Стадии проектирования и их этапы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Литература, рекомендуемая для использования

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1 Кинематическая схема привода Задание на курсовую работу 2 Параметры проектируемого привода. Задание на курсовую работу

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ

3 Определение требуемой мощности асинхронного электродвигателя и частоты вращения его ротора. Подбор электродвигателя по каталогу. [5, c. 5-7],  [7, c. 119-121], [9, с. 15-17], [12, с. 4],  [14, с. 40-41]

Продолжение таблицы 5.1

 

4 Определение значения общего передаточного числа привода и его разбивка по ступеням и полный кинематический расчет привода. Определение мощностей, частот вращения, угловых скоростей и крутящих моментов на отдельных элементах привода. [5, c. 7- 10], [7, c. 119-121],  [9, с. 17-20],  [12, с. 5-6], [14, с. 41-46]
5   Ориентировочный расчет валов с учетом только передаваемого крутящего момента, предварительный выбор подшипников, определение размеров элементов корпуса. [5, с. 45-52], [7, с. 314-315], [9, с. 114-115], [12, с. 158], [14, с. 110-116]
6 Выбор материалов колес зубчатой передачи редуктора (закрытой передачи) или материалов червяка и венца червячного колеса (для червячных редукторов) и определение их механических характеристик [5, c. 11-17, 32-35], [7, с. 167-175], [9, c.22-26, 98-99], [12, c.27-28, 54-55], [14, с. 59-60, 74-76]
7 Определение размеров элементов закрытой зубчатой (или червячной) передачи на основании расчета на усталостную контактную прочность [5, с. 17-26, 35-40], [7, с. 128-151], [9, с. 31-42, 103-104], [12, с. 27-29, 55-59], [14, с. 61-64, 76-77]
8 Эскизная проработка конструкций элементов закрытой зубчатой (или червячной) передачи с необходимым округлением значений размеров до стандартных. [5, с. 53-57], [9, с. 116-123], [12, с. 45,55], [14, с. 158-160]
9 Проверка прочности зубьев колес закрытой зубчатой передачи (или зубьев колеса червячной передачи) по контактным напряжениям и (при необходимости) корректировка размеров передачи [5, с. 24,37], [7, с. 126-156, 218-222], [9, с. 31-42, 98-99], [12, с. 29-41, 54-55], [14, с. 64-65, 76-77]
10 Определение составляющих силы в зацеплении закрытой зубчатой (или червячной) передачи [5, с. 14, 19], [7, с. 133, 217], [9, с. 46, 102], [12, с. 41, 63]

Продолжение таблицы 5.1

 

11 Проверка прочности зубьев колес закрытой зубчатой передачи (или колеса червячной передачи) по изгибным усталостным напряжениям и (при необходимости) корректировка размеров передачи [5, с. 25, 39], [7, с. 126-156, 218-222],  [9, с. 45, 101], [12, с. 41-47, 59-64], [14, с. 65-68, 77-78]
12 Определение коэффициента полезного действия (КПД) червячной передачи и тепловой расчет для червячных редукторов [5, с. 38-40], [7, с. 215,225], [9, с. 102], [12, с. 58, 255],  [14, с. 77, 273-275]
13   Расчет клиноременной передачи (если она есть в заданной схеме привода). Эскизная проработка конструкций элементов клиноременной передачи   [5. с. 318-330], [7, с. 267-293], [9. с.333-354], [12, с. 118-139], [14, с. 80-92]
14 Расчет цепной передачи (если она есть в заданной схеме привода). Эскизная проработка конструкций элементов цепной передачи [5, с. 331-333], [7, с. 293-307], [9, с. 355-369], [12, с. 139-146], [14, с. 92-99]
15 Расчет открытой зубчатой передачи (если она есть в заданной схеме привода). Эскизная проработка элементов открытой зубчатой передачи [5, с. 8-20, 41-45, 48-52], [9, с. 45-46], [14, с. 92]
16 Обоснование выбора способов смазки  для элементов привода и назначение смазочных материалов для элементов привода [5, с. 199-214], [9, с. 232-233], [14, с. 254-265]
17 Эскизная компоновка привода [5, с. 45-55, 56-79], [9, с. 115-124], [12, с. 301-303,374-375], [14, с. 116]
18 Определение реакций в опорах привода [5, с. 83-102], [7, с 314-316], [9, с. 125-128], [12, с. 158-159], [14, с. 134-139]
19   Проектный расчет валов привода.   [5, с. 178- 199], [7, с. 107-111, 179, 180, 236-240], [9, с. 128-129], [12, с. 158-159], [14, с. 110-133]

