Задержание
Данный вопрос посвящен одной из самых острых и наиболее часто применяемых полицией мер государственного принуждения - задержанию граждан. Он устанавливает общий процессуальный порядок для всех видов задержания, осуществляемого должностными лицами полиции.
Под задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.
Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции. Отраслевое законодательство, регулирующее данные виды деятельности полиции, конкретизирует конституционные положения о задержании граждан с учетом специфики указанных видов деятельности и задач, которые призвана решать полиция в ходе их осуществления.
Эффективность уголовного судопроизводства во многом обеспечивается своевременным задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно пункту 11 статьи 5 УПК РФ задержание подозреваемого есть мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Часть 1 статьи 10 УПК РФ устанавливает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.
В производстве по делам об административных правонарушениях административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ выступает мерой его обеспечения.
Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться, в случае если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый резолюцией № 43/173 Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. (далее - Свод принципов защиты), определяет понятие "задержанное лицо" как любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения, и соответственно "задержание" - как "состояние" задержанного лица.
В соответствии с принципом 11 Свода принципов защиты "лицо не может находиться в задержании без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом. Задержанное лицо имеет право само выступать в свою защиту или пользоваться помощью адвоката, как это предусмотрено законом. До сведения задержанного лица или его адвоката, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любом постановлении о задержании, а также о причинах задержания. Судебный или иной орган должен иметь полномочия для рассмотрения в случае необходимости основания для продолжения задержания".
Согласно пункту 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. "каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение".
В Российской Федерации данный срок по общему правилу не должен превышать 48 часов. Вместе с тем он может быть продлен судом (по судебному решению) на срок свыше 48 часов в отношении:
1) лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, - на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения (пункт 3 части 7 статьи 108 УПК РФ);
2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (пункт 2 части 2 комментируемой статьи). Часть 6 статьи 58 УИК РФ предусматривает, что при обнаружении осужденного, объявленного в розыск, он задерживается органами внутренних дел на срок до 48 часов, и этот срок может быть продлен судом до 30 суток;
3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;
4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
5) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
6) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
7) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
8) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
9) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
В уголовном судопроизводстве при необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в обязательном порядке доставляется в судебное заседание не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (часть 3 статьи 108 УПК РФ).
КоАП РФ возможность продления судебным решением срока административного задержания не предусматривает. Единственный случай, когда возможно продление судом 48-часового срока административного задержания в рамках производства по делам об административных правонарушениях, касается лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста. Но предусмотрен он не КоАП РФ, а частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона о полиции, который при этом умалчивает о процедуре продления судом задержания на срок свыше 48 часов.
Следует подчеркнуть, что при нарушении права задержанного лица на исполнение судебного акта в разумный срок оно может в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" обратиться в суд с заявлением о присуждении ему компенсации за такое нарушение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В законе определены категории лиц, которых полиция может подвергнуть задержанию. Сроки их задержания различны, и, как правило, они установлены соответствующими федеральными законами. Если же такие законы отсутствуют или "молчат", то действует правило, предусмотренное частью 1 статьи 14 Закона о полиции: до судебного решения в случаях, установленных Законом о полиции и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Важно обратить внимание на то, что перечень указанных категорий лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
На полицию возложено задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Подозреваемым является лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным главой 20 УПК РФ; 2) которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ; 4) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ (часть 1 статьи 46 УПК РФ). Задержание подозреваемого осуществляется в целях: а) выяснения причастности задержанного к преступлению; б) разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно статье 91 УПК РФ лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемого вправе задержать орган дознания (полиция) - начальник территориального (в том числе линейного) органа МВД России (пункт 1 часть 1 статьи 40 УПК РФ), его заместитель (пункт 17 статьи 5 УПК РФ), следователь (в том числе органов внутренних дел), дознаватель (в том числе уполномоченный сотрудник полиции) (статья 41 УПК РФ).
Орган дознания (полиция) вправе задержать подозреваемого в ходе осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, в первую очередь, при производстве дознания по уголовному делу, предварительное следствие по которому необязательно (пункт 1 части 2 статьи 40 УПК РФ).
