны выбрать коллегию судей (в составе трех человек), разделиться на стороны обвинения и защиты философии Ф. Ницше.
Председательствующий оглашает регламент суда – время (10 -15 минут) на выступления стороны обвинения и ответное выступление стороны защиты; время на последующие вопросы и ответы.
В конце игры, перед завершающим выступлением преподавателя, Суд подводит итоги судебного заседания, оценивает глубину и точность аргументов состязающихся сторон, знание первоисточников.
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Типовые оценочные материалы по теме 13 Россия в диалоге культур
Групповые задания:
Задание для подгрупп. Академическая группа делится на две команды, представляющие альтернативные точки зрения (условно: «либералов» и «почвенников»).
Вопросы для обсуждения:
- Нуждается ли Россия в модернизации?
- Должна ли Россия кого-то «догонять»?
- «Загнивает» ли «Запад», «расцветает» ли «Восток»?
- Принадлежит Россия Западу или Востоку, или она – особая, уникальная цивилизация с «особым путем»?
- Русская Идея – идеологический миф или необходимая ценность?
- Если России жизненно необходима национальная идея, то в чем она может заключаться?
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Пример типовой внеаудиторной контрольной работы для студентов очной формы обучения
Дайте развернутые ответы на вопросы:
1. Скептицизм (Пиррон, Агриппа, Секст Эмпирик): релятивизация познания, этика.
2. Эпикуреизм: логика, физика, учение о человеческом счастье. Взгляды Тита Лукреция Кара.
3. Стоицизм: логика и гносеология, внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге.
4. Неоплатонизм: учение о Едином, Нусе и Душе (Плотин, Порфирий, Прокл).
Пример типовой домашней (внеаудиторной) контрольной работы для студентов заочной формы обучения ( для тем 2 – 8).
Вариант I. (А - Б)
Античная философия
1. Социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в становлении древнегреческой философии.
2. Натурфилософский этап (досократики). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира.
3. Пифагореизм: числа как основа бытия. Связь чисел и геометрии. Эфесская школа. Релятивизм и диалектика Гераклита. Атомизм Демокрита и Левкиппа.
4. Элейская школа. Пантеизм Ксенофана, Парменид о бытии и познании, апории Зенона, плюрализм Эмпедокла, гомеомерии Анаксагора.
5. Классический этап. Антропологическая проблематика софистов. Агностицизм и релятивизм, учение о языке, развитие риторики, софизмы. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика).
Типовые темы для докладов
№ № | Темы для докладов | № сем. |
1. | «Вечные» вопросы философии. Что это такое? | 1 |
2. | Мифология как предшественница философии. | 2 |
3. | Почему философия - не наука и почему не может быть философии без науки. | 1 |
4. | Древнегреческий полис и рождение европейской философии | 2 |
5. | Какие социальные и познавательные проблемы скрывает спор номинализма и реализма? | 3 |
6. | Как связано становление христианства и средневековой философии? | 3 |
7. | Величие и противоречия философии Возрождения. | 4 |
8. | Смысл жизни как духовная ценность | 17 |
9. | Стремление к смыслополаганию как лейтмотив становления личности | 17 |
10. | Проблема нигилизма в европейской философии и современность. | 8 |
11. | Кто такой ницшевский Заратустра? | 8 |
12 | Критика учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием | 7 |
13 | В чем смысл научной рациональности? Есть ли у нее границы? | 15 |
14 | Феномен постмодернизма: распад сознания или элитарная культура? | 18 |
15 | Угрозы и риски безопасности: вызовы глобализации. | 14 |
16 | Варварство как оборотная сторона цивилизации | 11 |
17 | Культурная идентичность и диалог культур | 11 |
18 | Философское решение вопроса: Что значит быть? | 9 |
19 | Смысл жизни как духовная ценность | 17 |
20 | Феномен человеческой агрессивности | 17 |
21 | Государственная идеология и национальная идея. | 16 |
22 | Есть ли логика всемирной истории? | 12 |
Типовые оценочные средства
Типовые теоретические вопросы для подготовки к экзамену
1.Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии.
2. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Основной вопрос философии. Предмет философии. Рефлексивный характер философии. Функции философии.
3. Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания. Основные разделы философского знания Философия, наука, искусство, религия: связь и различия.
4. Античная философия. Натурфилософия Милетской школы. Релятивизм Гераклита Эфесского, атомизм Демокрита. Элейская школа о бытии.
5. Античная философия: классический этап. Софисты о человеке и познании. Основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
6. Античная философия: эллинистическо-римский этап. Атомизм, стоицизм, скептицизм (философы и идеи).
7. Философия европейского Средневековья: общая характеристика и основные этапы. Патристика. Особенности философско-религиозного мировоззрения. Роль схоластики в развитии логики.
8. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».
9. Фома Аквинский: метафизика, учение о гармонии веры и разума, этико-политические воззрения. Доказательства бытия Бога.
10. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения.
11. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Ориентация философии на математику и естествознание. Полемика эмпиризма и рационализма. Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта.
12. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Б.Спинозы. Монадология и панлогизм Г.В.Лейбница.
13. Просвещение как культурно-историческая эпоха: специфика идей и принципов. Английское Просвещение. Скептицизм Д.Юма и Дж. Беркли.
14. Социальная философия Т.Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея войны «всех против всех». Общественный договор и происхождение государства: абсолютный суверенитет и функции.
15. Дж.Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Теория разделения властей. Трудовая концепция собственности. Локк – родоначальник либерализма.
16. Французское Просвещение о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи П.Гольбаха, П.Гассенди, Ж.Ламетри, К.Гельвеция.
17. Французское Просвещение. Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера. Концепция общественного прогресса Ж.Кондорсе. Д.Дидро о свободе и отчуждении человека, развитии цивилизации. Ш.Монтескье: географический детерминизм, классическая формула разделения властей.
18. Культурно-историческая концепция Ж.Ж.Руссо: происхождение социального неравенства, теория общественного договора и народного суверенитета, критика цивилизации.
19. Общая характеристика философии И.Канта: дуализм, агностицизм. Этика категорического императива. Учение о праве, государстве, гражданском обществе. Философия истории как моральная телеология.
20. И.Г.Фихте: философия – «наука наук». «Я» как исходный пункт мышления. Единство разума и воли. Деятельность – высший принцип учения о человеке как практически-нравственное отношение к миру. Ф.Шеллинг: теория трансцендентального идеализма. Учение об интеллектуальной интуиции.
21. Г.В.Ф.Гегель: общие характеристики философии. История как самопознание свободы. Право как бытие свободы. Гражданское общество и государство.
22. Л.Фейербах: антропологический материализм. Критика религии. Диалектика отношений «Я» и Ты». Гуманистическая этика любви.
23. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии. «Русская идея» как проблема самопознания отечественной философии и культуры.
24. Историософия П.Я.Чаадаева. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского.
25. Философские идеи Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
26. В.С.Соловьев: философия «всеединства» и идея истории как богочеловеческого процесса. Философия С.Булгакова: обоснование целостного христианского мировоззрения.
27. Человек и история в философии Н. Бердяева. Смысл истории. Размышления о судьбе России. Критика коммунизма.
28. Философский иррационализм. Основные идеи «философии жизни»: В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, Ф. Ницше, О. Шпенглер.
29. Философия экзистенциализма: теоретические истоки и общая характеристика. К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю.
30. Философия М.Хайдеггера: понятие метафизики и ее основная проблема. Бытие человека в мире. «Язык – дом бытия». Подлинное и неподлинное существование.
31. Философская антропология: основные идеи М.Шелера, Х.Плесснера, А.Гелена, М.Бубера.
32. Проблема бытия в философии. Бытие и сущее, небытие, ничто, становление, субстанция. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального.