Продолжение таблицы 5.1

 

20 Проверка ранее назначенных подшипников качения привода по динамической грузоподъемности и по долговечности (в случае необходимости – корректировка типоразмеров подшипников). Выбор схем подшипниковых узлов.

[5, с. 109-114], [7, с. 330-348],

 [9, с. 163-167], [12, с. 176-211],

[14, с. 140-150]

21 Подбор соединительных муфт в соответствии с условиями работы и согласно заданию.

[5, с.334-367], [7, с. 366-401],

[9, с. 301-311], [12, с. 268-282],

[14, с. 250-254]

 

    По принятым диаметрам валов производится подбор шпонок по сечению (длина их принимается по ширине зубчатых колес) и их проверка на срез и смятие.

 

[5, с.178-19], [7, с. 91-98],

[9, с. 186-197], [12, с. 168-76],

[14, с. 193-194]

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

21

Конструктивная компоновка привода

[1], [2], [3], [5, с. 289-312],  [7, с. 144-240], [9, с. 115-124, 312-324], [14, с. 158-193]
22

Проверочные расчеты валов привода.

Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Определение коэффициентов запаса прочности для возможных опасных поперечных сечений входного и выходного валов сечений редуктора

[5, с. 190-198],  [7, с. 315-316], [9, с. 142-151], [12, с. 158-167], [14, с. 139-140]
23

Нанесение размеров, номеров позиций. Назначение необходимых допусков и посадок.

[9, с. 197-200], [12, с. 318, 381], [14, с. 194-200]
24

Окончательное оформление чертежей общего вида редуктора. Выполнение текстовой части чертежей общего вида редуктора

  [1], [2], [3], [5, с. 379-390], [12, с. 318, 381], [14, с. 332-342]
       

Продолжение таблицы 5.1

 

РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

25 Выполнение рабочих чертежей выходного вала редуктора и выходного колеса редуктора [5, с. 390-421], [9, с. 61-67, 110-114], [14, с. 280, 298-332]
26 Оформление текстовой документации проекта (пояснительной записки и спецификаций) [5, с. 429-449], [14, с. 342-350]

 





ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Оформление пояснительной записки. Расчётно-пояснительная записка должна выполняться в соответствии с действующим стандартом предприятия. Данный стандарт является обязательным приложением настоящего учебно-методического пособия. В стандарте даны все необходимые материалы по оформлению проекта, включая титульный лист и рабочие листы, обозначению нумерации проекта и составляющих чертежей, форм и заполнению спецификаций, форм технических заданий на проектирование, выполнению иллюстративной части расчётно-пояснительной записки. В соответствии с данным стандартом выполняются курсовые работы по другим дисциплинам, а также дипломный проект.

Расчетно-пояснительная записка начинается с титульного листа.

В начале пояснительной записки должны быть приведены: а) схема привода или схема транспортной машины с чис­ловыми данными; б) краткое описание всего устройства; в) перечень разрабатываемых узлов.

После этого в записке должны быть изложены следующие вопро­сы: а) определение мощности электродвигателя; б) подбор электродви­гателя по каталогу; в) проверка выбранного электродвигателя для транспортирующей машины по величине пускового момента; г) выбор типа передач транспортирующей машины и обоснование этого выбора; д) определение общего передаточного числа привода машины; е) разбивка общего передаточного числа привода на передаточные числа отдельных передач и обоснование выбранных пе­редаточных чисел отдельных передач; ж) определение мощности, угло­вой скорости и вращающего момента для каждого вала передач при­вода.

