В условиях рыночных отношений предприятие остается основным звеном экономики, так как именно на предприятиях создается продукция, используются разнообразные ресурсы, применяются прогрессивные технологии и современная техника.
Результативность работы предприятия зависит от компетенции, квалификации и профессионализма кадров.
Процесс подготовки специалистов требует соответствия программы курса действующему образовательному стандарту.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.
В классическом определении П. Самуэльсона «экономика» — это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия — наука о том, как это осуществляется в рамках каждого отдельно взятого предприятия.
В экономической науке принято деление экономической деятельности на микро-, макроэкономический уровни производства и мировую экономику (интерэкономику).
Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Микроэкономика исследует поведение отдельных элементов и структур, таких как отрасли производства и предприятия, товарные и финансовые рынки, банки, различные фирмы, домашние хозяйства и др. Она изучает, как устанавливаются объемы производства отдельных товаров и цены на них, как влияют налоги на сбережения населения и т.п.
Макроэкономика предстаёт как национальная экономика или экономика государства. Макроэкономика рассматривает экономику как единое целое и исследует процессы формирования совокупного спроса и предложения, национального дохода и валового национального продукта, анализирует влияние бюджетной политики правительства и денежной политики центрального банка на экономический рост, инфляцию и уровень безработицы. Другими словами, эта наука исследует регулирование макроэкономических процессов со стороны государства.
Интерэкономика характеризует закономерность возникновения и развития мирового хозяйства.
Однако строго очерченной границы между макроэкономикой и мироэкономикой нет, многие темы и разделы экономики общие.
1.2. Цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе
Цель дисциплины:
-сформировать целостное представление об экономике предприятия отрасли;
-выработать умения обосновывать экономические решения, выбирать правильную стратегию и тактику поведения предприятия в изменяющейся рыночной среде.
Задачи дисциплины:
-рассмотреть методы обоснования экономических решений;
- изучить экономические аспекты организационно-правовых форм предприятия;
- изучить производственные ресурсы предприятий и их использование (основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы, оплата труда);
- проанализировать результаты использования ресурсов (себестоимость, прибыль, рентабельность);
- приобрести навыки проведения экономических расчетов;
- выработать умение ориентироваться в рыночной ситуации;
- научиться оценивать эффективность деятельности предприятия в различных рыночных ситуациях;
- осуществлять финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
- вырабатывать эффективные стратегии развития предприятия на основе инновационной деятельности и др.
На торгово-технологическом факультете ХГАЭП изучению курса «Экономика предприятия» предшествуют учебные дисциплины «Общая экономическая теория», «Менеджмент». В свою очередь, курс «Экономика предприятия» является базовым для последующего изучения таких экономических дисциплин, как «Экономика отрасли», «Планирование на предприятии», «Экономика торговой организации» и др. Поэтому важно чётко определить объект и предмет курса «Экономика предприятия» и методы обучения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.