По русскому языку
Автор Садомова Антонина Петровна,
Учитель русского языка и литературы
Абакан, 2016
Оглавление
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Стр. |
1. | Сжатое изложение | 3 |
2. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционна цельность текста. Анализ текста | 5 |
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности | 6 |
4 | Правописание приставок | 8 |
5 | Правописание суффиксов различных частей | 11 |
6 | Синонимы | 14 |
7 | Словосочетание | 15 |
8, 11 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как члены предложения | 17 |
9 | Осложнённое простое предложение (обособление определений (согласованных, несогласованных), приложений, обстоятельств | 21 |
10 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, конструкции, обращения) | 25 |
12 | Синтаксический анализ сложного предложения | 27 |
13 | СПП с несколькими придаточными | 29 |
14 | Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложных предложениях | 31 |
15 | Сочинение-рассуждение | 32 |
ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Задание Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. |
Микротема – несколько предложений, связанных общей мыслью, часть общей темы, которая выделяется в отдельный абзац.
В изложении обычно три абзаца. Каждый пишется с красной строки.
Все микротемы должны подчиняться общей теме.
Важно отразить все микротемы, отделить главное от второстепенного.
Не нужно записывать каждое слово: если экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста, он получает за ИК2 0 баллов.
Основные приёмы смыслового сжатия исходного текста:
Выделить главную и второстепенную (несущественную) информацию, исключить подробности, второстепенные эпизоды.
ОБОБЩЕНИЕ
Сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделить в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
В основе языкового сжатия исходного текста лежит идея упрощения, которого можно добиться при помощи следующих приёмов:
1) замена:
- сложного предложения простым;
- двух и более простых предложений одним сложным;
-однородных членов предложения обобщающим наименованием;
- объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
- предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего…);
- прямой речи – косвенной;
2) сокращение или полное исключение:
- повторов;
- одного или несколько синонимов;
- некоторых второстепенных членов предложения;
- конструкций, осложняющих предложение;
- фрагмента предложения;
- диалога (передача его содержания в одном предложении);
3) слияние нескольких предложений в одно.
Основные приёмы
Задание 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционна цельность текста. Анализ текста
Задание В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?» 1) Это были копии, а не настоящие документы. 2) Поведение детей обидело Анну Федотовну. 3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне. 4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят. |
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Имеет следующие признаки:
1. состоит из нескольких предложений.
2. обладает смысловой цельностью:
- это высказывание на определенную тему;
- имеет относительную законченность;
- автор передаёт своё отношение к тому, о чем он сообщает (авторская позиция);
3. связность, которая проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Сожмите содержание текста в одно-два предложения.
2. Ответьте на указанный вопрос.
3. Найдите, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же.
Задание 3. Речь. Языковые средства выразительности
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении: реки крови, море смеха.
МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются: В саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть.
(С. Есенин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: душа поёт, река играет
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)
СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с помощью
1) союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ЧЕМ:
Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
2) сравнительного придаточного предложения:
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
3) сущ. в Т. п.: Слово крошкой в руках улеглось.
4) отрицания:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
ЭПИТЕТ - красочное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо: парус одинокий.
Я помню чудное мгновенье! (А.С. Пушкин)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые словосочетания, имеющие целостное значение и являющиеся одним членом предложения.
1. Заморить червячка – перекусить. Входящие в оборот слова потеряли первоначальный смысл, целостное значение оборота не вытекает из значений входящих в него слов.
2. Уйти в свою скорлупу – уединиться. Оборот имеет переносное значение.
3. Закадычный друг – одно из слов (закадычный) ограничено в своём употреблении.
По происхождению фразеологизмы перешли из:
1. речи людей различных профессий – играть первую скрипку (быть главным в каком-либо деле);
2. фактов истории – кричать во всю ивановскую;
3. легенд и мифов – авгиевы конюшни;
4. пословиц, поговорок – не в коня корм;
5. литературы – а ларчик просто открывался.