33. Универсальные свойства бытия: пространство и время, движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
34. Научные, философские и религиозные картины мира. Философский смысл антропного принципа.
35. Сознание и психика. Сознание и мышление. Рассудок и разум. Сознание и самосознание. Язык и речь.. Взаимосвязь языка, сознания и мышления. Функции языка.
36. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З.Фрейда. Коллективное бессознательное (архетипы) К.Юнга.
37. Общественное сознание и его формы. Связь и различия индивидуального, группового и массового сознания.
38. Культура как предмет философского анализа (основные подходы). Опредмечивание и распредмечивание как способ существования и развития культуры. Функции культуры. Элитарная и массовая культура: функции и взаимосвязь.
39. Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации. Проблема современного «конфликта цивилизаций».
40. Понятие общества. Единство человеческой деятельности и общественных отношений. Субъекты, источники и движущие силы общественного развития.
41. Материалистическое понимание истории. Формационная концепция общественного развития.
42. Основные формы социальной эволюции и развития человека. Отличительные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества.
43. Модернизация как культурно-исторический процесс. Дихотомия «традиционное общество» - «современное общество». Особенности и проблемы модернизаций в России.
44. Единство общества и природы. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы (роль техники). Сущность, причины и состав глобальных проблем современности. Перспективы мировой цивилизации: Учение о ноосфере, идеи и предложения Римского клуба.
45. Многообразие видов познания. Научное и вненаучное познание. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности.
46. Научная методология как философская проблема. Диалектика и синергетика. Особенности описания, объяснения и предвидения в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.
47. Проблема истины в науке: основные концепции. Характеристика научной истины. Проблема критерия истины (верификация, фальсификация, практика).
48. Идеология как ценностная форма общественного сознания. Возникновение и развитие концепций идеологии. Функции идеологии. Идеология как современная мифология. Идеология и утопия.
49. Проблема родовой сущности человека. Тело, душа, дух как модусы человеческого существования. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Человек как единство индивидуального и личностного развития.
50. Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека.
51. Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя.
52. Понятие Модерна. Философия постмодернизма как выражение «радикальной плюральности». Ризома – метафора гетерогенности и нелинейности современной культуры. Критика «онто-тео-телео-фалло-фонологоцентризма» западной культуры. Метод деконструкции. Концепция симулякра.
Пример билета
БИЛЕТ №1
1. Единство и многообразие форм философского знания. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в философии. Соотношение философии и истории философии. Функции философии.
2. Философский иррационализм. Основные идеи «философии жизни»: В.Дильтей, А.Бергсон, Г.Зиммель, Ф.Ницше, О.Шпенглер.
Методические материалы
Экзамен по дисциплине проводится письменно (итоговая письменная работа): студенты отвечают на теоретический вопрос и вопрос по истории философии. Время на выполнение предоставляется с учетом норма времени образовательной организации, отведенных на сдачу экзамена. Результаты оцениваются преподавателем и доводятся персонально до каждого студента группы с указанием допущенных ошибок
Система оценки по дисциплине для очной формы обучения:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если суммарно начислено от 81-100 баллов;
- оценка «хорошо», если суммарно начислено от 66-80 баллов;
- оценка «удовлетворительно», если суммарно начислено от 50-65 баллов;
- оценка «неудовлетворительно», если суммарно начислено менее 40 баллов.
Положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов. В том случае, если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, сумма баллов, набранная в семестре, аннулируется. Итоговая оценка выставляется в соответствии с полученным результатом повторного написания работы.
Обучающимся по заочной форме промежуточная аттестация по дисциплине выставляется по результатам итоговой письменной работы.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
5.1. При подготовке к итоговой письменной работе студенту следует ориентироваться на содержание рабочей учебной программы и рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционных и семинарских занятий и на консультации.
5.2. Организационно-методические рекомендации для подготовки домашней контрольной работы бакалавров очной формы обучения
1.Контрольная работа включает: титульный лист, основной текст, список использованных источников (не менее 5-ти). По содержанию она должна представлять собой законченный письменный ответ на поставленные вопросы (страницы компьютерного текста формата А4. исключая титульный лист), интервал 1,5, шрифт 14).
