Знаки препинания на стыке двух союзов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинит. союза, между которыми ставится запятая:

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

[ ], (что, (если ), … ). Из предложения можно убрать или переставить в конец предложения второе придаточное.

 

 

2) Запятая между рядом стоящими союзами не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то, так, но: Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.

[ ], (что (если ), то… ).

Из предложения нельзя исключить второе придаточное - если погода не улучшится.

 

…что, если…, … …что, когда…, … …но, когда …, … …но, если…, … …а, когда…, … …что если…, то… …что когда…, так… …но когда …, то… …но если…, то… …а  когда…, то…

 

Задание 14. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях

Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными.

Бессоюзными сложными называются такие предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации (без союзов):                                                                      Ещё косою острою трава в лугах не кошена,                                                                                                     Ещё не вся черёмуха к тебе в окошко брошена. (М. Исаковский)

Сложносочинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами:                                                          Асфальт и воздух пахнут мокрым снегом,                                                                                                    И веет мокрым холодом зима. (Н. Рубцов)                                                                     

Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом:                                                                                                                                             Нам такое не встречалось и во сне,                                                                                                            Чтобы солнце загоралось на сосне. (М. Исаковский)

G Ловушка!

Если в сложном предложении после запятой на границе двух предложений нет подчинительного союза, ищи союз в начале предложения: Если будет дождь, я буду сидеть дома. Это сложноподчинённое предложение.

Союз и может соединять простые и сложные предложения:                                                           Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну (простое предложении, т.к. ОДНА грамматическая основа).                                                                                                                                Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов (сложносочинённое предложение, т.к. ДВЕ грамм. основы).

Запятая не ставится перед союзом И:

1) если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

2) если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

Иногда второй из союзов отсутствует: Часы показывали уже десять часов вечера, когда беседа прервалась и все заснули.

Задание 15. Сочинение-рассуждение

Структура сочинения-рассуждения

1.Тезис - это мысль, которую нужно доказать (1-3 предложения)
2. Аргумент 1 (пример) + комментарий. (Аргумент - суждение, положение, факт, используемый в процессе доказательства).
3. Аргумент 2 (пример) + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ПОМНИ!

Каждая часть пишется с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца, т.е. каждый пункт плана – это отдельный абзац. За нарушение абзацного членения текста снижают баллы.

В качестве аргументов используется языковой материал только из предложенного текста.

Примеры можно оформлять следующими способами:
- цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
- указание номера предложения (если оно длинное);

- цитирование с заменой опущенных слов многоточием.
Примеры должны соответствовать аргументам!

НЕЛЬЗЯ!!!

Пересказывать, переписывать исходный текст или рассуждать не по тексту.

 







Задание 15.1

Часть (абзац) Речевые клише
Известный лингвист (ФИО автора) писал: «…».
2.Аргумент 1 +комментарий Эту фразу я понимаю следующим образом… Смысл высказывания я понимаю так… Приведу примеры… Во-первых, предложение №… помогает нам понять…
3. Аргумент 1 +комментарий Во-вторых, предложение №… помогает нам выявить замысел автора. Автор пишет: «(цитата из текста, иллюстрирующая вторую функцию явления)».
5. 4.Заключение должно перекликаться со вступлением, т.е.можно повторить еще раз основную мысль фрагмента, но другими словами. Таким образом, можно сделать вывод, что прав был (ФИО автора), утверждавший, что «…».

 

 

Задание 15.2

Часть (абзац) Речевые клише
1. Введение (цитата + комментарий) Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста (ФИО автора)? На мой взгляд, она означает, что …
2.Аргумент 1 +комментарий Вы выбираете 2 самых ярких эпизода и указываете, как они характеризуют героя (героев), как ведет себя герой в разных обстоятельствах, о чем это говорит и т.п. В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента. Во-первых, … (предложение №… доказывает, что …).
3. Аргумент 2+комментарий Во-вторых, … (предложение …)…
4. Заключение должно перекликаться со вступлением, т.е. можно повторить еще раз основную мысль фрагмента, но другими словами. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что…

 

Задание 15.3

Часть (абзац) Речевые клише
  1. Тезис
На мой взгляд, душевные силы – это… По моему мнению, душевные силы – это… Я думаю, что душевные силы - это… Что такое душевные силы? Многие над этим размышляют. Я считаю, что…
  1. Аргумент 1+комментарий
Обратимся к тексту (ФИО автора), в котором говорится о… В тексте (ФИО автора) поднимает проблему…
  1. Аргумент 2+комментарий
 
Своё мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… Однажды я был свидетелем события, которое…
  1. Заключение
В заключение я хочу сказать, что… Таким образом, можно сделать вывод, что… Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…

 

Темы сочинений задания 15.3.

 (ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вар./ под ред. И.П. Цыбулько. – М: Изд. «Национальное образование», 2017)

1. Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ?

2. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?

3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

4. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?

5. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

6. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?

7. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА?

8. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА?

9. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 402.