Управление качеством проекта – планирование, обеспечение и контроль качества для удовлетворения потребностей и достижения целей проекта; распространяется как на продукт проекта, так и на процессы управления и выполнения проекта.
В профессиональной среде управления проектами принято выделять три процесса управления качеством – это планирование, обеспечение и контроль качества.
Планирование качества – процесс определения требований и / или стандартов качества для проекта и продукта, а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать соответствие установленным требованиям и стандартам.
План качества может иметь разные формы представления, в том числе он может быть подготовлен в виде простого текстового описания, таблицы, матрицы, схем процессов управления качеством в проекте.
Важным вопросом при планировании качества в проектах является выбор и определение метрик качества – параметров проекта и продукта проекта. Выбор метрик качества для продукта зависит от его типа. Общепризнанные или общераспространенные метрики качества продуктов представлены в международных, национальных или отраслевых стандартах. При этом при установлении параметров качества необходимо принимать во внимание то, что качество – явление динамическое. Поэтому периодически может возникать потребность пересмотра требований к качеству и, соответственно, метрик качества.
Обеспечение качества – процесс регулярной оценки общего хода выполнения проекта для обеспечения соответствия принятым стандартам и оговоренным требованиям.
Для выполнения процесса обеспечения качества могут быть использованы определенные методы и инструменты (будут рассмотрены в третьем разделе данной лекции), а также аудит качества.
Аудиты могут быть внутренними и внешними. Внутренние аудиты проводятся «первой стороной» – самой организацией для внутренних целей. Внешние аудиты выполняются «второй» и «третьей» сторонами. Ко «второй стороне» относятся представители заказчика, клиента или инвестора; к «третьей стороне» – независимая организация.
Контроль качества – процесс проверки результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.
Контроль качества может выполняться отделом качества, офисом управления проектами компании, представителями заказчика и инвестора, членами команды проекта.
Планирование качества охватывает и продукт, и управление проектом, и процессы создания продукта. Обеспечение качества продукта достигается за счет выполнения процессов управления проектом по определенным правилам и стандартам. Контроль качества в большей степени ориентирован на продукт проекта.
Основные принципы, на которых строится управление качеством, включают: 1) удовлетворенность потребностей заказчика; 2) предотвращение важнее проверок; 3) постоянное совершенствование.
Для совершенствования процессов проекта целесообразно использовать цикл PDCA Шухарта-Деминга. Цикл PDCA включает такие этапы, как планирование (plan), реализация (do), проверка (check) и воздействие (act).
Цикл повторяется до совпадения результата с планом, хотя последний может периодически изменяться в соответствии с требованиями заказчика и / или потребителей, и поэтому является основным для достижения требуемого качества.
В качестве отправной точки может выступать не план, а стандарт (standard). В этом случае говорят о цикле SDCA.
Рис. 9.1. Схема взаимодействия циклов PDCA и SDCA
Следует отметить, что цикл PDCA применяется в случае необходимости достижения существенного улучшения качества или при создании новой продукции. Цикл SDCA больше подходит для плавного улучшения качества в рамках процессно-ориентированного производства.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Все методы управления качеством можно подразделить на три группы:
1) методы контроля качества; 2) методы обеспечения качества; 3) стратегические методы управления качеством.
В данном курсе лекций далее будут рассмотрены только первые две группы методов управления качеством.
Таблица 9.1
Методы управления качеством
Методы контроля качества | Методы обеспечения качества | Стратегические методы управления качеством |
1. Контрольный листок 2. Гистограмма 3. Диаграмма разброса 4. Стратификация (расслаивание) данных 5. Диаграмма Парето 6. Диаграмма Исикавы 7. Контрольная карта | 1. Диаграмма сродства 2. Диаграмма связей 3. Древовидная диаграмма 4. Матричная диаграмма или таблица качества 5. Стрелочная диаграмма 6. Диаграмма процесса осуществления программы 7. Матрица приоритетов | 1. Оценка привлекательности бизнеса 2. Бенчмаркинг 3. Анализ сегментирования рынка 4. Оценка рыночной позиции 5. Управление портфелем проектов 6. Стратегический анализ факторов развития 7. Оптимизация ресурсов |
Методы контроля качества
Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их первичной обработки (упорядочения) для облегчения дальнейшего использования собранной информации. Данный инструмент находится в центре инструментов контроля качества. Какие бы проблемы в области качества не возникали в рамках проекта, их решение всегда начинается со сбора исходных данных, на базе которых затем применяют другие необходимые методы и инструменты.
Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества продукта или процесса в определенный интервал значений.
Диаграмма Исикавы – диаграмма причины-следствия («рыбий скелет») – инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).
Рис. 9.2. Диаграмма Исикавы по снижению
коэффициента качества ремонта вагонов
Диаграмма разброса (поле корреляции) – инструмент, позволяющий определить вид (прямая или обратная) и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
Стратификация – это процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным. В производственных процессах часто используется метод 5М, учитывающий факторы, зависящие от человека (man), машины (machine), материала (material), метода (method), измерения (measurement).
Возможны следующие варианты расслаивания:
1) расслаивание по исполнителям (по квалификации, полу, стажу работы и т. д.);
2) расслаивание по машинам и оборудованию (по новому и старому оборудованию, марке, конструкции, производителю и т. д.);
3) расслаивание по материалу (по месту производства, производителю, партии, качеству сырья и т. д.);
4) расслаивание по способу производства (по температуре, технологическому приему, месту производства и т. д.);
5) расслаивание по измерению (по методу измерения, типу измерительных средств или их точности и т. д.).
В проектах предоставления услуг для расслаивания используется метод 5P, учитывающий факторы, зависящие от работников (peoples) сервиса; процедур (procedures) сервиса; потребителей, являющихся фактическими покровителями (patrons) сервиса; места (place), где осуществляется сервис; поставщиков (provisions) ресурсов, необходимых для осуществления сервиса.
Контрольные карты – инструмент, позволяющий отслеживать протекание процесса и воздействовать на него, чтобы предупредить отклонения от предъявляемых к процессу требований. В основе метода построения контрольных карт лежит представление о вариабельности рассматриваемого процесса.
При построении контрольных карт на оси ординат откладываются значения контролируемого параметра, а на оси абсцисс – время взятия выборки или ее номер. Как правило, на контрольной карте указывают три линии. Центральная линия показывает требуемое среднее значение характеристики контролируемого параметра качества. Две другие линии – верхний и нижний контрольный предел – представляют собой максимально допустимые пределы изменения значений контролируемой характеристики (показателя качества), чтобы считать процесс удовлетворяющим предъявляемым к нему требованиям.
Если график находится в рамках верхнего и нижнего контрольного предела, то процесс считается контролируемым. Если же он выходит за контрольные пределы или имеет необычную форму, то процесс считается вышедшим из-под контроля.
Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий выявить основные причины какого-либо явления, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать. Диаграмма Парето является разновидностью столбчатого графика с кумулятивной кривой, в которой факторы распределены в порядке уменьшения значимости (силы влияния на объект анализа). В основе диаграммы Парето лежит принцип 80/20, согласно которому 20 % причин приводят к 80 % проблем. Поэтому целью построения диаграммы является выявление прежде всего этих 20 % причин для концентрации усилий по их устранению.
Рис. 9.3. Диаграмма Парето по причинам отцепок вагонов
Методы обеспечения качества
Диаграмма сродства – это инструмент, предназначенный для группировки идей или вариантов по категориям. Очень часто диаграммы сродства используются для систематизации идей, высказываемых при мозговом штурме. После того, как в процессе мозгового штурма были выдвинуты различные идеи, их нужно оценить. Для того чтобы лучше сделать это, каждую из высказанных идей целесообразно отнести в той или иной категории. Совокупность категорий в свою очередь должна исчерпывать обсуждаемую тему.
Диаграмма связей – инструмент, позволяющий выявить логические связи между исследуемым результатом (проблемой) и причинами (данными), которые ведут к возникновению проблемы. При построении диаграммы связей сначала определяют изучаемую проблему, затем формулируют причины, которые могут влиять на ее возникновение, после чего выявляются логические связи между проблемой и причинами, которые ее вызывают.
Древовидная диаграмма – это инструмент, который позволяет проводить более целенаправленный и систематический анализ и разрешение центральной проблемы, причины которой представляются на различных уровнях.
Матричная диаграмма – это инструмент, позволяющий выявить важность различных связей между исследуемыми объектами.
Стрелочная диаграмма – это инструмент, который позволяет спланировать оптимальные сроки проведения требуемых работ и достижения поставленных целей, а также контролировать их выполнение (например, диаграмма Ганта).
Диаграмма процесса осуществления программы (блок-схема). Блок-схемы представляют собой диаграмму, отражающую последовательность действий и решений, необходимых для получения требуемого результата.
Матрица приоритетов – это инструмент, предназначенный для обработки большого количества числовых данных, которые получены при построении матричных диаграмм с целью выявления приоритетных данных.
