ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра экономической теории

      УТВЕРЖДЕНА Кафедрой экономической теории Протокол от «26» апреля 2017 г. № 7  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1. Б.10.2 Экономическая теория.ч.2.Макроэкономика, мировая экономика

 

краткое наименование - Эконом. теория Ч.2

по направлению подготовки

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

профиль:

Организация работы органов государственного и муниципального управления

квалификация: бакалавр

форма обучения: очная, заочная

 

 

 

Год набора– 2017

 

Екатеринбург, 2017 г.


Авторы–составители:

доцент, к.э.н, доцент кафедры экономической теории                                                                                                       А.Ф. Титков

доцент, к.э.н.                                                                                     

Н.А. Спирина

доцент, к.э.н,                                                                                     

О.М. Трофимова

 

 

Заведующий кафедрой экономической теории:

 к.э.н., доцент Д.В. Вышегородский

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 6

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 21

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 22

6.1. Основная литература. 22

6.2. Дополнительная литература. 22

6.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 22

6.4. Нормативно-правовые документы.. 23

6.5. Интернет-ресурсы и справочные системы.. 23

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 24

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина Б1. Б.10.2 «Экономическая теория.ч.2. Макроэкономика, мировая экономика» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-9 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности УК ОС-9.2   способность оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам и различным аспектам социально-экономической политики государства
ОПК-5 владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределение ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации ОПК-5.2   владение навыками распределение ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации  

 

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

ОТФ/ТФ Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
ФПКТ Регулирование экономики, регионального развития, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства УК ОС-9.2   ОПК 5-2 на уровне знаний: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне. на уровне умений: анализировать и интерпретировать макроэкономические процессы, в том числе в России. на уровне навыков: владеть методологией макроэкономического анализа, в том числе методами сбора и обработки макроэкономической информации, прежде всего российской; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей

 

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1. Б.10.2 Экономическая теория.ч.2. Макроэкономика, мировая экономика относится к базовой части дисциплин, является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию (сущностный анализ) и экономикс (функциональный анализ). Предметом её исследования являются особенности постиндустриальной, т.е. новой экономики. На очной форме обучения изучается на 1 курсе во 2 семестре в соответствии с учебным планом, на заочной форме на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоемкость составляет 3 зачетных единицы;

- освоение дисциплины опирается на компетенции, сформированные в рамках дисциплины «Экономическая теория.ч.1. Микроэкономика»;

- на контактную работу с преподавателем выделено по очной форме обучения – 52 часа (из них: 20 лек.и 32 сем.), на самостоятельную работу выделено – 56 ч., на контроль – 27ч.

- по заочной форме обучения – 16 ч. (из них 6 ч. лек.и 10 ч. сем.), на самостоятельную работу выделено – 92 ч., на контроль -9 ч.

- форма промежуточной аттестации согласно учебному плану – экзамен.

 

3. Содержание и структура дисциплины

Структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма
текущего
контроля успеваемости4, промежуточной аттестации




Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий


ССР

ЛЛ ЛЛР ППЗ ККСР

Очная форма обучения

Тема 1 Введение в макроэкономику 5     2  

3

О,Т

Тема 2 Измерение результатов экономической деятельности 7 2   2  

3

О,Т

Тема 3 Общее макроэкономическое равновесие 9 2   4  

3

О,Т,Д

Тема 4 Равновесие на товарном рынке 7 2   2  

3

О,Т,Э

Тема 5 Экономическая политика государства 5     2  

3

О,Т,КР

Тема 6 Бюджетно-налоговая политика 6 2   2  

4

О,Т

Тема 7 Денежный рынок и кредитно-денежная политика 7 2   2  

3

О,Т,Д

Тема 8 Рынок ценных бумаг 7 2   2  

3

О,Т

Тема 9 Экономический рост 7 2   2  

3

О,Т,Э

Тема 10 Деловые циклы. Безработица. 5     2  

3

О,Т,КР

Тема 11 Инфляция и антиинфляционная политика 7 2   2  

3

О,Т

Тема 12 Социальная политика 5     2  

3

О,Т,Д

Тема 13 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм 6     2  

4

О,Т

Тема 14 Платёжный баланс и валютный курс 8 2   2  

4

О,Т,Э

Тема 15 Институциональная макроэкономика 8 2   2  

4

О,Т,КР

Промежуточная аттестация

27        

Экзамен в форме ИПР

ИТОГО:

108 20 32

49

 

Заочная форма обучения

  Тема 1 Введение в макроэкономику 5         5

О, Т

  Тема 2 Измерение результатов экономической деятельности 5         5

О, Т

  Тема 3 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения 6 1       5

О, Т

  Тема 4 Равновесие на товарных рынках 6 1       5

О, Т

  Тема 5 Экономическая политика 7     2   5

О, Т

  Тема 6 Бюджетно-налоговая политика 8 1   2   5

О, Т, Д

  Тема 7 Денежный рынок и кредитно-денежная политика 6         5

О, Т

  Тема 8 Рынок ценных бумаг 8 1   2   5

О, Т, Д

  Тема 9 Экономический рост 7         7

О, Т

  Тема 10 Деловые циклы. Безработица 6         6

О, Т

  Тема 11 Инфляция и антиинфляционная политика 9 1   2   6

О, Т, Д

  Тема 12 Социальная политика 6         6

О, Т

  Тема 13 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм 6         6

О, Т

  Тема 14 Платёжный баланс. Валютный курс. 9 1   2   6

О, Т, Д

  Тема 15 Институциональная макроэкономика 6         6

О, Т

 

Промежуточная аттестация

9          

Экзамен

 

ИТОГО:

108 6 10 83

 

                       

Опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), эссе (Э), диспут (Д).

 

Содержание дисциплины

Тема 1 Введение в макроэкономику 

Предмет макроэкономического анализа. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Модель макроэкономического оборота доходов и расходов

Тема 2 Измерение результатов экономической деятельности 

Валовой внутренний продукт. Уровень цен, темп инфляции, реальные и номинальные показатели. Занятость и безработица.

Тема 3 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного равновесия

 Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию. Шоки спроса и предложения.

Тема 4 Равновесие на товарных рынках

 Компоненты совокупных расходов. Планируемые и фактические расходы. Равновесие на товарном рынке. Мультипликатор автономных расходов. Налоговый мультипликатор. Взаимосвязь моделей «кейнсианский крест» и «совокупный спрос – совокупное предложение (AD-AS)».

Тема 5 Экономическая политика

 Истоки формирования экономической политики. Субъекты экономической политики. Функции государства. Система целей макроэкономического регулирования. Прикладные экономические цели. Конфликтф целей и методы их решения.

Тема 6 Бюджетно-налоговая политика

 Бюджетно-налоговая политика:содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Встроенные (автоматические стабилизаторы). Циклический и структурный дефициты (профициты) государственного бюджета. Воздействие бюджетного профицита на экономику. Способы финансирования бюджетного дефицита. Государственный долг. Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение.

Тема 7 Денежный рынок и кредитно-денежная политика

Что такое деньги? Спрос на деньги. Предложение денег. Банковская система. Равновесие на денежном рынке. Монетарная политика.

Тема 8 Рынок ценных бумаг

 Структура, организация и функции рынка ценных бумаг. Общая характеристика основных ценных бумаг. Производные финансовые инструменты. Спекулятивные и страховые сделки на рынке ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг.

Тема 9 Экономический рост 

Понятие и измерение экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Неоклассическая модель экономического роста Солоу. Модели энлогенного экономического роста. Рынок активов и экономический рост.

Тема 10 Деловые циклы. Безработица 

Понятие и характеристика делового цикла. Обзор теорий колебаний экономической активности. Теория реального экономического цикла. Спрос и предложение на рынке труда. Безработица и политика занятости.

Тема 11 Инфляция и антиинфляционная политика

Определение инфляции. Инфляция и номинальные ценыю Причины возникновения инфляции. Монетарные и немонетарные концепции инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства.