При расследовании уголовного дела, предварительное следствие по которому обязательно, орган дознания (полиция) вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления только по поручению следователя (пункт 4 части 2 статьи 38 УПК РФ).
Согласно УПК РФ при производстве неотложных следственных действий по уголовному делу, предварительное следствие по которому обязательно (пункт 19 статьи 5), право задержать подозреваемого у органа дознания (полиции) не возникает, так как задержание подозреваемого рассматривается современным законодателем в качестве меры процессуального принуждения (глава 2 УПК РФ) и соответственно не может относиться к неотложным следственным действиям.
Вместе с тем задержание подозреваемого всегда выступает неотложной мерой процессуального принуждения, производится в экстренных случаях, когда нельзя решить задачи уголовного судопроизводства иными средствами. Именно неотложный характер задержания подозреваемого позволяет его осуществить без предварительного судебного решения.
В связи с этим представляется, что задержание подозреваемого (как и применение к нему иных мер уголовно-процессуального принуждения в частности, мер пресечения) полиция может применять и при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в виде производства неотложных следственных действий.
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Порядок содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, определяется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", некоторыми положениями УПК РФ.
Полиция вправе задерживать лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок. Данное право выступает средством исполнения предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 12 Закона о полиции обязанности оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок.
Совершение побега из-под стражи - самовольное, незаконное (вопреки закону, без разрешения компетентных должностных лиц) оставление лицом, находящимся под стражей, места содержания под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых выступают: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности; учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты; медицинские учреждения в случае назначения подозреваемым и обвиняемым экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК РФ, а также в случае оказания им медицинской помощи; помещения, приспособленные для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, которые определены капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ.
Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении, является преступлением (статья 313 УК РФ). При возбуждении уголовного дела по статье 313 УК РФ задержание лица, совершившего побег из-под стражи, производится полицией на основании поручения органа дознания в соответствии со статьей 91 УПК РФ. Если уголовное дело по факту побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи не возбуждено, то при обнаружении лица, совершившего побег, его задержание производится органом полиции на основании комментируемого пункта Закона.
Под уклонением от исполнения уголовного наказания в виде лишения или ограничения свободы следует понимать самовольное оставление осужденным места отбывания наказания, а также неприбытие, невозвращение или несвоевременное возвращение осужденного без уважительной причины к месту отбывания наказания.
Лица, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания в виде лишения или ограничения свободы, могут быть задержаны полицией для решения вопроса о направлении их к месту отбывания наказания или привлечении к уголовной ответственности на следующие сроки:
при невозвращении осужденного к лишению свободы, которому был разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы, - до 30 суток. В этих случаях задержание осуществляется с санкции прокурора (часть 11 статьи 97 УИК РФ);
в случае если место нахождения осужденного к отбыванию наказания в виде ограничения свободы неизвестно и он объявлен в розыск - на срок до 48 часов в целях решения вопроса о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Срок задержания может быть продлен судом до 30 суток (часть 6 статьи 58 УИК РФ).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 399 УПК РФ вопрос о заключении под стражу осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившегося от получения предписания или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, а также о направлении его в колонию-поселение под конвоем рассматривается судом по представлению органа внутренних дел по месту задержания осужденного.
Пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона о полиции ей предоставлено право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается судьей (часть 1 статьи 3.9 КоАП РФ).
Уклонение от исполнения административного наказания в виде административного ареста означает, что наказанное лицо без разрешения уполномоченных должностных лиц полиции покинуло определенное для него место отбывания наказания до истечения установленного срока административного ареста.
Практика исполнения постановлений об административном аресте свидетельствует, что оставление места отбывания административного ареста происходит, как правило, при трудовом использовании арестованных.
Лица, задержанные полицией в связи с уклонением от исполнения административного ареста, направляются к месту его отбывания. Основанием для такого задержания служит копия постановления об административном аресте. В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ самовольное оставление места отбывания административного ареста влечет административный арест на срок до 15 суток.