Задание 4. Правописание приставок
В русском языке существует 4 группы приставок, в написании которых могут возникнуть трудности
Приставки | Правило |
1.Неизменяемые Их нужно запомнить
| |
в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со- ! ПРА- указывает на древность, давность предмета: прадедушка, праязык | написать, недосолить |
Следует различать
ПРЕ - | ПРИ - |
Пребывать (=пере-) ПРЕбывать в Москве | Прибывать (приближение) ПРИбывать в Москву |
ПРЕзирать (ненавидеть) врага | ПРИзирать (давать кому-нибудь приют) сироту |
Предать (= пере-) ПРЕдать (передать) гласности | Придать (дать дополнительно, изменить что-либо, прибавить) ПРИдать значение |
Преклоняться, преклонить (= пере-) ПРЕклоняться перед талантом, ПРЕклонить колени | Приклониться (приближение) ПРИклонить голову к плечу |
ПРЕтворить (воплотить) в жизнь | ПРИтворить (неполнота действия, прикрыть) дверь |
ПРЕходящий (= пере-) успех (временный) | ПРИходящая (приближение) няня |
ПРЕтерпеть (перетерпеть) изменения | ПРИтерпеться (привыкнуть) к боли |
Преемник (= пере-, перенимать) ПРЕемник традиций | Приёмник (устройство, аппарат) ПРИёмник радиоволн |
ПРЕставиться (умереть) | ПРИставить (поставить близко) |
Превратности (перевороты в судьбе) ПРЕвратно (неправильно понять) | Привратник – сторож при воротах седой ПРИвратник |
НеПРЕложный (незыблемый, нерушимый) | ПРИложить (присоединить) |
НеПРЕменное условие (обязательное) | НеПРИемлемые условия (невозможные) |
ПРЕдел (граница) возможностей | ПРИдел (пристройка в церкви) |
Преуменьшил (очень) ПРЕуменьшил значение успеха из зависти. | Приуменьшил (чуть-чуть) ПРИуменьшил брюки брату. |
ПРЕпираться (переговариваться) с учителем | ПРИпереть к стенке |
ПРЕступить (переступить) закон | ПРИступить к выполнению |
Запомни:
ПРЕ- | ПРИ- |
преамбула, превалировать, власть предержащие, предикат, презент, презентабельный, президент, президиум, презумпция, прейскурант, прелюдия, прельстить, не преминуть, премьера, пренебрежение, препарат, преподнести, препона, прерогатива, престиж, претендент, преферанс | приватный, привередливый, привилегия, привходящие обстоятельства, пригожий, придирчивый, приключение, примадонна, примат, примитив, приоритет, прискорбный, присягать, притязание, приукрасить, неприхотливый, причудливый |
ПОТРЕНИРУЙСЯ
Упражнение . Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по колонкам.
Неизменяемые приставки | Приставки на з-, с- | Приставки при-, пре- (указать значение) |
Бе…пробудный, во…кликнуть, и…тыкать, ра…косый, бе…выездный, ни…падать, бе…порядок, в…колыхнуть, бе…законный, бе…лесье, в…бесить, …дравствуй, …жать, бе…страшный, ра…клевать, бе…дарный, и…кусный, …дание, бе…покойный, бе…жалостный, бе…домный, бе…крайний, бе…деятельный, бе…звучный, бе…конечный, бе…сердечный, бе…славный, не…гибаемый
Пр...следовать противника, пр...рвать разговор, пр...двинуть стул, пр...открыть окно, пр...высить скорость, пр...вокзальная площадь, пр...ступить к работе, пр...одолеть пр…пятствие, пр...неприятное известие, пр...градить дорогу, пр...шить пуговицу, пр...спокойно спать, пр...ломление лучей.
Задание 5. Правописание н-нн в суффиксах различных частей речи
Часть речи | НН | Н | |
Прилагательное (отвечает на вопрос какой? и образовано от сущ.) | 1. сущ. на -Н+ -Н-: карманный
2. -ОНН-, -ЕНН-: комиссионный, клюквенный ! безветренный 3. исключения: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ | 1. -ИН-, АН- (-ЯН-): гусиный, кожаный 2. исключение ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) | |
В КРАТКОЙ ФОРМЕ пишется столько н, сколько и в полной: туманная даль – даль туманна ветреная девушка – девушка ветрена
| |||
ЗАПОМНИ | юннаты (юные натуралисты) безымянный, подлинный, старинный | юный багряный, румяный, рьяный, пьяный, пряный (истор. суф. -ЯН-) Н входит в корень: бараНий, павлиНий, тюлеНий, фазаНий, воронИЙ, свиНой, едиНый зелёНый, сиНий | |
Наречие
(отвечает на вопрос как?)
В наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы
медленно (от медленный)
Причастие
(отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола)
если есть
1. приставка, кроме не-:просеянная мука
2. зависимое слово: сеянная через сито мука
3. на конце -ованный, -ёванный: маринованный Искл. кованый, жёваный,
клеваный
4. совершенный вид: решённая задача Искл. раненый
!.Написание не меняется в составе сложных слов:
златотканый, ломаный-переломаный
ПОТРЕНИРУЙСЯ
Н-НН в наречиях
В существительном и наречии пишется столько н, сколько и в прилагательном, от которого они образованы: торжественный – торжественность, гостиный – гостиница, конный – конница.
В произношении наречие совпадает с краткими формами прилагательных и причастий. Различить значение и правописание этих слов можно, выяснив их роль в предложении. Рассуждать следует по схеме:
1) если слово в предложении является обстоятельством образа действия, относится к глаголу, то это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано;
2) если слово в предложении является сказуемым, то это:
а) краткое причастие (заменяется глаголом, всегда пишется одно Н);
б) краткое прил. (заменяется прил. в полной форме. В нем пишется столько н, сколько в полном).
Например:
1. Он слушал сосредоточенно.
Слушал как? — обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием (внимательно). Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный.
2. Лица у всех были сосредоточенны.
Сосредоточенны — сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенные, следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько в полном.
3. Войска были сосредоточены на равнине.
Сосредоточены — можно заменить глаголом сосредоточили, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква Н.
ПОТРЕНИРУЙСЯ
Задание 6. С ИНОНИМЫ
СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.
Например: сказать - произнести, дом – жилище.
Стилистически окрашенные синонимы - это слова, которые называют предмет и дают ему соответствующую оценку (пренебрежение, одобрение, иронию и т. п.), а также выражают чувства.
Нейтральные синонимы лишены стилистической окраски
| Стилистически окрашенные синонимы | |
Сниженные (разговорные, просторечные, диалектные) | Повышенные (книжные - высокий, пафосный слог) | |
лицо глаза жизнь казаться бродить | морда, харя, физиономия зенки житуха мерещиться шататься, шляться . | лик очи житие чудиться блуждать |
Задание 7. ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
В тестах даются примеры типа «их дети», «место поглубже», «плащ бордо». В школьной практике такие словосочетания разбирают как согласование. А это примыкание, так как несклоняемые прилагательные, притяжательные местоимения ее, его, их и форма простой сравнительной степени прилагательного относятся к неизменяемым, значит, они примыкают к главному слову только по смыслу. Например, «прическа каре», «платье хаки», «ее книга».
Не являются словосочетаниями:
1) грамматическая основа предложения: подлежащее + сказуемое: дети проснулись, поле вспахано, воздух свеж;
2) сочетание сущ., местоимения или числительного с предлогом (вследствие болезни, вблизи берега, посредине пляжа, невзирая на погоду, благодаря заведующей, навстречу волнам, наподобие скатерти, по случаю праздника, по окончании школы, наперекор судьбе и т.д.)
3)сложные и составные формы слов:
глаголов будущего времени и повелительного наклонения (буду стараться, будешь решать, будем плыть, пусть идет, пускай сидит),
составные формы сказуемых (пытался понять, хотел уйти),
формы степеней прилагательных (самый верный, ярче всех, менее тихий, более темный);
4)однородные члены предложения (то снег, то дождь, сидит и плачет);
5)фразеологизмы (бить баклуши = бездельничать, втирать очки= обманывать)
Советы для правильного выполнения задания
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому). Например, брал (как?) СТАРАТЕЛЬНО.
2. Главное слово оставляем без изменения.
3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено.