2. Во Введении раскрывается актуальность темы, сопоставляются основные подходы (позиции, точки зрения) к решению данного вопроса (проблемы), формулируется цель и задачи проводимого в контрольной работе анализа. Примерный объем введения - не более 0,5 В основной части работы раскрывается основное содержание темы (3-4 раздела), проводится анализ теоретических, эмпирических и документальных источников, формулируются ключевые понятия и положения. Контрольная имеет учебно-исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска автора. Объем основной части - примерно 7-8 страниц.
3.В заключении (0,5 страницы) подводятся итоги работы в соответствии с поставленной целью и задачами, делаются обобщенные выводы. Объем заключения - не более 0,5 страниц.
Контрольная работа должна быть сдана преподавателю в установленный технологической картой период. При проверке работы оценивается логическая последовательность, четкость и конкретность изложения материала, соответствие теме, применение профессиональной научной терминологии, разнообразие источников (оценивается только при наличии ссылок и списка литературы). При использовании готовых текстов или значительных фрагментов чужих текстов баллы за работу не выставляются.
5.3. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и выступлению
Подготовка к семинарским занятиям по дисциплине должна включать следующие аспекты:
1) знакомство с соответствующими главами учебной литературы; оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, так как разными авторами избран различный подход к предмету, и полезно понять особенности подходов, сравнить их, чтобы выработать свою позицию;
2) чтение и осмысление источников из приведенного списка литературы.
3) анализ изученного материала, оценка его актуальности на сегодняшний день, возможностей.
5.4. Организационно-методические рекомендации для подготовки домашней контрольной работы бакалавров заочной формы обучения
Контрольную работу желательно выполнить в печатном варианте на стандартных листах формата А4 шрифтом Times New Roman 12 через 1,5 интервал, оставив на каждой странице поля 2х2х2х2. На титульном листе необходимо обязательно указать ФИО, номер группы, название факультета, наименование кафедры, название дисциплины, номер варианта и ФИО преподавателя. Контрольную работу необходимо сдать на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данной дисциплине.
Контрольная работа включает: титульный лист, основной текст, список использованных источников (не менее 5-ти). По содержанию она должна представлять собой законченный письменный ответ на поставленные вопросы. Объем контрольной работы – 8-10 страниц машинописного текста формата А-4 (исключая титульный лист), интервал 1,5, шрифт 14. Работа может быть отпечатана или аккуратно и разборчиво написана от руки.
При проверке контрольной работы в межсессионный период оценивается: - соответствие содержания поставленным вопросам, оформление; самостоятельность студента при выполнении работы; использование понятийного аппарата дисциплины, четкость и логичность изложения материала.
Работа сдается методисту кафедры или преподавателю в начале сессии на бумажном носителе.
Вариант работы выбирается в соответствии с первой буквой фамилии студента.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература
1. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для академического бакалавриата. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 384 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E6282B1A-CFBA-416C-B2A3-404F373B5301 .
2. Михалкин Н. В. Философия для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 471 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2BD83896-0753-41BA-8081-06272626A738 .
3. Спиркин А. Г. Философия. В 2-х ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата.-3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательсво Юрайт, 2016. — 587 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).— Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5557832C-7090-4945-845E-EB3BC5DB052F .
4. Шаповалов В. Ф. Философия. В 2-х ч. Часть 1. Введение в философию. Часть 2. Современная философия. Классическая философия: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд.. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 389 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/96D8AA18-4258-4281-98C0-DD1ABBAC3EE0 .
5. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник/ Балашов Л.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 612 c. http://www.iprbookshop.ru/24840.html - ЭБС «IPRbooks»
6.2. Дополнительная литература
1. Гранин Ю.Д. Модернизация в России: в колее «зависимого развития». С. 14-24. Вопросы философии, № 4. 2014. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1268770&selid=21564645 – научная электронная библиотека
2. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1131.html .— ЭБС «IPRbooks»
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Свободный доступ к учебно-методической документации:
- вузовская ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://libr.uapa.ru,
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru,
- полнотекстовой базе журналов научной электронной библиотеки
eLibrary http://elibrary.ru;
- ЭБС IPRBooks. Доступны для просмотра и скачивания учебники базовой коллекции, а также учебники издательства «Статут». Доступ осуществляется по IP адресам со всех рабочих компьютеров, находящихся на территории Уральского института управления - филиала РАНХиГС..
- ЭБС издательства "Юрайт". Ресурс предоставляет доступ к учебникам по экономике, гуманитарным и общественным наукам, юриспруденции, языкознанию, выпускаемым издательством«Юрайт».
- электронный каталог учебно-методических материалов Института http://www.uapa.ru/student/manual/, где размещаются все рабочие учебные программы, учебные пособия, словари, и др.
- хранилище файлов первоисточников «Пакгауз» http://de.uapa.ru/webstore/ - размещаются как организационно-методические материалы (технологические карты, текущие баллы оценки учебной активности студентов), так и учебники, учебно-методические пособия, статьи, необходимые для обеспечения самостоятельной работы студентов
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДЕНА Кафедрой философии и политологии Протокол от «18» апреля 2017 г. № 8 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1. Б.2.Философия
краткое наименование отсутствует
по направлению подготовки
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
профиль
Организация работы органов государственного и муниципального управления»
квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Год набора – 2017
Екатеринбург, 2017 г.
Авторы–составители:
Д. ф. н., профессор кафедры философии и политологии
Ю.Г. Ершов
К.ф.н., доцент кафедры философии и политологии
В.А. Ашимова
К.ф.н., доцент кафедры философии и политологии
Л.С. Чернов
Заведующий кафедрой философии и политологии, д.ф.н., профессор Ю.Г. Ершов
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 14
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 23
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 24
6.1. Основная литература. 24
6.2. Дополнительная литература. 24
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 24
6.4. Интернет-ресурсы, справочные системы.. 25
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 25
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.2 «Философия» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.3 | Способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем). |
УК ОС 6 | способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | УК-ОС-6.1 | Способность формировать эффективную траекторию личностного саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
БКТ Умение мыслить стратегически (системно) | УК ОС-1.3 | СФОРМИРОВАНЫ ЗНАНИЯ: - основных направлений, проблем, методов, принципов, законов и категорий философии ; - содержания современных философских дискуссий по проблемам общественного развития ; – о системе, свойствах систем, классификациях систем, системном подходе, принципах системного подхода ; – о феноменах гражданской позиция, мировоззренческой позиции ; СФОРМИРОВАНЫ УМЕНИЯ: - использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений, обобщать и использовать современную научную и общекультурную информацию ; - ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума ; СФОРМИРОВАНЫ НАВЫКИ: - навыки целостного (системного и комплексного) подхода к анализу проблем общества ; - навыки восприятия и критического анализа текстов, имеющих философское содержание, в том числе с позиции теории систем ; - приемы ведения дискуссии и полемики, навыки публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, гражданской и мировоззренческой позиции ; |
БКТ умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата | УКО-С-6.1 | СФОРМИРОВАНЫ ЗНАНИЯ: – о роли философии в формировании ценностных ориентаций личностного развития и профессиональной деятельности ; - возможных траекториях саморазвития в современном обществе . СФОРМИРОВАНЫ УМЕНИЯ: - формировать и аргументировано отстаивать собственную мировоззренческую позицию ; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности ; СФОРМИРОВАНЫ НАВЫКИ: – навыки личностного и профессионального саморазвития. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Б1. Б.2 «Философия» относится к базовой части учебного плана. Изучается по очной форме обучения на 2 курсе обучения в 3-м семестре, на заочной форме обучения на 2 курсе в 4-м семестре.