Тема 12 Социальная политика 

Понятие, роль и назначение доходов населения. Распределение доходов и изменение степени их неравенства. Проблема бедности и пути её преодоления. Социальная политика и социальная защита населения.

Тема 13 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм 

Теория сравнительных преимуществ. Теория международной торговли Хекшера – Олина. Выигрыш от внешней торговли. Международная торговля и распределение доходов. Государственное регулирование международной торговли. Аргументы «за» и «против» протекционизма

Тема 14 Платёжный баланс. Валютный курс.

 Платёжный баланс. Обменный курс и валютный рынок. Реальный валютный курс и паритет покупательной способности. Плавающий и фиксированный валютные курсы. Валютный курс и внешняя торговля. J-кривая. Модель Манделла – Флеминга.

Тема 15 Институциональная макроэкономика 

Трансакционныне издержки как критерий развитости экономики. Государственное регулирование внешних эффектов. Государство – производитель общественных благ. Теневая экономика. Институциональные теории государства.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Вариант 1.1

Выберите верный ответ

1 Макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории появилась: а) в конце XVIII в.; б) в начале XIX в.; в) в конце XIX в.; г) в середине 30-хх гг. XX в;д) в начале 60-х гг. ХХ в.
2 Какая из агрегатных величин не включается в ВВП, рассчитанный по сумме расходов:            а) валовые инвестиции; б) C + I + G; в) чистый экспорт товаров и услуг; г) государственные закупки товаров и услуг; д) зарплата и жалование.
3 Система статистических данных о состоянии и динамике основных показателей экономики страны – это: а) баланс народного хозяйства; б) государственный бюджет; в) система национальных счетов; г) модель – «затраты – выпуск».
4 Обобщающий экономический показатель отечественной статистики, характеризующий суммарный объём произведенной продукции в денежном выражении. Представляет часть валового (полного) продукта за вычетом производственного потребления материалов – это: а) конечный продукт; б) конечные продукты производства; в) промежуточные продукты;      г) прибавочный продукт.
5 Денежный доход, полученный всеми домашними хозяйствами. Служит базой для уплаты подоходных налогов. Рассчитывается путём вычитания из ЧНД взносов на социальное страхование, косвенных налогов, нераспределённой прибыли корпораций, налогов на прибыль, процентных доходов бизнеса с добавлением сальдо частных и государственных трансфертов, а также личных доходов, полученных в виде процентов, в том числе процентов по государственному долгу – это:                             а) национальный доход; б) личной доход; в) личный располагаемый доход; г) номинальный доход.
6 Показатель, который означает долгосрочные производственные возможности экономики при максимальном использовании имеющихся ресурсов в условиях стабильных цен – это:            а) национальный доход; б) номинальный ВВП; в) потенциальный ВВП; г) реальный ВВП.
7 Экономико-математическая модель, описывающая в математической форме развитие экономики в целом и её наиболее важных отраслей; формализованное описание поведения производителей и потребителей в экономике страны или группы стран на основе агрегатов для объяснения кратко- и долговременных экономических колебаний – это:                                  а) макроэкономическая модель; б) микроэкономическая модель; в) модель кругооборота доходов и расходов; г) модель «затраты-выпуск».
8 Расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи – это: а) валовые инвестиции; б) валовые частные инвестиции; в) государственные закупки товаров и услуг; г) чистые инвестиции.
9 ВВП и ВНД отличаются на величину: а) стоимости промежуточного продукта; б) стоимости продукта перепродаж; в) трансфертных платежей; г) сальдо факторных доходов.
10 В соответствии с ним нерыночные товары (услуги) сначала учитываются в натуральных единицах, а затем им приписываются цены, которые имеют аналогичные продукты, поступающие в рыночный оборот – это: а) принцип эквивалентного обмена; б) принцип рыночного эквивалента; в) принцип денежного измерения; г) принцип сопоставимости.
11 Совокупные затраты на товары и услуги для удовлетворения текущих потребностей; расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг – это: а) личный располагаемый доход; б) личные потребительские расходы; в) номинальные доходы; г) пороговый доход.