При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным,
при управлении - существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, брал СТАРАТЕЛЬНО – брал со СТАРАНИЕМ)
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, ГОРОДСКОЙ район – район ГОРОДА).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (ГОРОДСКОЙ район), а при управлении - ПОСЛЕ главного (район ГОРОДА).
Задание 8 . Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения
(подлежащее + сказуемое).
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО
Виды сказуемого | Способы выражения | Примеры |
Простое глагольное
Именная часть выражается:
Составное именное сказуемое может быть осложненным: В человеке все должно быть прекрасно... Он не мог решиться уехать.
G Ловушка!
1. Форма сложного будущего времени: буду писать = напишу; буду принимать участие (=участвую) – это простые глагольные сказуемые.
2. Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, т. к., выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого:
Онапоказалась мне смешной. Неверно!
Онапоказалась мне смешной. Верно.
Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется
(показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Ср. Вдалеке показалась деревушка (показалась - простое глагольное сказуемое).
3. Глагол в н.ф. не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения.
Если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое: Матушка в слезах наказывала мне (что?) беречь свое здоровье.
Беречь – дополнение, т. к. обозначает действие другого лица.
Если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришёл узнать о здоровье тетушки (пришел с какой целью? узнать).
Если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала . на него (охота какая? странствовать)
4. Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
ПропитаНо, проколоТо – краткие страдательные причастия.
Попробуйте добавить в предложение глагол-связку быть:
Все в Москве было пропитано стихами, рифмами былопроколото.
Следовательно, это составное именное сказуемое.
5. Причастный или деепричастный обороты никогда не входят в грамматическую основу.
6. Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения: Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы приедете - грамматическая основа). Я думаю, всё у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа).
7. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением:
Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Леночка - подлежащее, отличница и активистка - это приложение).
Как оформлять ответ
1. Все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания, начиная с первой клетки.
2. Каждая буква записывается в отдельной клетке.
3. Между словами клетка не пропускается.
4. Запятая ставится в отдельной клетке.
5. Если в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, то в бланке тире не писать.
Например: Яблоко - мой любимый фрукт. В бланке пишем так: яблокофрукт.
6. Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать сначала подлежащее, потом - сказуемое.
Например:
В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится.
7. Если сказуемое составное и нфг или именная часть в предложении стоят перед вспомогательным глаголом или глаголом-связкой, то в ответе желательно писать сначала - вспомогательный глагол или глагол-связка, потом нфг или именная часть.
Например:
Я прыгать от радости готов! В бланке пишем так: яготовпрыгать.
В нашем классе был первым всегда я. В бланке пишем так: ябылпервым.
8. Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении.
Например:
Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали.
В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.
9. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым.
Например:
Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад.
Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите грамматические основы в предложении.
2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
Надо, нужно, необходимо.
3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (Я рад побывать на конференции).
Задание 9. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Простое предложение могут осложнять
однородные члены обособленные слова, не являющиеся
обороты членами предложения
обособленные определения вводные слова и предложения
обособленные обстоятельства междометия
обособленные дополнения обращения
сравнительные обороты
уточняющие обороты
приложения
присоединительные и пояснительные члены
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?)
Могут быть выражены:
1. одиночным деепричастием: Улетая, птицы сделали над селом прощальный круг.
2. деепричастным оборотом: По дороге, взметая пыль, летели сани.
3. сравнительным оборотом: Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.
4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки: Так почтительно, несмотря на молодость, звали его все.
5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ, ПРИ ОТСУТСТВИИ, В СЛУЧАЕ, ПРИ НАЛИЧИИ, НАПОДОБИЕ, В СВЯЗИ С, НАРЯДУ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ПО СЛУЧАЮ и др., если
1) стоят в середине предложения,
2) большая степень распространённости,
3) ставится смысловой акцент,
4) имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки): Зима, расчётам вопреки, наполовину миновала.
В остальных случаях могут не обособляться: Он не пошел в кино за неимением времени (нет большой степени распространённости).
6.Уточняющие обстоятельства места и времени: Вчерашний день, часу в шестом, зашёл я на Сенную.
НЕ ПУТАЙТЕ
- деепричастные обороты с вводными словами:
Погода, судя по всему, всё же улучшилась.
- деепричастные обороты с придаточными определительными:
Где-то был брод, не найдя который можно было утонуть.