Затем в разделах записки по каждому узлу должны быть указаны: а) исходные данные для проектирования узла; б) обоснование конст­рукции узла и выбор материалов деталей; в) исчерпывающий расчет на прочность, жёсткость, долговечность и изнашивание всех основных элементов привода; г) размеры расчётные и конструктивно – технологические; д) описание сборки редуктора, системы смазки и эксплуатации.

Каждый студент получает и выполняет индивидуальное задание в соответствии со своим шифром. Задания приведены в настоящем пособии и содержат: наименование проекта, кинематическую схему проектируемой машины, величины заданных параметров, указания к выполнению графической части.

В записке также приводится оглавление, содержащее перечень этапов расчета. Запись производится чернилами или текстом компьютерным набором на одной стороне листа. С правой сто­роны каждого листа оставляют поле 30 мм, на которое выносят раз­меры и величины, принятые для конструирования и дальнейшего рас­чета, а также выписывают стандарт, нормаль, ссылку на литературный источник. С левой стороны оставляют поле 20 мм для брошюровки. Для каждого этапа расчета дают четко сформулированный заголовок с указанием, какую деталь рассчитывают и на какой вид работоспо­собности.

Расчеты деталей машин рекомендуется производить, за некоторым исключением, в единицах СИ —  м, мм, Н, кН, МН, м, Па, МПа.

Достаточная точность машиностроительных расчетов для сил — в десятке чисел Н, для моментов — в десятых долях чисел Нм и для напряжений — в десятых долях чисел МПа; при этом 0,5 и больше считается за единицу, а меньшая дробь отбрасывается. Для линейных размеров в миллиметрах берут только целые числа, следовательно, при сантиметрах достаточно закончить первым десятичным знаком. Лишь в особых случаях нужна большая точность — до десятых и даже до сотых долей миллиметра, например, при конусах, винтовой нарезке и в профилировании зубьев.

Все сказанное относится только к расчету, а не к изготовлению и обработке, где требуемая точность выражается в десятых, сотых и в тысячных долях миллиметра.

При технических расчетах следует брать = 3,14; = 10; g = 10 (если ускорение силы тяжести g в м/с2); = 0,1; = 0,05; = 0,2 и т. д.

Расчет рекомендуется писать как в целях облегчения проверки его самим студентом, или другим лицом, так и во избежание ошибок в такой форме: сначала должна быть написана формула в буквах; затем ту же формулу без всяких алгебраических преобразований пишут в цифрах; после этого пишется результат вычисления. Например, при определении делительного диаметра зубчатого колеса расчет следует писать так: мм, где z — число зубьев колеса, a m — модуль зацепления. Несоблюдение указанного правила затрудняет чтение и проверку расчета и, кроме того, может привести к ошибке.

Расчет следует оформить с достаточно ясными заголовками, в опреде­ленном порядке, с необходимым пояснительным текстом, сопровождать эскизами рассчитываемых деталей, а также схемами сил и эпюрами моментов, действующих на эти детали. При необходимости к эскизам деталей надо давать также расчетные сечения.

Эскизы рассчитываемых деталей и расчетные сечения выполняют с соблюдением условностей ГОСТов на чертежи. На эскизах и сечениях размеры должны быть поставлены в тех же буквах, какие имеются в расчетных формулах.

При расчете все время необходимо следить за однородностью фор­мул.

Наконец, необходимо отметить, что при проектировании машин и их деталей на первом месте всегда должен быть физический смысл рассматриваемого вопроса, а расчет является лишь вспомогательным средством. Увлечение абстрактным расчетом в ущерб конструктивной стороне проектирования, выявляемой лишь с помощью чертежа, часто ведет к полной неудаче «точно рассчитанной» конструкции и к излиш­ней трате труда, времени и средств при ее изготовлении и обработке.

  Эскизный проект. Эскизный проект следует выполнить для всего привода, состоящего из асинхронного электродвигателя, муфты, одноступенчатого редуктора и открытой передачи.

