Физическая культура в системе НОТ (значение, задачи, средства, формы, методические особенности)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) является существенной необходимостью. НОТ, основываясь на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется, прежде всего, ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности Л замедлению темпов ее снижения).

3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

 

От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от:

- содержания и характера труда (умственный или физический, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

- особенностей производственных условий (технологических, гигиенических и др.);

- особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного ис­пользования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.

С учетом указанных возрастных особенностей определяется комплекс основных образовательно-воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания каждой группы взрослого населения.

Молодежный возраст: 1. Обеспечение всестороннего развития форм и функций организма, двигательных способностей и на этой основе содействие достижению возможно более высокого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности. 2. Совершенствование двигательных умений и навыков, моральных и волевых качеств, необходимых в производственной, оборонной деятельности и в быту. 3. Расширение и углубление знаний и умений, необходимых для самостоятельного использования средств физического воспитания в целях собственного физического совершенствования, подготовки к профессиональной и оборонной деятельности и полезному проведению свободного времени. 4. Формирование и закрепление интереса к активным занятиям спортом и достижению высоких спортивных результатов. 5. Формирование организационно-методических знаний и навыков по проведению физкультурной работы и на этой основе развитие интереса к выполнению общественных обязанностей по организации физического воспитания различных контингентов населения.

Средний возраст: 1. Сохранение достигнутого уровня здоровья, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, физической и умственной работоспособности и на этой основе содействие творческому долголетию.2. Поддержание на достаточно высоком уровне двигательных, моральных и волевых качеств, двигательных умений и навыков применительно к требованиям профессии, выполнению обязанностей по защите социалистического государства, условиям современного быта.3. Углубление специальных знаний о влиянии физических упражнений, используемых в процессе производства и в режиме свободного времени.4. Расширение организационно-методических знаний и навы­ков по проведению общественной физкультурной работы.

 

Старший возраст: 1. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности в интересах сохранения, укрепления или восстановления здоровья, противодействия возрастным изменениям, поддержания необходимого уровня дееспособности организма.2. Обеспечение должного уровня жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых в повседневном быту.3. Пополнение и углубление знаний о значении физических упражнений, оздоровительной направленности и на этой основе стимулирование интереса к регулярным самостоятельным или организованным занятиям в режиме дня.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 936.