Не обособляются в следующих случаях:
Если примыкают тесно к сказуемому, составляя с ним единое целое, и являются смысловым центром высказывания. Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? | Это упражнение делают СТОЯ на вытянутых носках. |
Одиночное деепричастие, близкое по смыслу к наречию и стоящее сразу после сказуемого | Сергей кивнул и ушёл ПОСВИСТЫВАЯ. |
Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.) | Лена МОЛЧА (=молчаливо) пожала плечами. Разговаривали СИДЯ. |
В оборотах начиная с…, исходя из…, смотря по… В данном случае деепричастие стало производным предлогом и потеряло добавочное значение действия. В предложении его можно опустить, сохранив при этом смысл предложения. Исключение! Оборот обособляется, если носит характер уточнения и стоит в середине предложения | НАЧИНАЯ С утра идёт дождь. – С утра идёт дождь. (Дождь ничего не начинал – действия нет). Весь день, НАЧИНАЯ С утра, идёт дождь. |
Устойчивые сочетания | И день и ночь спешу к вам ГОЛОВУ СЛОМЯ. |
Однородные по отношению к необособленному обстоятельству (чаще - наречию) | Он подошёл медленно и СТАРАЯСЬ НЕ ШУМЕТЬ. |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Определение бывает согласованное и несогласованное.
Согласованное определение отвечает на вопросы КАКОЙ? (-ая, -ое, -ие):
Мне долго снилась мечта, ушедшая в туман.
К несогласованному определению можно поставить два вопроса:
В лохмотьях, нищий, я был жалок (я какой? в чём? в лохмотьях, нищий).
СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:
1. причастным оборотом: Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
2. прилагательным с зависимыми словами: Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
3. одиночным прилагательным или причастием: А он, мятежный, просит бури.
4. однородными одиночными прилагательными: Любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память.
Согласованные определения обособляются, если относятся | Не обособляются, если относятся | ||
к личным местоимениям | к существительным | к существительным | |
всегда | после определяемого слова | имеет добавочное значение | перед определяемым словом |
Утомленной долгой дорогой, я закрыл глаза и уснул. | Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, пересеченная цепью холмов. | Уставшие, туристы быстро уснули. | Пересеченная цепью холмов равнина расстилалась перед глазами ехавших. |
Несогласованные определения обособляются, если | |||
относятся к | выражены | ||
личным местоимениям | имени собственному | сущ. в косвенном падеже, подчеркивают выражаемый признак | сравнительной степенью прилагательного |
Я поражаюсь, что вы, с вашей щедростью и добротой, не согласились ему помочь. | Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех. | Холоп, в блестящем убранстве, с откинутыми назад рукавами, разносил напитки и съестное. | Другой спутник, постарше, немного отстал. |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: Я, ученик девятого класса, усердно готовлюсь к экзаменам.
Обособляется если: | Примеры |
1. относится к личному местоимению: | Хирург, он великолепно знал свое дело. |
2. является распространенным, стоит после определяемого слова: стоит после имени собственного: | Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить её в день похорон. Аркадий, жених Зины, выгодно отличался от своих товарищей |
3. выражено именем собственным, поясняет нарицательное определяемое слово: | Два брата, Антон и Санька, неожиданно появились на перроне. |
4. имеет дополнительное обстоятельственное значение, стоит перед именем существительным: | Одержимый книголюб, Петя мог рассказывать часами разные истории (так как Петя был одержимым книголюбом). |
5. присоединяется к определяемому слову союзом как с оттенком причинности: Если союз имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не обособляется: | Господин этот, как лицо высокопоставленное, заслуживал всяческого уважения. Выходка его расценивалась как явная угроза порядку в селе. |
6. имеет присоединяющие слова: по имени, по прозвищу, по фамилии, по происхождению, даже, например, то есть: | Всякая птичка, даже воробей, привлекала моё внимание. Вскоре в Зоську влюбился молодой инженер, по фамилии Рубщиков, по имени Роман. |
При помощи тире | |
1. если перед приложением можно вставить слова «а именно», «то есть»: | За час до ужина почти вся дворня собиралась играть в кашк или в крагли – род кеглей. |
2. имеет пояснительное значение и стоит в конце предложения: | Этим летом я поехал в Тарусу - тихий городок на Оке. |
3. необходимо указать, к какому из однородных членов относится приложение: | Среди приглашенных были профессор, его сестра – подруга хозяйки дома, двое незнакомых лиц. |
4. необходимо отделить однородные приложения от определяемого слова: | Коля, Антон и Франка – гости садятся за стол. |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Всегда обособляются выражения со словами: кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. НЕ ПУТАЙТЕ! Существует сочетание кроме того (вводное): Он, кроме того, ещё и хорошо поёт. | |
Чаще всего обособляется | Не обособляются, если |
1.В темной дали ничего не было, кроме сверкающих огней. 2.Самолёт, наряду с пассажирами, захватил ещё и почту. 3.Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо. | предлог вместо = за, взамен Отвечал вместо товарища. |
Задание 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Грамматически не связаны с членами предложения:
1. вводные слова, конструкции и предложения;
2. обращения;
3. междометия.
