Тема 1. ( i). Предмет философии и природа философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        (интерактивное занятие – вводная лекция)

Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления.

Предфилософское значение мифологии и религии. Предпосылки и причины возникновения философии.

Проблема основного вопроса философии. Отношение человека к миру как предмет философии. Рефлексивный характер философии. Специфика языка и аргументации в философии.

Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания. Философия и наука, философия и искусство: единство и различия.

Единство и многообразие форм философского знания. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в философии.

Соотношение философии и истории философии. Функции философии.

Тема 2. Античная философия

1. Натурфилософский этап (досократики) развития древнегереческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира. Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) о бытии.

2. Классический этап.

Антропологическая проблематика софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика). Платон: теория идей и учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства.

3. Эллинистическо-римский этап.

Скептицизм (Пиррон, Агриппа, Секст Эмпирик): релятивизация познания, этика. Эпикуреизм: логика, физика, учение о человеческом счастье. Взгляды Тита Лукреция Кара. Стоицизм: логика и гносеология, внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге. Неоплатонизм: учение о Едином, Нусе и Душе (Плотин, Порфирий, Прокл).

Тема 3. Средневековая философия

1. Общая характеристика и основные этапы философии европейского средневековья. Патристика и схоластика.

Особенности философско-религиозного мировоззрения: креационизм (природа и человек как творение Бога); теизм (абсолютность и трансцендентность Бога миру); теодицея (оправдание Бога в допущении зла); провиденциализм (Божий промысел); откровение (познание божественной истины сердцем); эсхатологизм (вера в конец света); персонализм (человек как образ и подобие Бога).

2. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».

Реализм и номинализм: спор об универсалиях. Роль схоластики в развитии логики.

3. Антропология Фомы Аквинского. Человек как личностное соединение души и тела. Интеллект в Боге и человеке. Учение о гармонии веры и разума. Двойственность истины. Диалектика «естественного» и «божественного» в этике и праве. Общее благо как цель государства. Доказательства бытия Бога.

Тема 4. Философия Возрождения

Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Историко-культурное и социальное содержание понятий «возрождение» и «гуманизм».

Преодоление средневекового аскетизма, гедонизм, секуляризация духовного мира человека, всесторонность развития, ценность индивидуальности, достоинства и блага человека. Природа человека как гармоническое единство духовного и телесного начал. Культ художника-творца.

Натурфилософия эпохи возрождения. Диалектика и гелиоцентризм Н.Кузанского. Пантеизм Джордано Бруно: природа как «бог в вещах»; «мировая душа» как всеоживляющий, движущий и целеведущий принцип; человек как микрокосм.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.