Стресс и аффект в конфликтной ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В условиях постоянного напряжения, связанного со страхом, усталостью, унижением и т.д. большинство людей не могут работать устойчиво и продуктивно, так как на неблагоприятные воздействия разного рода, организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

При этом следует отметить, что интенсивность воздействия зависит не от величины внешнего раздражителя, а от личностной значимости действующего фактора на человека, у которого в этом случае возникает мощное проявление эмоций, вызывающее комплексную физиологическую реакцию – стресс.

Первоначально понятие стресс (от англ. stress – давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние внешнего фактора превосходит приспособительные возможности человека.

Стресс подразделяется на определенные виды, которые представлены на рисунке 15.16.

1. Острый стресс выражается достаточно бурной реакцией в ответ на разовое экстремальное воздействие.

2. Хронический стресс развивается при многократном, на протяжении продолжительного времени, психическом воздействии какого-либо фактора.

3. Физиологический стресс возникает как ответная реакция при физиологических видах воздействия на организм человека – холода, недостатке воздуха, голода и т.д.

4. Психологический стресс подразделяется на два вида:

     
 


                                                        

 

 

 


Рис. 15.16. Основные виды стресса

 

Следует отметить, что стрессовые раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но не опасные раздражители могут иметь стрессогенное значение в силу индивидуальной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств.

Отсюда понятно, что стресс в жизни человека большей частью инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые факторы.

К основным факторам стрессового риска можно отнести:

· нарастающую суету жизни;

· информационные перегрузки;

· отрицательные факторы урбанизации;

· малоподвижный образ жизни;

· недостаток потребляемых людьми натуральных, экологически чистых продуктов питания;

· хроническое недосыпание (особенно в рабочие дни недели);

· длительная работа на персональном компьютере;

· навязывание чуждых человеку искусственных ограничений;

· кризисную ситуацию в стране;

· падение жизненного уровня и т.д.

Однако кроме основных вышеперечисленных факторов можно отметить более узкие причины возникновения стресса у человека, которые оказывают влияние на конкретную личность. К ним относятся стрессоры, приведенные на рисунке 15.17.

1. Крушение иррациональных (утопических) убеждений,  которое вызывает обиду, зависть, возмущение, патологическую ревность. Человек начинает ворчать, злиться, перестает верить людям, подвергает сомнению честность любого поступка окружающих, постоянно обижается на близких, возмущается несправедливостью руководителей.

 

 


Рис. 15.17. Основные стрессоры, влияющие на личность.

 

2. Возрастные кризисы, когда, к примеру, максимализм молодежи воспринимается окружающими без должного понимания, когда у престарелых людей ожидания не совпадают с действительностью и т.д. Стресс от неудач и рухнувших надежд может быть особенно устойчивым.

3. Резкая смена эмоциональных состояний. Особенно часто это случается, когда радость сменяется сильным горем, то есть возникает ситуация, которую И.П. Павлов называл «ошибкой».

4. Избыток положительных эмоций, как это ни парадоксально, также может вызвать стрессовое состояние. Несоизмеримый с возможностями человека объем положительных эмоций может вызвать шоковое состояние. Медикам известен, так называемый, «синдром Стендаля», получившим свое название по имени человека, у которого было зафиксировано первое проявление, выразившееся в том, что, знакомясь во Флоренции с произведениями художников эпохи Возрождения, Стендаль от избытка чувств потерял сознание.

5. Служебное положение и темперамент оказывает различное влияние на работников, имеющих разный статус в трудовом коллективе. Особенно это сказывается на руководителях разного уровня управления. Проведенное на крупных предприятиях России исследование дало следующие результаты. Ежедневно испытывают стресс 21% руководителей предприятия холерического темперамента, 16% - флегматиков и только 5% - сангвиников.

6. Стиль руководства. При автократическом и авторитарном стилях руководителя, жестко требующего, педантично заставляющего подчиненных исполнять все инструкции, распоряжения, приказы стресс возникает значительно чаще, чем у коллеги, демонстрирующего демократический стиль управления.

