Объект курса «Экономика предприятия» – первичное звено рыночного хозяйства – самостоятельные хозяйствующие субъекты (предприятия, компании, организации) в различных сферах экономики, ведущие свою деятельность на коммерческой основе. Таким образом, мы относим к фирмам не только предприятия производственного или производственно-торгового типа, но и хозяйственные организации других сфер деятельности, производящие товары и услуги как для производственного, так и для личного потребления.
Объектом изучения данного учебного курса не являются: 1) бюджетные организации и учреждения, не ведущие самостоятельной коммерческой деятельности; 2) индивидуальные предприниматели, не имеющие статуса юридического лица; 3) различного рода структуры «теневой», незаконной деятельности.
Организация рассматривается как обобщенное понятие, включающее:
а) первичные хозяйственные звенья, имеющие права юридического лица;
б) крупные хозяйствующие субъекты, действующие на коммерческой основе и объединяющие целый ряд первичных хозяйственных звеньев (корпоративные структуры).
Предмет курса «Экономика предприятия» – организационно-экономические проблемы формирования и функционирования хозяйствующих субъектов в конкурентной рыночной среде, выявления и использования эффективных методов хозяйствования с целью увеличения объема товаров и услуг, реализуемых на рынках, снижения издержек производства и повышения рентабельности, стратегического развития в долгосрочной перспективе.
Методология и научные методы обучения. В ходе изучения курса «Экономика предприятия» широко используются методы эконометрики как науки, анализирующей количественные закономерности и взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Модели, используемые в эконометрике, обеспечивают получение численных результатов на базе статистической, прогнозной и плановой информации.
Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.
Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них.
Большое значение в экономических исследованиях имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Они дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.
Широко используются в теоретическом и прикладном анализе экономики предприятия математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, оценке их «поведения» под влиянием экономических ситуаций. При использовании методов экономико-математического моделирования в экономике предприятия обычно исходят из двух допущений: предполагается, во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и, во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.
Успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных моментов:
¾ знания общеэкономической теории;
¾ наличия конкретных экономических знаний и навыков;
¾ умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т. п.
Тема 2. Сущность и экономическое содержание предприятия
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.