- общая трудоемкость составляет 4 зачетных единицы;
- на контактную работу с преподавателем выделено по очной форме обучения – 52 часа (из них: 20 лек. и 32 сем.), на самостоятельную работу выделено по очной форме обучения – 65 ч., контроль – 27 ч.
- на контактную работу с преподавателем выделено по заочной форме обучения – 16 часов (из них 6 лек., 10 сем.); на самостоятельную работу выделено– 119 ч., контроль – 9 ч.
- форма промежуточной аттестации согласно учебному плану – экзамен.
3. Содержание и структура дисциплины
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов), | Объем дисциплины, час. | Форма | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем | СР | ||||||
Л/ЭО, ДОТ* | ЛР/ ЭО, ДОТ* | ПЗ/ ЭО, ДОТ* | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет философии и природа философского знания | 8 | 2 | 2 | 4 | О | ||
Тема 2 | Античная философия | 8 | - | 2 | 6 | О | ||
Тема .3.. | Средневековая философия | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 4 | Философия Ренессанса | 6 | - | 2 | 4 | О | ||
Тема 5 | Философия Нового времени | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 6 | Немецкая классическая философия | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 7 | Философская мысль России и русского зарубежья | 8 | - | 4 | 4 | О | ||
Тема 8 | Современная западная философия | 8 | - | 4 | 4 | ДИ, О | ||
Тема 9 | Проблема бытия | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 10 | Сознание | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 11 | Культура и цивилизация | 8 | 2 | - | 6 | Гр.З | ||
Тема 12 | Общество как система | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 13 | Россия в диалоге культур | 10 | 2 | 2 | 6 | Гр.З | ||
Тема 14 | Глобальные проблемы современности и перспективы | 8 | - | 2 | 6 | Гр.З | ||
Тема 15 | Наука как познавательная деятельность | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 16 | Идеология и ее функции | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 17 | Проблема человека | 8 | 2 | 2 | 4 | Гр.З | ||
Тема 18 | Философия постмодерна | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Промежуточная аттестация | 27 | Экзамен | ||||||
Всего: | 144 | 20 | 32 | 92 | ||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет философии и природа философского знания | 8 | 2 | - | 6 | Т | ||
Тема 2 | Античная философия | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема .3.. | Средневековая философия | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 4 | Философия Ренессанса | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 5 | Философия Нового времени | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 6 | Немецкая классическая философия | 7 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 7 | Философская мысль России и русского зарубежья | 8 | - | - | 7 | ДКР | ||
Тема 8 | Современная западная философия | 8 | - | - | 8 | ДКР | ||
Тема 9 | Проблема бытия | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 10 | Сознание | 8 | 2 | - | 6 | О | ||
Тема 11 | Культура и цивилизация | 8 | - | - | 2 | 6 | Гр.З | |
Тема 12 | Общество как система | 8 | - | - | 2 | 6 | О | |
Тема 13 | Россия в диалоге культур | 8 | - | - | 2 | 6 | Гр.З | |
Тема 14 | Глобальные проблемы современности и перспективы | 8 | - | - | 2 | 6 | Гр.З | |
Тема 15 | Наука как познавательная деятельность | 6 | - | - | 6 | Т | ||
Тема 16 | Идеология и ее функции | 6 | - | - | 6 | Т | ||
Тема 17 | Проблема человека | 9 | - | 2 | 7 | Гр.З | ||
Тема 18 | Философия постмодерна | 6 | - | - | 6 | Т | ||
Промежуточная аттестация | 9 | Экзамен | ||||||
Всего: | 144 | 6 | 10 | 128 |
О-обсуждение, ДИ – деловая игра, Гр.З – задание для работы малыми группами, РГЗ – расчетно-графическая задача, Т – тест, К – кейс, КР – аудиторная контрольная работа, ДКР – домашняя контрольная работа, Д-доклад.
Содержание дисциплины
Дата: 2018-11-18, просмотров: 268.