Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.
Типы координационных способностей
I. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений («чувство пространства», «чувство времени»).
II. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
III. Способность выполнять двигательное действие без изменений мышечной напряженности (скованность).
Наиболее благоприятный период для развития координационных способностей: 13-14 лет – улучшение всех координационных характеристик, 11-12 лет- возраст, наиболее поддающийся спортивной тренировке.
Средства воспитания координационных способностей
Основное средство – упражнения повышенной координационной сложности. Сложность упражнения увеличивается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров упражнений; изменение внешних условий (вес, высота, площадь опоры).
В физическом воспитании для воспитания координации используют следующие упражнения и приемы:
1) упражнения гимнастики, особенно подготовительные;
2) освоение правильной техники бега, прыжков и т.д.;
3) двигательная деятельность с внезапно меняющимися условиями – бокс, борьба, фехтование, игры, единоборства;
4) упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
В спортивной тренировке используют 2 группы упражнений:
а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений;
б)развивающие – направлены непосредственно на развитие координационных способностей в конкретном виде спорта.
Например: баскетбол – ловля мяча с отскоком от стены.
Основное условие – новизна упражнения.
Методика воспитания двигательно-координационных способностей
Методические подходы
1) обучение с постепенным увеличением координационной сложности (начальное обучение);
2) воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки (игры, единоборства);
3) повышение пространственной, временной и силовой точности восприятия (спортивные игры, спортивная гимнастика, ППФП);
4) преодоление нерациональной мышечной направленности: тонической (сауна, массаж, упражнения на расслабление), координационной (упражнения на расслабление, акцент на расслабление в упражнениях);
5) основные методы:
а) стандартно-повторный;
б) вариативный – основной;
в) игровой и соревновательный.
Методические приемы:
1) увеличение времени сохранения позы;
2) исключение зрительного анализатора;
3) уменьшение площади опоры;
4) введение неустойчивой опоры;
5) введение сопутствующих движений;
6) изменение внешних условий (грунт, покрытие, погода);
7) упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели, лонжи).
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Показатели координации:
1) время на освоение нового движения;
2) время для перестройки при изменении условий выполнения упражнения;
3) координационная сложность выполнения упражнения;
4) точность выполнения упражнения по основным характеристикам;
5) сохранение устойчивости при потере равновесия;
6) стабильность выполнения упражнения .
24. Физическая культура в системе образования и воспитания подрастающего поколения:
-физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста (значение, задачи, особенности средств и методов);
-физическая культура как предмет в общеобразовательной школе;
-формы физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе и других средних учебных заведениях;
-методические особенности физического воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
-особенности методики обучения двигательным действиям школьников разного возраста;
-особенности методики воспитания физических качеств школьников разного возраста;
-воспитание осанки у детей школьного возраста;
-характеристика комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов общеобразовательной школы»;
-физическая культура в режиме дня школы;
-внешкольная физическая культура в системе физического воспитания учащихся школьного возраста;
-внеклассная работа по физическому воспитанию с учащимися школьного возраста;
-физическая культура детей и молодежи школьного возраста в семье;
-методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке; . нагрузка и ее регулирование в школьном уроке физической культуры;
-педагогический анализ школьного урока физической культуры и его составляющие;
-планирование учебно-воспитательного процесса и характеристика основных документов планирования в школе;
-учет успеваемости учащихся на уроках физической культуры;
-научно-методические основы специализированных занятий спортом в школьном возрасте;
-физическое воспитание в вузе (значение, задачи, основные формы);
-особенности физического воспитания студентов в подготовительном, специальном отделениях и в отделении спортивного совершенствования.
Требования к личности учителя физической культуры (преподавателя физического воспитания).
От преподавателя во многом зависит формирование личности его учеников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя.
К важным деловым качествам преподавателя физической культуры (тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигательные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.
К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.
Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в выполнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевыми качествами.
Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учителю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, поддержку и руководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и уважением.
Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Как дирижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновременно руководя всеми необходимо в то же время видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося. Творческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руководить ими в сложных условиях.
Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего труда, специалисту необходимо быть эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях.
Контрольные вопросы:
1. Чем обусловлена взаимосвязь физ. воспитания с другими видами воспитания?
2. Какие задачи ставятся в процессе нравственного воспитания?
3. Назовите основные методы нравственного воспитания.
4. Охарактеризуйте взаимосвязь умственного и физического воспитания.
5. Какими средствами и методами осуществляется умственное воспитание?
6. В чем заключается взаимосвязь физического воспитания с эстетическим?
7. Что относят к средствам трудового воспитания?
8. В чем заключается взаимосвязь физического воспитания с трудовым?
9. Что способствует эффективности воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту?
10. Какими личными и деловыми качествами необходимо обладать преподаватель физической культуры (тренер)?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 317.