Понятие, объект и предмет науки теория государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие, объект и предмет науки теория государства и права.

Теория государства и права как наука - это фундаментальная теоретическая наука об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, формах, функциях и назначении.

Объект теории государства и праваправо и государство (их явления и процессы).

Объектом ТГП представляются правовые и государственные отношения. Также под его определение подпадают: правовые права, законность, формы государственного строя, сам государственный аппарат и политический режим.

Предмет теории государства и праваосновные закономерности становления, оформления, функционирования права и государства, выраженные в обобщенном виде в понятиях, категориях, принципах, теоретических консультациях, через которые раскрываются объективные свойства право-государственных явлений и процессов.

Предметом исследований ТГП являются три главных элемента:

1) возникновения, функционирования развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Предмет может быть только один, а объектов несколько.

Общенаучные методы исследования теории государства и права.

Методология юридической науки – совокупность приемов, способов изучения ее предмета. В обобщенном виде методологическую базу юридической науки составляют общенаучные и собственно юридические методы.

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Общенаучные методы, используются в различных областях научного познания и независят от отраслевой специфики науки:

1)общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика)

- метод диалектики позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления;

2)исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический – метод, основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

– системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

 

Общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти (диктатура) господствующего класса. В условиях господства одного класса над другим неизбежно возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства характерна для недемократических, диктаторских государств.

При общесоциальном подходе государство является эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем диалога и достижения общественного компромисса.

 

Соотношение политической и государственной власти. Понятие и признаки государственной власти.

Узкий подход

Сторонники узкого подхода считают, что под механизмом государства следует понимать систему государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства.

Представители более широкого подхода понимания механизма государства включают в него организации, предприятия, учреждения и т.д. Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.

Широкий подход

Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.

 

14. Понятие государственного органа: признаки и классификация (на примере ДНР, РФ).

Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки государственного органа:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) наделен в этой связи властными полномочиями;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений;

6) имеет материальную базу и финансовые средства.

Классификация органов государства:

По способу образования:

· выборные (представительные органы);

· назначаемые (органы прокуратуры, исполнительно-распорядительные органы);

· наследуемые (наследственный монарх).

По сроку функционирования:

· постоянные – создаются без ограничения срока действия (президент, монарх);

· временные – создаются для достижения краткосрочных целей (ЦИК, ликвидационные, эвакуационные комиссии).

По территории действия:

· общие – распространяются на всю территорию государства (правительство);

· субъектов федерации в федеративном государстве (народные собрания, государственные собрания субъектов федерации);

· местные – действуют в административно-территориальных единицах (краевые, областные, районные исполнительные комитеты).

По характеру компетенции:

· органы общей компетенции (правительство);

· органы специальной компетенции (министерства).

По порядку осуществления компетенции:

· коллегиальные (парламент);

· единоначальные (президент).

По правовым формам деятельности:

· правотворческие (парламент);

· правоприменительные (правительство);

· правоохранительные (полиция);

· контрольно-надзорные (прокуратура, КРУ).

По принципу разделения власти:

· законодательные (монарх);

· исполнительные (правительство);

· судебные (высшие, областные, районные суды).

Типы бюрократии:

· Радикальная бюрократия (она необходимая государству);

· Консервативная бюрократия (духовная ограниченность, обывательский вкус).

 

Форма правления и её виды.

Форма правления – это организация образования и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства). Различают две разновидности формы правления – монархию и республику.

Монархия это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост, и титул, как правило, по наследству и пожизненно.

Признаки монархии:

1) власть главы государства (императора, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;

3) монарх неответственен за принятые им политические решения.

Разновидности монархий:

1) абсолютная монархия (Бахрейн, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, он является законодателем, назначает всех высших должностных лиц государства. Правительство несет ответственность только перед ним;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето. Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3)парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет вето по отношению к законопроектам, либо фактически не применяет вето. Главная отличительная черту парламентарной монархии – формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.