Таким образом, существует большое разнообразие методов управления качеством проекта, имеющих различные области применения. Выбор из этого перечня нескольких методов и их применение позволяют осуществить проект и разработать его продукт в соответствии с требуемым уровнем качества.
Контрольные вопросы
1. Что подразумевается под понятиями «качество продукта проекта» и «качество проекта»?
2. Какие ученые занимались вопросами управления качеством в организациях?
3. На основе каких стандартов осуществляются процессы управления качеством, в том числе качеством проекта.
4. Дайте определение понятиям «аудит», «мониторинг» и «экспертиза проекта».
5. Охарактеризуйте сущность управления качеством проекта.
6. Перечислите ключевые и дополнительные аспекты качества проекта.
7. В чем заключаются основные принципы, на основе которых стоится управление качеством в проектах?
8. Что может включать в себя план управления качеством проекта? Какие методы целесообразно использовать при планировании качества в проекте?
9. Что такое циклы PDCA и SDCA? Каковы особенности взаимодействия этих циклов между собой?
10. Охарактеризуйте последовательность этапов построения диаграммы Парето.
11. Как может быть использован бенчмаркинг в области управления проектами?
12. Каким образом в проектах выполняется процесс обеспечения качества?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Э.А., Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Шестопал Ю.Т. Управление качеством: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Баткаева И.А., Ивановская Л.В., Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – URL: http://znanium.com/go.php?id=400593
3. Биннер Х. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
4. Демарко Т. Deadline. Роман об управлении проектами. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
5. Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды. – СПб.: Символ-Плюс, 2009.
6. Кемп С. Управление проектами. Без мистики. – М.: Гиппо, 2010.
7. Кутузов А.С., Павлов А.Н., Шаврин А.В., Бондаренко А.Н. Шаблоны документов для управления проектами (+ CD-ROM). – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
8. Лич Л. Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи. – М.: Альпина Паблишер, 2010.
9. Мазур И.И., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В., Шапиро В.Д. Управление проектами: учеб. пособие. – М.: ОМЕГА-Л, 2009.
10. Никонов В. Управление рисками. Как больше зарабатывать и меньше терять. – М.: Альпина Паблишер, 2009.
11. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
12. Одегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. Оценка эффективности работы с персоналом. – М.: Альфа-Пресс, 2011.
13. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала. – М.: Альфа-пресс, 2010.
14. Павлов А.Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK. Изложение методологии и опыт применения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
15. Попов Ю. И. Управление проектами : учеб. пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. – М. : ИНФРА-М, 2015. – URL: http://znanium.com/go.php?id=492857
16. Поташева Г. А. Управление проектами : учеб. пособие / Г.А. Поташева. – М. : ИНФРА-М, 2016. – URL: http://znanium.com/go.php?id=504494
17. Романова М.В. Управление проектами : учеб. пособие / М.В. Романова. – М. : ФОРУМ, 2014. – URL: http://znanium.com/go.php?id=417954
18. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика : Учебник / А.Ю. Сооляттэ. – М. : СИНЕРГИЯ, 2012. – URL: http://znanium.com/go.php?id=451379
19. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2012.
20. Ципес Г.Л., Товб А.С. Проекты и управление проектами в современной компании. – М.: Олимп-Бизнес, 2009.
Интернет-ресурсы
1. http://pmi.org/ – Институт управления проектами (The World’s Leading Professional Association for Project Management).
2. http://pmi.ru/ – Московское отделение Института управления проектами.
3. http://ipma.ch/ – Международная ассоциация управления проектами.
4. http://sovnet.ru/ – Российская ассоциация управления проектами «СОВНЕТ».
5. http://pmexpert.ru/library/ – Библиотека компании «PM Expert».
6. http://pmmagazine.ru/ – Журнал «Управление проектами».
7. http://projectm.narod.ru/public.html/ – Статьи и публикации по управлению проектами и менеджменту.
8. http://pmtoday.ru/ – Статьи по управлению проектами.
9. http://pmsoft.ru/articles/ – Статьи и публикации по управлению проектами.
10. http://projectmanagement.ru/ – Форум по управлению проектами в России.
Учебное пособие
Алёна Дмитриевна Галюк
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Курс лекций
для студентов направления подготовки
38.03.03 «Управление персоналом» всех форм обучения
Редактор
Подписано в печать_________
Усл.печ.л. ________
Формат________ Тираж ________экз. Заказ._______
Издательство УрГУПС
620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, УрГУПС
Дата: 2018-12-21, просмотров: 491.