Понятие, объект и предмет науки теория государства и права.
Теория государства и права как наука - это фундаментальная теоретическая наука об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, формах, функциях и назначении.
Объект теории государства и права – право и государство (их явления и процессы).
Объектом ТГП представляются правовые и государственные отношения. Также под его определение подпадают: правовые права, законность, формы государственного строя, сам государственный аппарат и политический режим.
Предмет теории государства и права – основные закономерности становления, оформления, функционирования права и государства, выраженные в обобщенном виде в понятиях, категориях, принципах, теоретических консультациях, через которые раскрываются объективные свойства право-государственных явлений и процессов.
Предметом исследований ТГП являются три главных элемента:
1) возникновения, функционирования развития государства и права;
2) развития правовой культуры и правосознания;
3) применения, соблюдения и исполнения норм права.
Предмет может быть только один, а объектов несколько.
Общенаучные методы исследования теории государства и права.
Методология юридической науки – совокупность приемов, способов изучения ее предмета. В обобщенном виде методологическую базу юридической науки составляют общенаучные и собственно юридические методы.
Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.
Общенаучные методы, используются в различных областях научного познания и независят от отраслевой специфики науки:
1)общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика)
- метод диалектики позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления;
2)исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
3) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;
4) логический – метод, основанный на использовании:
– анализа – разделения объекта на части;
– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;
– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;
– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;
– системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;
Общесоциальный.
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти (диктатура) господствующего класса. В условиях господства одного класса над другим неизбежно возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства характерна для недемократических, диктаторских государств.
При общесоциальном подходе государство является эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем диалога и достижения общественного компромисса.
Соотношение политической и государственной власти. Понятие и признаки государственной власти.
Узкий подход
Сторонники узкого подхода считают, что под механизмом государства следует понимать систему государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства.
Представители более широкого подхода понимания механизма государства включают в него организации, предприятия, учреждения и т.д. Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.
Широкий подход
Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.
14. Понятие государственного органа: признаки и классификация (на примере ДНР, РФ).
Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.
Признаки государственного органа:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
2) образован и действует на основе правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) наделен в этой связи властными полномочиями;
5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений;
6) имеет материальную базу и финансовые средства.
Классификация органов государства:
По способу образования:
· выборные (представительные органы);
· назначаемые (органы прокуратуры, исполнительно-распорядительные органы);
· наследуемые (наследственный монарх).
По сроку функционирования:
· постоянные – создаются без ограничения срока действия (президент, монарх);
· временные – создаются для достижения краткосрочных целей (ЦИК, ликвидационные, эвакуационные комиссии).
По территории действия:
· общие – распространяются на всю территорию государства (правительство);
· субъектов федерации в федеративном государстве (народные собрания, государственные собрания субъектов федерации);
· местные – действуют в административно-территориальных единицах (краевые, областные, районные исполнительные комитеты).
По характеру компетенции:
· органы общей компетенции (правительство);
· органы специальной компетенции (министерства).
По порядку осуществления компетенции:
· коллегиальные (парламент);
· единоначальные (президент).
По правовым формам деятельности:
· правотворческие (парламент);
· правоприменительные (правительство);
· правоохранительные (полиция);
· контрольно-надзорные (прокуратура, КРУ).
По принципу разделения власти:
· законодательные (монарх);
· исполнительные (правительство);
· судебные (высшие, областные, районные суды).
Типы бюрократии:
· Радикальная бюрократия (она необходимая государству);
· Консервативная бюрократия (духовная ограниченность, обывательский вкус).
Форма правления и её виды.
Форма правления – это организация образования и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства). Различают две разновидности формы правления – монархию и республику.
Монархия – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост, и титул, как правило, по наследству и пожизненно.
Признаки монархии:
1) власть главы государства (императора, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;
2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;
3) монарх неответственен за принятые им политические решения.
Разновидности монархий:
1) абсолютная монархия (Бахрейн, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, он является законодателем, назначает всех высших должностных лиц государства. Правительство несет ответственность только перед ним;
2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето. Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;
3)парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет вето по отношению к законопроектам, либо фактически не применяет вето. Главная отличительная черту парламентарной монархии – формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.
Республика – это такая форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый гражданами на определенный срок.