Должен быть выполнен общий вид привода на стадии «Эскизный проект» с максимальными упрощениями (по ГОСТ 2.119-73 и другим стандартам ЕСКД). На этой стадии проектирования разрабатывается схема деления изделия на составные части (по ГОСТ 2.711-82).

Составные части изделия изображают упрощенно, если при этом понятны конструктивное устройство, взаимодействие составных частей и принцип работы изделия.

Эскизный проект привода должен быть выполнен карандашом на бумаге с миллиметровой сеткой или на чертежной бумаге. Возможно выполнение чертежей на персональном компьютере с распечаткой результатов на принтере или на плоттере.

При выполнении эскизного проекта привода студент должен решить ряд конструкторских задач:

- выбрать и разработать конструкции основных деталей с учетом максимального обеспечения их технологичности;

- выбрать типы соединений деталей, способы фиксации деталей на валах;

- выбрать способы фиксации валов в опорах;

- предусмотреть возможность сборки и разборки узлов, регулировки зазоров в зацеплениях зубчатых колес и  подшипниках;

- предусмотреть возможность натяжения ремня в ременной передаче и цепи - в цепной;

- выбрать системы смазки зацепления и подшипников;

- выбрать виды уплотняющих устройств.

На эскизном чертеже общего вида привода должны быть приведены:

- габаритные, установочные и присоединительные размеры (причем установочные и присоединительные размеры должны быть с предельными отклонениями);

- номера позиций сборочных единиц, составляющих привод, и номера деталей, не вошедших в сборочные единицы;

- техническая характеристика привода;

- технические требования.

Эскизная компоновка позволяет определить ориентировочное (значение следует округлить) расстояние между двумя подшипниками вала (между серединами подшипников) и тем самым подготовить расчетную схему вала. Эскизная компоновка позволит увидеть недостатки расчета и выбора геометрических параметров колес и найти пути их устранения. Изменяя материал зубчатых или червячных колес и технологию их изготовления, уточняя и изменяя значения расчетных коэффициентов и передаточных чисел соответствующих ступеней, путем повторных расчетов можно добиться лучшей конструкции рассчитываемых передач. Пример оформления эскизной компоновки приводится в приложении Б.

Технический проект. Приступать к вычерчиванию необходимо сейчас же, как только предварительный расчет даст достаточно данных для чертежа. Чертеж и расчет должны производиться параллельно, таким образом, чтобы расчет лишь немного опережал чертеж, иначе неизбежны ошибки, которые могут быть выявлены лишь впоследствии, что повлечет за со­бой большую потерю труда и времени. Поэтому следует придержи­ваться правила: все полученные расчетом размеры немедленно прове­рять путем нанесения их на чертеж.

При проектировании машин и их деталей и при выполнении чер­тежей необходимо руководствоваться ГОСТами на чертежи в машино­строении. Однако рекомендованные ЕСКД упрощенные и условные изображения, как, например, для резьбовых деталей и подшипников качения, при учебном проектировании с учебно-методической точки зре­ния недопустимы, так как студенты должны изучить не только конструк­цию и назначение деталей и узлов, но и взаимодействие их в машине.

Чертить необходимо сразу во всех проекциях, в противном случае могут быть задержки и ошибки при вычерчивании. Число проекций должно быть минимальным, но с тем условием, чтобы ясность в чертежах устройства машины, а также ее узлов и деталей была полная. В простейших случаях, например для тел вращения, достаточно двух проекций, а иногда даже одной. На машиностроительных чертежах особенно важны разрезы, выяс­няющие внутреннее устройство машины, ее узлов и деталей.

Выбирать проекции и разрезы следует так, чтобы при наименьшем их числе не только форма, но и все размеры каждой детали выяснились полностью. Пустотелые части рекомендуется показывать в разрезах, а ребристые и плоские — в наружном виде. Масштаб чертежей по возможности должен быть выбран 1:1, при невозможности использования этого масштаба допускается меньший масштаб, выбираемый по ГОСТу.