7. Конфликтная ситуация в трудовом коллективе. Важной причиной стрессовых состояний и рисков является также конфликты, возникающие в процессе трудовой деятельности. Можно утверждать, что стрессы обязательно сопровождают конфликтные ситуации, эмоциональные срывы в межличностных отношениях, вызываемых бестактностью и грубостью коллег по работе.

8. Тесное, принудительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга работников и углубление общения быстрее исчерпывает информативную ценность каждого из членов группы, вызывает раздражение, что в конченом счете приводит к напряженности и стремлении к изоляции.

К стрессу может также привести обычная ссора, загруженность дома и на работе, недовольство, выраженное руководителем. Даже ежедневные поездки в переполненном транспорте могут вызвать, так называемую, «транспортную усталость», которая негативно влияет на самочувствие человека, ослабляя защитные механизмы организма.

Основные стрессоры в деловых отношениях приведены в таблице 15.8, разработанной Ворожейкиным И.Е., Кибановым А.Я., Захаровым Д.К., где классифицированы причины стрессов и их основные последствия.

 

Таблица 15.8.

 

Классификация стрессоров и их последствия.

 




Стрессоры

Последствия

Стрессоры в окружающей среде Личные стрессоры Производственные: · перегрузка (недогрузка); · необъяснимые перемены; · изменение расписания; · плохое оборудование. Потребности Субъективные: · расстройства; · утомляемость; · чувство тревоги; · чувство вины. Ролевые: · ролевой конфликт; · ролевая неясность; · ответственность за людей; · недостаток поддержки; · недостаток статуса. Надежды и достижения Поведенческие: · опасность инцидента; · слухи и некорректные разговоры. Структурные: · слабая коммуникация; · недостаток соучастия; · неправильно построенная иерархия. Эмоциональная устойчивость Когнитивные: · слабые решения; · невозможность сосредоточиться на работе. Карьерные: · замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; · несправедливость; · недостаток возможностей для продвижение по службе; · отсутствие необходимой подготовки.

Гибкость

Толерантность

Неясности

Физиологические:

· высокое содержание холестерина;

· растущее кровяное давление;

· язвенная болезнь;

· коронарные заболевания.

Отношенческие: · отношения с руководством; · отношения с подчиненными; · отношения с коллегами; · отношения с клиентами. Внеорганизационные: · отношения в семье; · обстоятельства жизни; · рост цен и т.д. Самооценка Организационные: · прогулы; · текучесть кадров; · низкая производительность труда; · неудовлетворенность работой.

 

Внешние признаки стресса проявляются общим возбуждением, а обычные эмоции уступают место беспокойству и тревоге.

У одних людей реакция на стрессор активная, и эффективность их деятельности может даже нарастать до определенного уровня, у других же реакция изначально пассивная, и эффективность деятельности сразу падает.

В любом случае обычное состояние человека в стрессовой ситуации характеризуется дезорганизацией поведения: это или беспорядочная активность, или несвойственная ранее человеку пассивность и бездеятельность.

Поведение при стрессе во многом зависит от типа нервной системы, силы или слабости основных нервных процессов. Однако у каждого человека, испытывающего стрессовое состояние можно выделить три основные фазы, представленные на рисунке 15.18.

Первая фаза (тревоги) характеризуется мобилизацией защитных сил организма и повышение работоспособности: в кровь выделяются гормоны, усиливающие режим работы всех систем жизнеобеспечения организма. В этой фазе организм подготавливается к эффективной деятельности.

Во второй фазе (стабилизации) происходит относительная стабилизация всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, их закрепление на новом, более высоком уровне. Если стресс длится долго, то неизбежно наступает следующая фаза.

 

 

 


Рис. 15.18. Основные фазы стресса.

 

Третья фаза (истощение) характеризуется истощением со сломом регулирующих механизмов, с ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах.