Республика имеет такие признаки:
1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;
2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком;
3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность.
Принято делить республики на такие разновидности:
1) президентскаяреспублика (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;
2) парламентарная республика (Венгрия, Индия, Италия, Германия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;
3) смешанная (президентско-парламентарная) республика (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республики. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.
Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира.
Признаки правового государства:
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Основными признаками правового государства являются:
1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3) взаимная ответственность личности и государства;
4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
6) стабильность законности и правопорядка в обществе.
Право и экономика
Экономика — одна из сторон материального производства, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права.
Право и политика
Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер.
Если принципы справедливости и свободы, верно, отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву.
Право зависит от политики:
1) любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой;
2) политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.
Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, её реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.
Право воздействует на политику:
1) конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы, политические права и свободы граждан;
2) делает легитимными политические решения и органы государственной власти, определяет границы и возможности деятельности, как оппозиции, так и правящих структур;
3) гарантирует политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.
Нормативно-правовой договор
Совместный акт-документ, содержащий новые нормы права, которые устанавливаются по взаимной договоренности между правотворческими субъектами (результат двустороннего или многостороннего соглашения) с целью урегулирования какой-либо жизненной ситуации, и обеспечивается государством.
В отличие от договоров-сделок, имеющих индивидуально-разовый характер, нормативно-правовой договор рассчитан на неоднократное применение: его содержание составляют нормы — правила поведения общего характера (коллективный, трудовой договор и др.). Он имеет существенное значение в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.
Особым видом нормативно-правового договора является международно-правовой акт, который (в отличие от внутригосударственного нормативно-правового договора) можно рассматривать в качестве самостоятельного источника права.
Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений и так далее. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов.
Правовая доктрина
Акт-документ, содержащий концептуально оформленные правовые идеи, принципы, которые разработаны учёными в целях совершенствования законодательства, осознаны обществом и признаны государством в качестве обязательных.
Правовая доктрина не во всех странах является источником права. В наши дни роль доктрины важна для правотворчества: она способствует совершенствованию нормативно-правовых актов, созданию новых правовых понятий и категорий, развитию методологии толкования законов.
Правовая доктрина служила непосредственным источником права в англо-американской правовой системе: при решении дела судьи ссылались на труды ученых; а также в религиозно-философской правовой системе: ислам, индуизм, иудаизм имеют в своей основе правила общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов.
Правомерные
Неправомерные
Способы толкования права.
Способ (прием) толкования права – это совокупность приемов и правил с помощью которых происходит процесс уяснения и разъяснения нормы права.
Главными способами толкования считают следующие:
1) Грамматический (филологический) способ толкования – связан с использованием достижений лингвистики, правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Четкость в определении понятий и терминов, устранение многозначности выражений, используемых в нормативном акте (Казнить нельзя помиловать).
2) Историко-политический способ толкования предлагает обращение к истокам правового предписания, выраженного в нормативном акте. Условия, вызванные необходимостью принятия нормы права.
3) Систематический способ толкования – уяснение содержания нормы права и её связи с другими нормами нормативно-правового акта.
4) Специально-юридический – состоит из уяснения смысла специальных юридических понятий, конструкций, категорий и т.д.
5) Логический способ толкования – цель заключается в том, чтобы с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил.
6) Телеологический (целевой) способ – это уяснение смысла цели принятия нормы права.
Понятие, объект и предмет науки теория государства и права.
Теория государства и права как наука - это фундаментальная теоретическая наука об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, формах, функциях и назначении.
Объект теории государства и права – право и государство (их явления и процессы).
Объектом ТГП представляются правовые и государственные отношения. Также под его определение подпадают: правовые права, законность, формы государственного строя, сам государственный аппарат и политический режим.
Предмет теории государства и права – основные закономерности становления, оформления, функционирования права и государства, выраженные в обобщенном виде в понятиях, категориях, принципах, теоретических консультациях, через которые раскрываются объективные свойства право-государственных явлений и процессов.
Предметом исследований ТГП являются три главных элемента:
1) возникновения, функционирования развития государства и права;
2) развития правовой культуры и правосознания;
3) применения, соблюдения и исполнения норм права.
Предмет может быть только один, а объектов несколько.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.