12 Фактический объём выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года – это:                а) национальный доход; б) номинальный ВВП; в) потенциальный ВВП; г) реальный ВВП.
13 Источником расширенного общественного воспроизводства является: а) стоимость потреблённых средств производства; б) фонд потребления; в) фонд возмещения; г) часть прибавочного продукта; д) все предыдущие ответы неверны.
14 Что не включается в состав ВВП? а) приобретение акций компании «Лукойл»; б) ремонт квартиры, произведенный хозяином перед её продажей; в) покупка государством у завода   10 автомобилей «Patriot» для госчиновников; г) аукционная продажа иномарок госчиновников российского правительства; д) покупка студентом нового сборника задач по экономической теории; е) верны ответы а), б), г); ж) все ответы неверны.
15 Очищенный от двойного счёта ВНД. Получается путём вычитания из ВНД амортизации (потреблённого основного капитала) – это: а) национальный доход; б) номинальный ВВП;  в) реальный ВВП; г) чистый национальный доход.
16 Стоимость товаров и услуг, произведённых на территории данной страны за определённый период времени (чаще всего за год). Есть результат деятельности основных секторов                в экономике за год – это: а) валовой внутренний продукт; б) валовой национальный продукт; в) чистый внутренний продукт; г) ВВП в сфере производства.
17 Важнейший среди накопленных (аккумулированных) показателей. Совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Фактически представляет собой стоимостную оценку всего богатства страны, в какой бы форме оно ни выступало – это: а) валовой национальный доход; б) чистый национальный доход; в) национальное богатство; г) национальный доход.
18 Индекс, который представляет собой среднегеометрическое значение из индексов Ласпейреса и Пааше: IF = ÖILIP - это:                                                                                 а) индекс цен; б) индекс потребительских цен; в) индекс цен производителей; г) индекс Фишера.
19 Процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом – это: а) народнохозяйственный кругооборот; б) кругооборот продуктов и доходов; в) общественное воспроизводство;            г) производственное инвестирование.
20 ВВП, подсчитанный в текущих ценах – это: а) национальный доход; б) номинальный ВВП; в) реальный ВВП; г) чистый внутренний продукт.
21 Какие из перечисленных агрегатных величин не используются при определении объема национального дохода? а) прибыль корпорации; б) государственные трансфертные платежи; в) проценты, выплачиваемые предпринимателями за капитал, полученный в кредит;                г) рентный доход; д) зарплата и жалование.
22 Валовые инвестиции НЕ включают: а) изменение запасов; б) расходы на приобретение потребительских товаров и услуг; в) расходы на строительство; г) расходы на приобретение машин и оборудования; д) расходы на жилищное строительство.
23 Что из перечисленного включено в ВВП, но не включено в ВНД: а) доход от продажи акций фирмы, производящей смартфоны; б) пособие по безработице; в) заработная плата рабочего, полученная за работу в другой стране; г) доходы иностранного менеджера, временно работающего в частной фирме данной страны; д) доходы граждан страны от заграничных инвестиций.
24 Отражает закупочные цены на сырьё, энергию и другие ресурсы (кроме заработной платы – цены ресурса труда). Показывает ценовую компоненту роста переменных издержек. Позволяет составить представление об изменении финансового положения предприятий. Если цены на ресурсы растут быстрее цен на готовую продукцию, финансовое положение ухудшается. В противоположной ситуации – улучшается – это: а) дефлятор ВВП; б) индекс цен приобретения текущих ресурсов; в) индекс потребительских цен; г) индекс Фишера.
25 Величина обращающихся в народном хозяйстве потоков экономических благ неизменна на всех этапах его движения – это: а) аксиома кругооборота; б) народнохозяйственный кругооборот; в) национальный продукт; г) национальный продукт, очищенный от двойного счёта.

 

Типовые оценочные материалы. Пример тем для диспута (темы 2,7,12).

1. Какие факторы оказывают в России наибольшее влияние на динамику совокупного предложения?

2. Как формируется совокупный спрос и почему в России существует необходимость его стимулировать?