Они не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.
Вводные слова, конструкции и предложения легко найти по следующим признакам:
- к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
- они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
- они легко убираются из текста без потери смысла.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Не являются вводными и не выделяются запятыми:
авось, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно,
как будто, как бы, как раз, между тем, к тому же, приблизительно, примерно, причём, решительно, якобы.
Выделяется запятой частица бывало: Я, бывало, у него бывала.
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных слов, так и членов предложения: Вы, верно, недавно здесь служите? (= вероятно – вводное слово)
Иван верно служит своим господам (= преданно - наречие).
Вводное слово (обособляется) | не вводное слово (не обособляется) |
НАКОНЕЦ, В КОНЦЕ КОНЦОВ
ОДНАКО
ОБРАЩЕНИЕ – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью: Но это, милостивый государь, вздор.
Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению.
Личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, выступают в роли подлежащего и обращениями не являются: Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса!
Ставится | Не ставится после частицы О | |
, | ! | Но не хочу, о други, умирать. |
Жизнь, я так благодарен тебе. | Мама! Отец! Бегите сюда скорее! |
МЕЖДОМЕТИЯ – это слова, выражающие чувства, эмоции, побуждения, но не называющие их:
Ах, голова горит, вся кровь моя в волненьи. Ба! Знакомые всё лица.
Отделяются или выделяются запятыми междометные выражения: Господи помилуй, Боже упаси, Господи прости, слава тебе Господи (в них нет обращения): До сих пор, благодарение Богу, беда обходила меня стороной.
Слава Богу | |
ОБОСОБЛЯЕТСЯ, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел. | НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ, если =хорошо, благополучно (выполняет роль сказуемого): Материнские письма наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава Богу. |
чёрт возьми, чёрт дери | чёрт знает, чёрт дёрнул |
Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! | Врачи там написали чёрт знает что. Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! |
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Если вводное слово, обращение или междометие находятся в середине предложения, то они обособляются двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.
Задание 12. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | |
изъяснительные | что, как, чтобы |
временные | когда, пока, едва, лишь |
причинные | так как, потому что; ибо (устар. / книжн.) |
целевые | чтобы, для того чтобы, дабы (устар.) |
условные | если, кабы (устар.), коли (устар.) |
уступительные | хотя, несмотря на то что |
сравнительные | как, словно, будто, точно, чем |
следствия | так что |
Запятая не ставится:
1) если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.
2) если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.
3) объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены: "Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой", - советовали врачи внезапно потерявшему голос Деду Морозу.
4) объединены два вопросительных предложения, побудительных, восклицательных или назывных: «Кто Вы и откуда приехали?»- спросил у иностранца Берлиоз.
«Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!» – загадываю я всегда в новогоднюю ночь.
Вид придаточного
Пример
I . Определительные
Люблю людей, которым жизнь в радость.
Местоимённо-определительные
Кто ищет, тот всегда найдёт.
II. Изъяснительные
Степени
Руки его дрожали до такой степени, что он не мог расстегнуть пальто.
Образа действия
Старик говорил так, как будто было очень холодно.
3. Места
Впереди, где был лес, трещали ветки.
