Координационные способности и методика их воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.

Типы координационных способностей

I. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений («чувство пространства», «чувство времени»).

II. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

III. Способность выполнять двигательное действие без изменений мышечной напряженности (скованность).

Наиболее благоприятный период для развития координационных способностей: 13-14 лет – улучшение всех координационных характеристик, 11-12 лет- возраст, наиболее поддающийся спортивной тренировке.

Средства воспитания координационных способностей

Основное средство – упражнения повышенной координационной сложности. Сложность упражнения увеличивается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров упражнений; изменение внешних условий (вес, высота, площадь опоры).

В физическом воспитании для воспитания координации используют следующие упражнения и приемы:

1) упражнения гимнастики, особенно подготовительные;

2) освоение правильной техники бега, прыжков и т.д.;

3) двигательная деятельность с внезапно меняющимися условиями – бокс, борьба, фехтование, игры, единоборства;

4) упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

В спортивной тренировке используют 2 группы упражнений:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений;

б)развивающие – направлены непосредственно на развитие координационных способностей в конкретном виде спорта.

Например: баскетбол – ловля мяча с отскоком от стены.

Основное условие – новизна упражнения.

Методика воспитания двигательно-координационных способностей

Методические подходы

1) обучение с постепенным увеличением координационной сложности (начальное обучение);

2) воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки (игры, единоборства);

3) повышение пространственной, временной и силовой точности восприятия (спортивные игры, спортивная гимнастика, ППФП);

4) преодоление нерациональной мышечной направленности: тонической (сауна, массаж, упражнения на расслабление), координационной (упражнения на расслабление, акцент на расслабление в упражнениях);

5) основные методы:

а) стандартно-повторный;

б) вариативный – основной;

в) игровой и соревновательный.

Методические приемы:

1) увеличение времени сохранения позы;

2) исключение зрительного анализатора;

3) уменьшение площади опоры;

4) введение неустойчивой опоры;

 

5) введение сопутствующих движений;

6) изменение внешних условий (грунт, покрытие, погода);

7) упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели, лонжи).

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Показатели координации:

1) время на освоение нового движения;

2) время для перестройки при изменении условий выполнения упражнения;

3) координационная сложность выполнения упражнения;

4) точность выполнения упражнения по основным характеристикам;

5) сохранение устойчивости при потере равновесия;

6) стабильность выполнения упражнения .

 

24. Физическая культура в системе образования и воспитания подрастающего поколения:

-физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста (значение, задачи, особенности средств и методов);

-физическая культура как предмет в общеобразовательной школе;

-формы физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе и других средних учебных заведениях;

-методические особенности физического воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;

-особенности методики обучения двигательным действиям школьников разного возраста;

-особенности методики воспитания физических качеств школьников разного возраста;

-воспитание осанки у детей школьного возраста;

-характеристика комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов общеобразовательной школы»;

-физическая культура в режиме дня школы;

-внешкольная физическая культура в системе физического воспитания учащихся школьного возраста;

-внеклассная работа по физическому воспитанию с учащимися школьного возраста;

-физическая культура детей и молодежи школьного возраста в семье;

-методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке; . нагрузка и ее регулирование в школьном уроке физической культуры;

-педагогический анализ школьного урока физической культуры и его составляющие;

-планирование учебно-воспитательного процесса и характеристика основных документов планирования в школе;

-учет успеваемости учащихся на уроках физической культуры;

-научно-методические основы специализированных занятий спортом в школьном возрасте;

-физическое воспитание в вузе (значение, задачи, основные формы);

-особенности физического воспитания студентов в подготовительном, специальном отделениях и в отделении спортивного совершенствования.

 

Требования к личности учителя физической культуры (преподавателя физического воспитания).

От преподавателя во многом зависит формирование личности его учеников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя.

К важным деловым качествам преподавателя физической культуры (тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигательные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в вы­полнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевы­ми качествами.

Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учи­телю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, поддержку и ру­ководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Как дирижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновременно руководя всеми необходимо в то же вре­мя видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося. Творческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руководить ими в сложных условиях.

Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего тру­да, специалисту необходимо быть ­эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена взаимосвязь физ. воспитания с другими видами воспитания?

2. Какие задачи ставятся в процессе нравственного воспитания?

3. Назовите основные методы нравственного воспитания.

4. Охарактеризуйте взаимосвязь умственного и физического воспитания.

5. Какими средствами и методами осуществляется умственное воспитание?

6. В чем заключается взаимосвязь физического воспитания с эстетическим?

7. Что относят к средствам трудового воспитания?

8. В чем заключается взаимосвязь физического воспитания с трудовым?

9. Что способствует эффективности воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту?

10. Какими личными и деловыми качествами необходимо обладать преподаватель физической культуры (тренер)?

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 317.