3. Какую роль в стабилизации экономики могут играть психологические предпочтения людей?

4. От чего зависит инвестиционный климат в стране?

5. Что такое мультипликатор и как наше поведение влияет на его величину?

6. Как может повлиять на совокупный доход стремление людей больше сберегать, чем потреблять?

Типовые оценочные материалы. Пример тем для эссе (темы 4, 9, 14).

1. «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром» Джон МейнардКейнс.

2. «Я утверждаю, что экономический подход уникален по своей мощи, потому, что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения». Гэри Беккер.

3. «Нас изгнали из рая, мы лишены вечной жизни и неограниченных благ. Если мы что-то выбираем, мы вынуждены отказываться от других вещей, от которых в иных обстоятельствах мы бы не отказались». ЛайонелРоббинс.

4. «Хотя и полезно думать о рынках и иерархиях как об альтернативных способах организации со многими общими чертами, важно также понимать, что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны». Оливер Уильямсон.

5. «Рынок не производит предметов, а передаёт информацию о них». Ф. фон Хайек.

Типовые оценочные средства

Типовые теоретические вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные макроэкономические показатели

2. Макроэкономический анализ

3. Макроэкономическое прогнозирование

4. Совокупный спрос

5. Совокупное предложение

6. Модель «AD-AS»

7. Эффект «храповика»

8. Понятие экономического цикла

9. Виды циклических колебаний

10. Среднесрочный цикл

11. Понятие безработицы и её виды

12. Причины и последствия безработицы

13. Государственная политика занятости

14. Понятие инфляции и её виды

15. Сеньораж и инфляционный налог

16. Инфляция и безработица: кривая Филлипса

17. Антиинфляционная политика государства

18. Потребление и сбережения

19. Инвестиции.

20. Модель ISкак отражение взаимосвязей на рынке благ

21. Инвестиции и эффект мультипликатора

22. Государственный бюджет и его структура

23. Налоги и их разновидности

24. Кривая Лаффера

25. Принципы формирования налоговой системы

26. Распределение налогового бремени

27. Налогово-бюджетная политика государства

28. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

29. Понятие денег, структура денежной массы

30. Анализ денежного рынка

31. Предложение денег. Денежный мультипликатор

32. Современная кредитная система

33. Кредитно-денежная политика государства

34. Модель LM как отражение взаимосвязей на денежном рынке

35. Понятие экономического роста, его основные типы и факторы

36. Экономический рост в современной экономике

37. Новая экономика и экономический рост

Типовой вариант теста для экзамена

1. Схема, показывающая циркуляцию реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике – это:

а. баланс доходов и расходов;

б. баланс народного хозяйства;

в. кругооборот доходов и расходов;

г. "Экономическая таблица" Ф. Кенэ.

2. Переменные, которые задаются вне модели и не зависят от неё – это:

а. инструментальные переменные;

б. независимые переменные;

в. промежуточные переменные;

г. экзогенные переменные;

д. ограниченные зависимые переменные.

3. Валовые инвестиции НЕ включают:

а. изменение запасов;

б. расходы на приобретение потребительских товаров и услуг;

в. расходы на строительство;

г. расходы на приобретение машин и оборудования;

д. расходы на жилищное строительство.

4. Периодические колебания совокупного объёма производства, дохода, занятости и прочих макроэкономических показателей – это:

а. цикл Кребса;

б. цикл деловой активности;

в. цикл Ренкина;

г. цикл Карно;

5. Разница между общей суммой налоговых платежей и государственными трансфертами – это:

а. аккордные налоги;

б. прямые налоги;

в. косвенные налоги;

г. акцизы;

д. нет верного ответа.

6. В модели кругооборота доходов и расходов увеличение потребительских расходов за счёт частных сбережений приведёт (при прочих равных условиях):

а. к росту инвестиционных расходов;

б. к росту дефицита государственного бюджета;

в. к росту дефицита торгового баланса;

г. верно всё перечисленное выше;

д. нет верного ответа.