Времени
Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят.
Условия
Если мой рассказ вас развеселит, я буду счастлив.
Причины
Я оставил записку, потому что его не было дома.
Цели
Пришлось остановиться, чтобы передохнуть.
Сравнительные
Стало мне вдруг так хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.
Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось моё сердце.
Не путать со сравнительным оборотом: Густое, как синька, море
Уступительные
Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.
Следствия
У дома росла сирень, так что забор утопал в цветах.
Что можно к этому добавить?
Задание 13. СПП с несколькими придаточными
СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.
Выделяется четыре типа СПП с несколькими придаточными.
1. Однородное подчинение
[ ], ( ), ( ).
| 1.Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади. что? [ ], (что…), (что…). 2.Если однородные придаточные соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич был прав и что я напрасно оскорбил его подозрением. [ ], (что…) и (что…). 3.При главном предложении имеются два однородных предложения (изъяснительные), связанные одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится. ВНИМАНИЕ Во втором однородном придаточном союз (или союзное слово) может отсутствовать, но его легко можно восстановить по первому: [Ему уже не было страшно], (хотя гром трещал по прежнему) и (молния полосовала все небо). [Ему уже не было страшно], (хотя гром трещал по прежнему) и (хотя молния полосовала все небо). [ = ], (хотя – = ) и ( хотя – = ). | ||||||||||||||||||||
2. Неоднородное (параллельное) подчинение
( ), [ ], ( ). | Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
когда? какую?
(Когда ), [ ], (которая ). | ||||||||||||||||||||
3. Последовательное подчинение [ ], ( ), ( ). | Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
что? каких?
[ ], (что…), (которые… ). | ||||||||||||||||||||
4. Комбинированное подчинение | В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
что? какого?
[ ], (как…) и (как…), (которого…). |
Задание 14. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях
Задание 15. Сочинение-рассуждение
Задание 15.1
Часть (абзац) | Речевые клише |
Известный лингвист (ФИО автора) писал: «…». | |
2.Аргумент 1 +комментарий | Эту фразу я понимаю следующим образом… Смысл высказывания я понимаю так… Приведу примеры… Во-первых, предложение №… помогает нам понять… |
3. Аргумент 1 +комментарий | Во-вторых, предложение №… помогает нам выявить замысел автора. Автор пишет: «(цитата из текста, иллюстрирующая вторую функцию явления)». |
5. 4.Заключение должно перекликаться со вступлением, т.е.можно повторить еще раз основную мысль фрагмента, но другими словами. | Таким образом, можно сделать вывод, что прав был (ФИО автора), утверждавший, что «…». |
Задание 15.2
Часть (абзац) | Речевые клише |
1. Введение (цитата + комментарий) | Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста (ФИО автора)? На мой взгляд, она означает, что … |
2.Аргумент 1 +комментарий Вы выбираете 2 самых ярких эпизода и указываете, как они характеризуют героя (героев), как ведет себя герой в разных обстоятельствах, о чем это говорит и т.п. | В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента. Во-первых, … (предложение №… доказывает, что …). |
3. Аргумент 2+комментарий | Во-вторых, … (предложение …)… |
4. Заключение должно перекликаться со вступлением, т.е. можно повторить еще раз основную мысль фрагмента, но другими словами. | Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что… |
Задание 15.3
Часть (абзац) | Речевые клише |
| На мой взгляд, душевные силы – это… По моему мнению, душевные силы – это… Я думаю, что душевные силы - это… Что такое душевные силы? Многие над этим размышляют. Я считаю, что… |
| Обратимся к тексту (ФИО автора), в котором говорится о… В тексте (ФИО автора) поднимает проблему… |
| Своё мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… Однажды я был свидетелем события, которое… |
| В заключение я хочу сказать, что… Таким образом, можно сделать вывод, что… Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что… |
Темы сочинений задания 15.3.
(ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вар./ под ред. И.П. Цыбулько. – М: Изд. «Национальное образование», 2017)
1. Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ?
2. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?
3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
4. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?
5. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?
6. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?
7. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА?
8. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА?
9. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
По русскому языку
Автор Садомова Антонина Петровна,
Дата: 2018-12-21, просмотров: 531.