Полиция вправе задерживать лиц, находящихся в розыске. Комментируемый пункт служит самостоятельным правовым основанием задержания во всех случаях, когда лицо объявлено в розыск. К таким случаям, например, относятся:
объявление следователем (дознавателем) розыска подозреваемого или обвиняемого и поручение его производства органу дознания, если дело приостанавливается в связи с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или место его пребывания не установлено (статья 210 УПК РФ);
избрание судьей меры пресечения в виде заключения под стражу и поручение прокурору обеспечения розыска обвиняемого, не содержащегося под стражей, если после начала судебного производства последний скрылся и место его пребывания неизвестно (статья 238 УПК РФ);
вынесение судом определения или постановления о розыске подсудимого, если указанное лицо скрылось от суда на стадии судебного разбирательства (т.е. после принятия судьей решения о назначении судебного заседания) (статья 253 УПК РФ).
Пункт 5 части 2 комментируемой статьи закрепляет право полиции задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.
Должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе осуществлять административное задержание при выявлении:
а) административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции);
б) любых административных правонарушений в случае обращения к сотруднику полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
По общему правилу, предусмотренному статьей 27.5 КоАП РФ, административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
В пределах такого же срока (не более 48 часов) может задерживаться в административном порядке лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил.
Об административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о задержанном лице; время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в комнатах для содержания задержанных лиц дежурной части органа внутренних дел. Разбирательство с ними производится в комнатах для разбирательства с доставленными в дежурную часть органа внутренних дел.
Примерное положение о комнатах для разбирательства с доставленными в дежурную часть органа внутренних дел утверждено приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп. В соответствии с данным нормативным правовым актом комнаты для разбирательства с доставленными являются специальными помещениями дежурных частей подразделений органов внутренних дел и предназначены для проведения в них разбирательства с лицами, доставленными в дежурные части. Помещение и содержание в них граждан до и после разбирательства запрещается.
Комната для разбирательства располагается в помещении дежурной части органа внутренних дел в непосредственной близости от зала (комнаты) оперативного дежурного.
Порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".
Закон о полиции управомочивает ее задерживать военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" относит к военнослужащим офицеров, прапорщиков и мичманов, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту; сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Задержание военнослужащих производится полицией при отсутствии военных патрулей на общих основаниях, предусмотренных статьей 91 УПК РФ, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.
При совершении военнослужащими административного правонарушения решение о его административном задержании полиция принимает с учетом требований КоАП РФ.
Полиция вправе задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия.
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные законом меры, применяемые к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, страдающим психическими расстройствами и нуждающимся в психиатрической помощи, с целью излечения лиц или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний.
Основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера определены главой 15 УК РФ.
В данном случае речь идет о задержании лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением или ограничением свободы, уклоняющихся от исполнения, назначенных им судом принудительных мер медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Такие лица проходят принудительное наблюдение и лечение в медицинских учреждениях по месту жительства.
В случае неявки лица к врачу-психиатру для обязательного диспансерного наблюдения, обследования (осуществляется не реже одного раза в месяц), в медицинское учреждение для психофизиологического и иного лечения или осуществления реабилитационных мероприятий, а также в случае, если состояние и поведение больного затрудняют его обследование (длительное отсутствие по месту жительства, оказание сопротивления и совершение других действий, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников, попытки скрыться от них), при создании препятствий для его обследования и лечения со стороны членов семьи, опекуна или других лиц медицинский персонал прибегает к помощи сотрудников полиции.
Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой или средней тяжести, освобожденному от уголовной ответственности, в случае признания судом, что его исправление может быть достигнуто путем применения данных мер (часть 1 статьи 90 УК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Рассматриваемая мера является наиболее строгой и связана с существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетних, установлением специальных требований режима, учебы и организации труда. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, предназначенных для содержания несовершеннолетних, к которым применены меры воспитательного воздействия. В их число входят: 1) специальные общеобразовательные школы открытого типа; 2) специальные профессиональные училища открытого типа; 3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях; 4) специальные общеобразовательные школы закрытого типа; 5) специальные профессиональные училища закрытого типа; 6) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение.