7. Показатель, который означает долгосрочные производственные возможности экономики при максимальном использовании имеющихся ресурсов в условиях стабильных цен – это:

а. национальный доход;

б. номинальный ВВП;

в. потенциальный ВВП;

г. реальный ВВП.

8. Совокупная добавленная стоимость равна:

а. совокупной стоимости конечной продукции;

б. нулю в долгосрочном периоде;

в. прибыли всех фирм;

г. выручке от общего объёма продаж данного года;

9. Сумма чистых инвестиций (прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т.е. зданий и сооружений, машин, оборудования, товарно-материальных запасов) и амортизации в течение года – это:

а. инвестиции;

б. валовые инвестиции;

в. валовые частные инвестиции;

г. чистые инвестиции.

10. Активы домохозяйства состоят:

а. суммы доходов, начисленных членам семьи;

б. крупного личного имущества (дом, дача, автомобиль), депозитов в банке, ценных бумаг, потребительских товаров длительного пользования;

в. суммы полученных трансфертов;

г. личного располагаемого дохода.

11. Примером трансфертных платежей служит:

а. заработная плата;

б. прибыль;

в. рента;

г. государственные закупки;

д. пособие по безработице.

12. Темп прироста среднего уровня цен за определённый период (год, квартал, месяц и т.д.), выраженный в процентах – это:

а. темп роста естественный;

б. темп инфляции

в. темп инфляции равновесный;

г. темп прироста занятых;

д. темп экономического роста гарантированный.

13. Ситуация, когда поведение обособленных экономических субъектов – производителей и потребителей – приводит к установлению равновесия на отдельных (локальных) рынках. Анализ этого равновесия предполагает изучение равновесия на отдельном рынке. Основы анализа данного равновесия была заложены в трудах А. Маршалла – это:

а. равновесие;

б. равновесие экономическое;

в. равновесие макроэкономическое;

г. равновесие частичное.

14. Обратная связь между чистым объемом экспорта страны и существующим в ней уровнем цен, а также уровнем цен в других странах – это:

а. эффект мультипликатора;

б. эффект импортных закупок;

в. эффект процентной ставки;

г. эффект богатства, или реальных кассовых остатков.

15. Графическая модель совокупного предложения; иллюстрирует прямую или положительную зависимость между уровнем цен и реальным объёмом выпуска – это:

а. кривая совокупного спроса;

б. кривая совокупного предложения;

в. кривая Лоренца;

г. кривая Лаффера.

16. Какое из положений соответствует классической модели:

а. уровень совокупного спроса определяется объёмом производства;

б. цены и заработная плата неэластичны;

в. уровни сбережений и инвестиций определяются различными мотивами и выравниваются через изменение объёма выпуска;

г. неполная занятость существует вследствие недостаточного совокупного спроса;

д. нет верного ответа.

17. Когда положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, рост совокупного спроса приведет:

а. к повышению цен, но не окажет влияние на динамику ВВП в реальном выражении;

б. к увеличению объема ВВП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;

в. к повышению и уровня цен, и объема ВВП в реальном выражении;

г. к повышению цен и сокращению объема ВВП в реальном выражении;

д. к снижению цен и росту объема ВВП в реальном выражении.

18. Если уровень цен растет, а производство падает, то это вызвано:

а. смещением кривой совокупного спроса вправо.

б. смещением кривой совокупного спроса влево.

в. смещением кривой совокупного предложения влево.

г. смещением кривой совокупного предложения вправо.

д. все предыдущие ответы неверны.

19. "Шок спроса", связанный с резким сокращением предложения денег в краткосрочном периоде, должен вызвать в классической модели равновесия:

а. повышение уровня цен и уменьшение объёма производства;

б. повышение уровня цен и рост объёма производства;

в. рост цен;

г. сокращение занятости населения.

20. В кейнсианской модели в краткосрочном периоде объём выпуска определяется главным образом:

а. величиной запаса капитала;

б. уровнем государственных расходов;

в. величиной совокупных расходов;

г. изменениями в технологии;

д. нет верного ответа.

21. Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:

а. производство дохода создает спрос на этот доход;

б. спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;

в. предприниматели пытаются расширить производство до уровня полной занятости;

г. объём продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявленным на него спросом;

д. верны только ответы а) и в).

22. Объём потребления домашних определяется по формуле C = 20 + 0,6Y, предприниматели осуществляют инвестиции в объёме 30 экю. Определите, как повлияет на величину равновесного дохода прирост автономного потребления на 5 экю:

а. равновесный доход сократится на 12,5 экю;

б. равновесный доход увеличится на 12,5 экю;

в. равновесный доход составит 135 экю;

г. при увеличении автономного сбережения на 5 экю равновесный доход составит 112,5 экю.

23. Часть совокупных расходов, величина которых зависит от уровня дохода – это:

а. автономные расходы;

б. индуцированные расходы;

в. плановые расходы;

г. фактические расходы.

24. Отношение изменения равновесного ВВП к изменению объема инвестиций или к изменению любого другого компонента совокупных расходов – это:

а. акселератор;

б. дефлятор;

в. инфлятор;

г. мультипликатор.

25. Если предельная склонность к потреблению равна 0,94, то мультипликатор автономных расходов равен…

а. 17,02;

б. 15,18;

в. 16,35;

г. 16,67.

26. К доходам государственного бюджета не относятся:

а. средства от приватизации;

б. акцизы;

в. жалование государственных служащих;

г. сеньораж;

д. средства от продажи государственных ценных бумаг.

27. Налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта налогообложения – это:

а. регрессивный налог;

б. прямые налоги;

в. косвенные налоги;

г. пропорциональный налог;

д. предельная налоговая ставка.

28. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки на 2 млрд. руб., не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0.75.

а. уменьшится на 4 млрд. руб.;

б. увеличится на 2 млрд. руб.;

в. увеличится на 6 млрд. руб.;

г. увеличится на 8 млрд. руб.;

д. увеличится на 4 млрд. руб.

29. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство снизит размер подоходного налога на 2 млрд. руб. Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75.

а. уменьшится на 4 млрд. руб.;

б. увеличится на 2 млрд. руб.;

в. увеличится на 6 млрд. руб.;

г. увеличится на 8 млрд. руб.;

30. Дискреционная бюджетно-налоговая политика предполагает…

а. использование встроенных стабилизаторов для регулирования экономической деятельности;

б. использование учётной политики и операций на открытом рынке;

в. использованием учётной политики и нормы обязательных резервов;

г. сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью влияния на реальный объём национального производства;

д. нет верного ответа

Пример билета

Билет № 1

1.Решите компьютерный тест.

2. Напишите главное о макроэкономическом равновесии.

 

Билет № 2

1. Решите компьютерный тест.

2. Напишите главное о системе национальных счетов и ее основных показателях.

Методические материалы

 

Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования и написания экономического эссе на заданную тему. Компьютерное тестирование представляет собой ответы на 30 тестов. На выполнение работы отводится 35 минут. Результаты оцениваются преподавателем и доводятся персонально до каждого студента группы с указанием допущенных ошибок

Система оценки результатов освоения дисциплины:

Для студентов очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система:

Удовлетворительная оценка выставляется по итогам экзамена в случае, если студент набрал не менее 12 баллов за выполненную итоговую работу и в сумме по результатам семестра (с учетом выполненной итоговой работы) имеет от 50 до 65 баллов.

Если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно» независимо от количества набранных баллов в семестре.

Оценка «хорошо» (за экзамен) выставляется, если студент набрал в сумме за работу в течение семестра и за итоговую работу не менее 66 баллов.

Оценка «отлично» выставляется при сумме набранных баллов 81 и более.

Обучающимся по заочной форме промежуточная аттестация по дисциплине выставляется по результатам итоговой письменной работы..

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

5.1. При подготовке к итоговой письменной работе студенту следует ориентироваться на содержание рабочей учебной программы и рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционных и семинарских занятий и на консультации.

