Учитель русского языка и литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Абакан, 2016

Оглавление

                                   

№ задания Проверяемые элементы содержания Стр.
1. Сжатое изложение 3
2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционна цельность текста. Анализ текста 5
3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности 6
4 Правописание приставок 8
5 Правописание суффиксов различных частей 11
6 Синонимы 14
7 Словосочетание 15
8, 11 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как члены предложения 17
9 Осложнённое простое предложение (обособление определений (согласованных, несогласованных), приложений, обстоятельств 21
10 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, конструкции, обращения) 25
12 Синтаксический анализ сложного предложения 27
13 СПП с несколькими придаточными 29
14 Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложных предложениях 31
15 Сочинение-рассуждение 32

ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Задание        Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.        Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.        Объём изложения – не менее 70 слов.        Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Микротема – несколько предложений, связанных общей мыслью, часть общей темы, которая выделяется в отдельный абзац.

В изложении обычно три абзаца. Каждый пишется с красной строки.

Все микротемы должны подчиняться общей теме.

Важно отразить все микротемы, отделить главное от второстепенного.

 

Не нужно записывать каждое слово: если экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста, он получает за ИК2 0 баллов.


Основные приёмы смыслового сжатия исходного текста:

 

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ

Выделить главную и второстепенную (несущественную) информацию, исключить подробности, второстепенные эпизоды.

 


ОБОБЩЕНИЕ

Сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделить в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

В основе языкового сжатия исходного текста лежит идея упрощения, которого можно добиться при помощи следующих приёмов:

1) замена:

- сложного предложения простым;

- двух и более простых предложений одним сложным;

 -однородных членов предложения обобщающим наименованием;

- объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

 - предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего…);

- прямой речи – косвенной;

2) сокращение или полное исключение:

- повторов;

- одного или несколько синонимов;

 - некоторых второстепенных членов предложения;

- конструкций, осложняющих предложение;

- фрагмента предложения;

- диалога (передача его содержания в одном предложении);

  3) слияние нескольких предложений в одно.

 

Основные приёмы

Примеры ИСКЛЮЧЕНИЕ исключаются некоторые детали, опускаются второстепенные эпизоды до сжатия Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. после сжатия Учить чувствовать - самое трудное в воспитании. Школа сердечности – это дружба, товарищество, братство. ОБОБЩЕНИЕ содержание микротемы передается в обобщённом виде до сжатия Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… после сжатия Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными. УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно, исключение некоторых конструкций до сжатия А через несколько дней к нам пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. В пакете были книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её». после сжатия Через несколько дней почтальон принёс пакет с книгой, присланной лётчиком.

Задание 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционна цельность текста. Анализ текста

 

 

Задание В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?» 1) Это были копии, а не настоящие документы. 2) Поведение детей обидело Анну Федотовну. 3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне. 4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.  

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Имеет следующие признаки:

1. состоит из нескольких предложений.
2. обладает смысловой цельностью:

 - это высказывание на определенную тему;

 - имеет относительную законченность;

 - автор передаёт своё отношение к тому, о чем он сообщает (авторская позиция);
3. связность, которая проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.



АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. Сожмите содержание текста в одно-два предложения.

2. Ответьте на указанный вопрос.

3. Найдите, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же.

Задание 3. Речь. Языковые средства выразительности

 

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении: реки крови, море смеха.

 

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются: В саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть.

(С. Есенин)

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: душа поёт, река играет

 

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

   В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

                 (А.К. Толстой)

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с помощью

1) союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ЧЕМ:

Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

 

2) сравнительного придаточного предложения:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

 

3) сущ. в Т. п.: Слово крошкой в руках улеглось.

 

4) отрицания:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи -

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

ЭПИТЕТ - красочное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо: парус одинокий.

Я помню чудное мгновенье! (А.С. Пушкин)

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые словосочетания, имеющие целостное значение и являющиеся одним членом предложения.

1. Заморить червячка – перекусить. Входящие в оборот слова потеряли первоначальный смысл, целостное значение оборота не вытекает из значений входящих в него слов.

2. Уйти в свою скорлупу – уединиться. Оборот имеет переносное значение.

3. Закадычный друг – одно из слов (закадычный) ограничено в своём употреблении.

По происхождению фразеологизмы перешли из:

1. речи людей различных профессий – играть первую скрипку (быть главным в каком-либо деле);

2. фактов истории – кричать во всю ивановскую;

3. легенд и мифов – авгиевы конюшни;

4. пословиц, поговорок – не в коня корм;

5. литературы – а ларчик просто открывался.

 

Задание 4. Правописание приставок

 

В русском языке существует 4 группы приставок, в написании которых могут возникнуть трудности

Приставки Правило

1.Неизменяемые                                        Их нужно запомнить

 

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со- ! ПРА- указывает на древность, давность предмета: прадедушка, праязык написать, недосолить    

Дата: 2018-12-21, просмотров: 469.