В коллективе в период конфликтной ситуации разные категории работников по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Следует учитывать половые различия в этом вопросе:

 

     
 


                                                        

 

При эмоциональном напряжении человек находится в постоянном ожидании какой-то угрозы, пусть даже нереальной, придуманной им самим. И, несмотря на то, что возможности организма противостоять стрессу достаточно велики, человеку приходится держать себя в напряжении, чтобы избежать психологического срыва. Это обстоятельство усложняет любую конфликтную ситуацию, создает дополнительные препятствия для конструктивного урегулирования конфликта.

Конфликтная ситуация в трудовом коллективе, какое либо чрезвычайное происшествие могут вызвать аффект, ситуацию, когда личность находится в плену своих переживаний и деятельность ее становится неэффективной или малоэффективной.

Если стресс – состояние спада, подавленности нервной системы, то аффект более сильная, бурная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию.

Аффект характеризуется, прежде всего, большой интенсивностью и бурным внешним выражением. Он быстро овладевает человеком и сопровождается утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности организма. Под влияние аффекта, прежде всего, попадает сознание человека. Его объем суживается и ограничивается очень небольшим количеством восприятий. Сильный аффект может кардинально изменить направленность, установки личности и привычки поведения. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания.

Характерная черта аффекта – его кратковременность. Как каждое чрезмерное интенсивное психическое состояние, аффект не может длиться долго. Бурная вспышка заканчивается умиротворением и покоем, реже переходит в психическое расстройство, в длительную обиду на виновника аффекта или надолго зафиксироваться в сознании – его следы могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме.

Развитие аффекта характеризуется стадиями. Вначале человек не может не думать о предмете своего чувства, отвлечься на то, что с ним не связано. В поле восприятия удерживаются только те объекты, которые «вошли» в аффективный комплекс. Выразительные движения становятся все более безотчетными. Слезы и рыдания, крик, хохот, жесты и позы, характер дыхания и другие вегетативные реакции создают обычную картину нарастающего аффекта. Сдержаться, не потерять власть над собой на этой стадии человек еще может, но при наличии заболеваний и других ослабляющих факторов, аффект может перерасти в патологический.

Основными причинами аффекта являются:

· неожиданное экстремальное воздействие;

· неподготовленность к экстремальному фактору отдельных представителей коллектива и персонала в целом;

· темперамент личности, характеризующийся эмоциональной возбудимостью, слабостью процесса торможения, что характерно для меланхоликов, которые не могут сопротивляться сильным раздражителям;

· фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, которое вызвано неуспехом в удовлетворении какой-либо потребности или желания. Фрустрация вызывает гнев и агрессию, а эти эмоции могут перерасти во враждебность, которую невозможно контролировать, и таким образом вызвать аффект;

· переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования, болезненное состояние.

Стрессы и аффекты при большой продолжительности и частом возникновении неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья работников, что приводит к понижению эффективности труда, пропускам рабочих дней, общему ухудшению морально-психологического климата коллектива.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности человека. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности работника, заболеванию, возникновению конфликта и т.д. Поэтому управление стрессами и аффектом является важнейшим компонентом в деловом общении и урегулировании конфликтных ситуаций.

За рубежом существует две основные теории снятия стресса и аффекта:

«Вентиляционная» Зарубежные специалисты считают, что отрицательные эмоции генетически обусловлены, поэтому стресс и аффект требуют разрядки. Сторонники этой теории японцы устраивают специальные помещения, где разгневанный рабочий может выплеснуть все свои негативные эмоции на чучело начальника. Однако такой подход не совсем верен с физиологической точки зрения, так как, распаляя себя гневом, яростью, человек провоцирует негативную реакцию со стороны организма. За «разрядку» приходится платить своим здоровьем.
«Смещение» Предполагает излить гнев на другой объект: подчиненного, домашнее животное и т.д. Однако и этот подход является временным ослаблением напряжения, не позволяющим решить проблему и не гасящим раздражение. При этом такое поведение наносит незаслуженную обиду невинному человеку или животному.

 

К основным мероприятиям по снятию напряжения, ведущего к стрессам и аффектам, относятся мероприятия, представленные на рисунке 15.19.

 

 


Рис. 15.19. Основные мероприятия по снятию напряженности

 




Дата: 2018-11-18, просмотров: 360.