Так как при выполнении курсового проекта не прорабатывается полный пакет конструкторской документации по редуктору, то в учебном проектировании при разработке технического проекта редуктора упрощения не допускаются, за исключением того, что можно не указывать на чертеже мелкие элементы: фаски, скругления, углубления, выступы, насечки, рифление, надписи на табличках и т.п.

На чертеже общего вида редуктора должны быть:

- изображены виды, разрезы и сечения редуктора, нанесены надписи и текстовая часть, необходимые для понимания конструктивного устройства редуктора, взаимодействия его составных частей и принципа работы редуктора;

- указаны все посадочные размеры с обозначением посадок по ГОСТ 25346-82 и ГОСТ 25347-82;

- указаны габаритные, межосевые, установочные и присоединительные размеры, (причем межосевые, установочные и присоединительные размеры должны быть с предельными отклонениями);

- указаны номера позиций деталей;

- приведена техническая характеристика редуктора;

- приведены технические требования.

Технический проект редуктора должен быть выполнен карандашом только на чертежной бумаге. Возможно выполнение чертежей на персональном компьютере с распечаткой результатов на принтере или на плоттере.

Таблица 6.1 – Техническая характеристика редуктора (рекомендуемая)

ЗАЦЕПЛЕНИЕ

 

Передаточное число

U1  

Модуль нормальный

mn  

Число зубьев

Шестерни Z1  
Колеса Z2  

Угол наклона зубьев

   

Исходный контур

ГОСТ------

Степень точности

 

Смазка

Зацеплений

(марка масла)

Подшипников

(марка масла)

Объём жидкой смазки, л.

 

Масса густой смазки, кг.

 

Подводимая мощность, кВт.

 

Частота вращения быстроходного вала, мин -1.

 

Крутящий момент на тихоходном валу, Нм.

 

 

 

На рисунке 6.1 приведен сборочный чертёж одноступенчатого цилиндрического редуктора.

 

Рисунок. 6.1

Технические требования на чертеже редуктора (рекомендуемые)

1 Специальные условия сборки редуктора (если требуется). Например: обеспечить соосность шага первой пары затяжкой гайки на втулке под шестерней поз….

2 Осевая игра подшипников :

поз. …. 0,1 - 0,15мм.

поз. … 0,15 - 0,2 мм.

поз. … 0,2 - 0,25мм.

(осевую игру подшипников регулировать установкой прокладок под крышки поз….,

установкой дистанционных шайб поз. …, вращением и фиксацией винтов поз.…)

3 При сборке обеспечить пятно контакта в зацеплении:

Ступень

Боковой зазор

Пятно контакта

по высоте зуба по длине зуба
первая 0,15 - 0,25 мм. 0,8 модуля 70%
вторая 0,25 - 0,35 мм. 0,8 модуля 70%

 

На нерабочей стороне зубьев обеих ступеней суммарная длина пятна контакта

не менее 60% длины зуба.

Для приработки под нагрузкой:

момент нагружения на тихоходном валу не более …. Нм;

при частоте вращения быстроходного вала …..мин -1;

рабочее направление вращения см. вид ….

4 Разъём между корпусом и крышкой покрыть пастой ("Герметик"или др).

5 Перед обкаткой и эксплуатацией в редуктор залить жидкую смазку до уровня по маслоуказателю. Полости опор промыть керосином и заполнить смазкой "Литол 24" на 2/3 объёма.

 

6 Окончательно собранный редуктор испытать:

-без нагрузки в течение часа при частоте вращения быстроходного вала

.... мин –1,

-под нагрузкой в течение двух часов при частоте вращения быстроходного вала ... мин -1 и полной нагрузкой (нагрузкой …%) крутящим моментом тихоходного вала.

В процессе испытаний течи масла по корпусу, нагрев подшипников более 600 и посторонние неравномерные шумы не допускаются.

7 После испытаний редуктора жидкую смазку слить, сдать на склад, залить

консервирующую смазку "КС- 8" объёмом ….  л и прокрутить редуктор без нагрузки в течение пяти минут.