Республика – это такая форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый гражданами на определенный срок.

Республика имеет такие признаки:

1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком;

3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность.

Принято делить республики на такие разновидности:

1) президентскаяреспублика (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Индия, Италия, Германия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;

3) смешанная (президентско-парламентарная) республика (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республики. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.

Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира.

Признаки правового государства:

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

 

Право и экономика

Экономикаодна из сторон материального производства, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права.

Право и политика

Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер.

Если принципы справедливости и свободы, верно, отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву.

Право зависит от политики:

1) любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой;

2) политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, её реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

Право воздействует на политику:

1) конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы, политические права и свободы граждан;

2) делает легитимными политические решения и органы государственной власти, определяет границы и возможности деятельности, как оппозиции, так и правящих структур;

3) гарантирует политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

 

Нормативно-правовой договор

Совместный акт-документ, содержащий новые нормы права, которые устанавливаются по взаимной договоренности между правотворческими субъектами (результат двустороннего или многостороннего соглашения) с целью урегулирования какой-либо жизненной ситуации, и обеспечивается государством.

В отличие от договоров-сделок, имеющих индивидуально-разовый характер, нормативно-правовой договор рассчитан на неоднократное применение: его содержание составляют нормы — правила поведения общего характера (коллективный, трудовой договор и др.). Он имеет существенное значение в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

Особым видом нормативно-правового договора является международно-правовой акт, который (в отличие от внутригосударственного нормативно-правового договора) можно рассматривать в качестве самостоятельного источника права.

Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений и так далее. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов.

Правовая доктрина

Акт-документ, содержащий концептуально оформленные правовые идеи, принципы, которые разработаны учёными в целях совершенствования законодательства, осознаны обществом и признаны государством в качестве обязательных.

Правовая доктрина не во всех странах является источником права. В наши дни роль доктрины важна для правотворчества: она способствует совершенствованию нормативно-правовых актов, созданию новых правовых понятий и категорий, развитию методологии толкования законов.

Правовая доктрина служила непосредственным источником права в англо-американской правовой системе: при решении дела судьи ссылались на труды ученых; а также в религиозно-философской правовой системе: ислам, индуизм, иудаизм имеют в своей основе правила общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов.

 

Правомерные

Неправомерные

 

Способы толкования права.

Способ (прием) толкования права – это совокупность приемов и правил с помощью которых происходит процесс уяснения и разъяснения нормы права.

Главными способами толкования считают следующие:

1) Грамматический (филологический) способ толкования – связан с использованием достижений лингвистики, правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Четкость в определении понятий и терминов, устранение многозначности выражений, используемых в нормативном акте (Казнить нельзя помиловать).

2) Историко-политический способ толкования предлагает обращение к истокам правового предписания, выраженного в нормативном акте. Условия, вызванные необходимостью принятия нормы права.

3) Систематический способ толкования – уяснение содержания нормы права и её связи с другими нормами нормативно-правового акта.

4) Специально-юридический – состоит из уяснения смысла специальных юридических понятий, конструкций, категорий и т.д.

 5) Логический способ толкования – цель заключается в том, чтобы с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил.

 6) Телеологический (целевой) способ – это уяснение смысла цели принятия нормы права.

 

Понятие, объект и предмет науки теория государства и права.

Теория государства и права как наука - это фундаментальная теоретическая наука об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, формах, функциях и назначении.

Объект теории государства и праваправо и государство (их явления и процессы).

Объектом ТГП представляются правовые и государственные отношения. Также под его определение подпадают: правовые права, законность, формы государственного строя, сам государственный аппарат и политический режим.

Предмет теории государства и праваосновные закономерности становления, оформления, функционирования права и государства, выраженные в обобщенном виде в понятиях, категориях, принципах, теоретических консультациях, через которые раскрываются объективные свойства право-государственных явлений и процессов.

Предметом исследований ТГП являются три главных элемента:

1) возникновения, функционирования развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Предмет может быть только один, а объектов несколько.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.