5.2. Организационно-методические рекомендации для подготовки домашней контрольной работы бакалавров очной формы обучения

Контрольная работа включает: титульный лист, основной текст, список использованных источников (не менее 5-ти). По содержанию она должна представлять собой законченный письменный ответ на поставленные вопросы. Объем контрольной работы – 4-6 страниц машинописного текста формата А-4 (исключая титульный лист), интервал 1,5, шрифт 14. Работа может быть отпечатана или аккуратно и разборчиво написана от руки.

Контрольная работа должна быть сдана преподавателю в установленный технологической картой период. При проверке работы оценивается логическая последовательность, четкость и конкретность изложения материала, соответствие теме, применение профессиональной научной терминологии, разнообразие источников (оценивается только при наличии ссылок и списка литературы). При использовании готовых текстов или значительных фрагментов чужих текстов баллы за работу не выставляются.

5.3. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и выступлению

Подготовка к семинарским занятиям по дисциплине должна включать следующие аспекты:

1) знакомство с соответствующими главами учебной литературы; оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, так как разными авторами избран различный подход к предмету, и полезно понять особенности подходов, сравнить их, чтобы выработать свою позицию;

2) чтение и осмысление источников из приведенного списка литературы.

3) анализ изученного материала, оценка его актуальности на сегодняшний день, возможностей.

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Основная литература

1. Макроэкономика : учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина [и др.]; под ред. С.Ф. Серегиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 527 с., + 2016 г.: Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/BCB2D7F1-2FBF-4372-AB73-8F61E17DD66C .

2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ А.И. Балашов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 527 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21012.html .— ЭБС «IPRbooks»

3. Чепурин М.Н., Ивашковский С.Н., Киселева Е.А. и др. Курс экономической теории: учебник для студентов вузов / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России ; под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой ; авт. предисл. М. Н. Чепурин. - 7-е изд., доп. и перераб. Киров : АСА, 2015.

 

6.2. Дополнительная литература.

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник / Агапова Т.А., Серёгина С.Ф.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 560— c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17022 ЭБС «IPRbooks»

2. Анофриков С.П. Экономическая теория. Макроэкономика. Микроэкономика [Электронный ресурс]: практикум/ Анофриков С.П., Кулешова Т.А., Облаухова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2014.— 33 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55507.html .— ЭБС «IPRbooks»

3. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для академического бакалавриата по экономическим направлениям и спец. / [А. Н. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегина и др.] ; под ред. С. Ф. Серегиной ; Высш. школа экономики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 173, [1] с. - (Бакалавр. Академический курс). 45 экз., + 2016 г.: Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E67BAFA9-D05D-41CB-A691-7383126D1F7D .

4. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник / Журавлева Г.П., Александров Д.Г., Громыко В.В., Забелина М.И.— М.: Дашков и К, 2014. 919— c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24848 ЭБС «IPRbooks»

6.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Свободный доступ к учебно-методической документации:

- вузовская ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://libr.uapa.ru,

- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru,

- полнотекстовой базе журналов научной электронной библиотеки

eLibrary http://elibrary.ru;

- ЭБСIPRBooks.Доступны для просмотра и скачивания учебники базовой коллекции, а также учебники издательства «Статут». Доступ осуществляется по IP адресам со всех рабочих компьютеров, находящихся на территории Уральского института управления - филиала РАНХиГС..

- ЭБС издательства "Юрайт". Ресурс предоставляет доступ к учебникам по экономике, гуманитарным и общественным наукам, юриспруденции, языкознанию, выпускаемым издательством«Юрайт».

- электронный каталог учебно-методических материалов Института http://www.uapa.ru/student/manual/, где размещаются все рабочие учебные программы, учебные пособия, словари, и др.

- хранилище файлов первоисточников «Пакгауз» http://de.uapa.ru/webstore/ - размещаются как организационно-методические материалы (технологические карты, текущие баллы оценки учебной активности студентов), так и учебники, учебно-методические пособия, статьи, необходимые для обеспечения самостоятельной работы студентов

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра экономической теории

      УТВЕРЖДЕНА Кафедрой экономической теории Протокол от «26» апреля 2017 г. № 7  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 584.