8 Требования по окраске редуктора см. в инструкции ……( в пояснительной записке) (или записать на данном чертеже). В каждом конкретном варианте приведенные выше требования могут быть изменены.

Для подсчёта приблизительной массы редуктора рекомендуется вычислить массу его по габаритным размерам, принимая как сплошной металл плотностью 7,85г/см3, и затем умножить полученную величину на 0,2-0,3. Масса изделия является одним из основных его параметров и должна быть указана как на сборочных, так и на детальных чертежах.

Рабочая документация. На стадии проектирования «Рабочая документация» на основании чертежа общего вида разрабатываются, в соответствии с ГОСТ 2.109-73, чертежи деталей, сборочный чертеж со спецификацией, монтажный (или электромонтажный) чертеж, габаритный и упаковочный чертежи.

При учебном проектировании монтажный (электромонтажный), габаритный и упаковочный чертежи не разрабатываются.

При выполнении курсовой работы из рабочей документации выполнению подлежат только:

1 Спецификация на редуктор. В спецификации указываются позиция, наименование и количество деталей. Для стандартных деталей наименование их надо давать в соответствии с требованиями ГОСТов на эти детали и с указанием номеров ГОСТов. В учебном курсовом проекте желательно также добавить графу «Материалы» с указанием стандартного наименования и обозначения материалов деталей. Спецификацию сборочной единицы, выполненную на листе формата А4 (ГОСТ 3201-68), допускается совмещать с чертежом общего вида сборочной единицы.

2 Рабочий чертеж на выходной вал редуктора.

3 Рабочий чертеж на выходное колесо редуктора (для редукторов с цилиндрическими и коническими зубчатыми колесами).

4 Сборочный чертеж червячного колеса (для червячных редукторов).

5 Спецификация на червячное колесо (для червячных редукторов).

Сборочный чертеж червячного колеса и рабочие чертежи деталей должны быть выполнены карандашом только на чертежной бумаге. Возможно выполнение чертежей на персональном компьютере с распечаткой результатов на принтере или на плоттере.

      Червячное колесо. Правила выполнения чертежей червячных колес установлены ГОСТ 2.406-76. На сборочном чертеже червячного колеса должны быть:

- изображены виды и разрезы червячного колеса, нанесена необходимая текстовая часть;

- указаны номера позиций деталей;

- указан посадочный размер в соединении зубчатого венца и ступицы (если колесо сборное) с обозначением посадки по ГОСТ 25346-82 и ГОСТ 25347-82;

- указаны габаритные и другие размеры, необходимые для изготовления и контроля параметров червячного колеса;

- приведены необходимые технические требования;

- параметры, характеризующие зубчатый венец:

1) диаметр вершин зубьев;

2) ширину венца;

3) расстояние базового торца до средней торцевой плоскости колеса;

4) наибольший диаметр;

5) радиус выемки поверхности вершин зубьев;

6) размер фасок или радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев (допускается помещать эти размеры в технических требованиях);

7) шероховатость боковых поверхностей зубьев.

Таблица параметров должна состоять из трех частей.

В части 1 таблицы параметров должны быть указаны:

- модуль, число зубьев колеса, вид сопряженного червяка, направление линии зуба, исходный производящий червяк, коэффициент смещения червяка;

- степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора.

Рисунок 6.2 - Чертёж червяка червячного редуктора

Часть 2 содержит данные для контроля зубчатого венца (при учебном проектировании не разрабатывается).

В части 3 таблицы параметров должны быть приведены:

- делительный диаметр;

- межосевой угол передачи;

- межосевое расстояние;

- число витков сопряженного червяка;

- обозначение чертежа червяка.

Обозначения данных в таблице - по ГОСТ 2.406-76.

Неиспользованные строки в таблице допускается исключать или прочеркивать.

На рисунках 6.2 и 6.3 представлены примеры оформления чертежей червяка червячного редуктора и червячного колеса редуктора.

Рисунок 6.3 - Чертёж червячного колеса редуктора

      Цилиндрическое колесо. Правила выполнения чертежей зубчатых цилиндрических колес установлены ГОСТ 2.403-75. На чертеже цилиндрического зубчатого колеса должны быть:

- изображены виды и разрезы цилиндрического колеса;

- нанесена необходимая текстовая часть;

-указаны габаритные и другие размеры,                                   необходимые для изготовления колеса;

- условные обозначения баз;

- допуски формы и расположения поверхностей;

- параметры шероховатости;

- технические требования:

- требования к материалу, заготовке, термической обработке;

- указания о размерах - размеры для справок, радиусы закруглений;

- неуказанные предельные отклонения размеров;

- параметры, характеризующие зубчатый венец:

1) диаметр вершин зубьев;

2) ширина зубчатого венца;

3) размер фасок или радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев (допускается помещать эти размеры в технических требованиях);

4) шероховатость боковых поверхностей зубьев.

Таблица параметров должна состоять из трех частей:

В части 1 таблицы параметров должны быть указаны:

- модуль;

- число зубьев колеса;

- угол наклона зуба;

- направление линии зуба с надписью «Левое», «Правое» или «Шевронное»;

- исходный контур (стандартный - со ссылкой на соответствующий стандарт, нестандартный - угол профиля),

- коэффициент высоты головки,

- коэффициент радиального зазора и коэффициент радиуса кривизны переходной кривой);

- коэффициент смещения;

- степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора.

Часть 2 содержит данные для контроля зубчатого венца (при учебном проектировании не разрабатывается).

В части 3 таблицы должны быть приведены:

- делительный диаметр;

- обозначение чертежа сопряженной шестерни.

Обозначения данных в таблице - по ГОСТ 2.403-75. Неиспользованные строки в таблице допускается исключать или прочеркивать.

На рисунке 6.4 представлен пример оформления чертежа зубчатого колеса.

Рисунок 6.4 - Чертёж цилиндрического зубчатого колеса редуктора

      Выходной вал редуктора. На чертеже должен быть изображен вал с указанием основных конструктивных элементов, форма и размеры которых регламентированы соответствующими стандартами (ГОСТ 12080-66 - концы валов цилиндрические, ГОСТ 12081-72 - концы валов конические, ГОСТ 10549-80 - канавки для выхода резьбонарезного инструмента, ГОСТ 8820-69 - технологические канавки для выхода шлифовального круга, ГОСТ 10948-64 - фаски и скругления, ГОСТ 14034-74 - центровые отверстия, ГОСТ 24266-80 - параметры концов валов редукторов, ГОСТ 23360-78 - шпонки призматические, ГОСТ 24071-80 – шпонки сегментные, ГОСТ 2.309-73 - шероховатость поверхности, ГОСТ 2.308-79, ГОСТ 24642-81- допуски формы и расположения поверхностей, ГОСТ 25346-82, ГОСТ 25347-82 - допуски и посадки). На чертеже вала должны быть приведены:

- все необходимые виды и сечения;

- все необходимые размеры;

- условные обозначения баз;

- допуски формы и расположения;

- параметры шероховатости;

- технические требования:

- требования к материалу, заготовке, термической обработке;

- указания о размерах - размеры для справок, радиусы закруглений и т.п.;

- неуказанные предельные отклонения размеров.

На рисунке 6.5 представлен пример оформления чертежа вала.

При выполнении чертежей общего вида (эскизного – привода и технического - редуктора) обратить внимание на специфику выполнения чертежей в учебном проектировании (см. Основные правила выполнения конструкторской документации).

Техническое задание на проектирование, все расчеты и обоснования технических решений при проектировании привода и редуктора, список использованной технической литературы приводятся в пояснительной записке.

 

Рисунок 6.5 - Пример оформления чертежа вала

 

      Защита курсовой работы. Самостоятельная работа студента заключается в качественном и своевременном выполнении отдельных задач и проекта в целом. Самостоятельная работа студента систематически контролируется преподавателем. Студенту рекомендуется приходить на консультации, имея при себе расчетный и графический материалы. При этом полезно слушать консультации не только по своей курсовой работе, но и по работам других студентов.

Студент допускается к защите курсовой работы, если преподавателем предварительно просмотрены все чертежи, расчетно-пояснительная записка и нет принципиальных замечаний по существу предложенной студентом конструкции машины (выбор основных элементов конструкции машины студент определяет и защищает самостоятельно). Если в результате защиты выяснилось, что и курсовая работа выполнена несамостоятельно, то она снимается с защиты и студенту выдается новое задание. Студент, получивший за курсовую работу неудовлетворительную оценку, продолжает дополнительно работать над проектом или же выполняет новое задание по решению преподавателя. Курсовая работа оценивается дифференцированной оценкой. При защите курсового проекта студент развешивает чертежи и в течение 5...8 минут делает заранее подготовленный доклад о результатах разработки конструкторской документации на всех стадиях проектирования в соответствии с техническим заданием, делает анализ проделанной работы, а затем отвечает на вопросы.

В процессе защиты проекта студент должен уметь объяснить методику расчетов, выполненных в процессе проектирования, знать назначение и работу всех деталей и узлов, определение действующих сил, напряжений в деталях, а также объяснить конструкцию разработанных им механизмов и узлов. Кроме того, необходимо сделать критический анализ разработанных конструкций, указать их достоинства и недостатки, сравнить с другими аналогичными устройствами и возможными решениями, рассмотреть сборку и регулировку узлов, обеспечение смазки трущихся деталей. При защите курсовой работы нужно давать четкие ответы на такие вопросы, как определение действительных напряжений в различных сечениях вала, характер износа зубьев зубчатых и червячных колес, распределение напряжений в шпоночных и шлицевых соединениях, особенности расчета подшипников качения на динамическую грузоподъемность, обоснование выбора материала деталей, допусков и посадок, знаков шероховатости поверхности, обоснование выбора принятых коэффициентов запаса прочности и многие другие вопросы. Перечень контрольных вопросов для защиты курсовой работы приведен в приложении В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. - М.: Машиностроение, 1992. - Т. 1. 816 с.

2 Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. - М.: Машиностроение, 1992. - Т. 2. 783 с.

3 Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. - М.: Машиностроение, 1992. - Т. 3. 720 с.

4 Гурин В.В., Морозов Г.М. Прикладная механика: учеб. пособие. - Томск: Изд – во  ТПУ, 1999. - 179 с.

5 Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высш. шк., 2003. - 496 с.

6 Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. - М.: Высш. шк., 1990. - 399 с.

7 Иванов М.Н. Детали машин. - М.: Высш. шк., 2007. - 407 с.

8 Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. - М.: Высш. шк., 2008. - 406 с.

9 Курмаз Л.В. Курмаз О.Л. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высш. шк., 2007. - 456 с.

10 Подшипники качения и свободные детали: каталог/ сост.: Бердышева Л.Г., Носова Л.П.; ВНИИ ТЭМР ИКФ «Каталог». Ч.2. – 2003.-122 с.

11 Цехнович Л.И., Петриченко И.П. Атлас конструкций редукторов. – Киев: Вища шк., 1990. - 151 с.

12 Чернавский С.А, Боков К.Н., Чернин И.М. и др. Курсовое проектирование деталей машин.- М.: Альянс, 2005. – 414 с.

13 Чернилевский Д.В. Курсовое проектирование деталей машин и механизмов. - М.: Высш. шк., 1980. - 239 с.

14 Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. – Калининград: Янтарный сказ, 2005. - 454с.

 

15 механические передачи

16 расчеты деталей и узлов в ехсел

 

 

Приложение А

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 в г. ОКТЯБРЬСКОМ

 

Кафедра МЕХАНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»

на тему

«Проектирование редуктора электромеханического привода»

 

КЛУШ 01 03 23 00 000 ПЗ

 

Выполнил: ст. гр. БГБз-13-12     И.И. Иванов 
  Проверил: доцент     Х.Н. Ягафарова
     

 

Октябрьский 2018

 

 

Приложение Б

 

 

 

Приложение В

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1100.