При обнаружении несовершеннолетнего лица, уклоняющегося от исполнения назначенных ему судом принудительных мер воспитательного воздействия, сотрудники полиции вправе доставить его в орган внутренних дел и задержать до передачи в учреждение, обеспечивающее исполнение таких мер. Специальными учреждениями, в которые могут помещаться лица, уклоняющиеся от прохождения назначенных им принудительных мер воспитательного воздействия, являются центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Полиции предоставлено право задерживать лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 названного Закона.
Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих; б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Также полиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом.
В условиях чрезвычайного положения в качестве дополнительной меры и временного ограничения может быть предусмотрено введение комендантского часа.
Под комендантским часом понимается запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан (пункт "а" части 1 статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"). Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются полицией до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя (правило 48 часов в данном случае не действует в связи с возможностью ограничения при введении чрезвычайного положения отдельных прав и свобод гражданина). По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.
В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, нарушающие режим чрезвычайного положения, не проживающие на указанной территории и подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.
Полиция вправе задерживать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты.
Под охраняемыми объектами следует понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, охраняемые органами внутренних дел (полицией), иными федеральными органами исполнительной власти, ведомственной охраной, частными охранными организациями в соответствии с договором или иным правовым актом об охране объекта.
Незаконное проникновение (попытка проникновения) на охраняемый объект - это самовольное нарушение (попытка нарушения) физическим лицом, в том числе и на транспортном средстве, пропускного режима, т.е. установленного порядка, исключающего бесконтрольное проникновение на охраняемый объект.
Полиция вправе задерживать лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства.
Под попыткой самоубийства следует понимать совершение лицом умышленных действий, направленных на лишение себя жизни, когда смерть не наступила по не зависящим от этого лица причинам. При этом не имеет значения, являлись ли совершенные действия достаточными для наступления смерти или нет. Предоставление полиции права задерживать таких лиц обусловлено ее назначением - защищать жизнь и здоровье граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, обязанностью сотрудников полиции оказывать первую помощь гражданам, находящимся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья.
Доставленное в орган внутренних дел лицо, предпринявшее попытку самоубийства либо имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями опасность для себя и окружающих, задерживается на основании комментируемого пункта до передачи его в лечебное учреждение либо близким родственникам или родственникам по месту жительства задержанного, но не свыше 48 часов. Срок задержания может быть продлен судом по месту задержания.
Полиция управомочена задерживать лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение.
Действия полиции в связи с задержанием лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, практически аналогичны действиям, связанным с задержанием лица, уклоняющегося от исполнения принудительных мер медицинского характера.
При обнаружении и задержании бежавшего больного администрация психиатрической больницы, психоневрологический диспансер и орган внутренних дел обмениваются взаимной информацией о прекращении разыскных мероприятий.
Кроме этого, Закон о полиции предоставляет полиции право задерживать лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
Выдаче иностранному государству подлежит иностранный гражданин или лицо без гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (статья 61 Конституции Российской Федерации).
В уголовном судопроизводстве выдача лица, в отношении которого от иностранного государства поступило требование о выдаче, регулируется главой 54 УПК РФ. Так, согласно части 1 статьи 462 УПК РФ в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности Российская Федерация может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Выдача иностранного гражданина или лица без гражданства может быть произведена в случаях: 1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования; 2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию; 3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации (часть 3 статьи 462 УПК РФ).
Согласно части 3 комментируемой статьи в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (см. комментарий к части 4 статьи 5), в том числе его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Если в связи с поведением (например, задерживаемый оказывает вооруженное сопротивление) или состоянием задерживаемого (например, лицо находится в тяжелой степени опьянения) выполнение перечисленных действий в момент задержания невозможно или неуместно, данные действия выполняются сотрудниками полиции позже при появлении такой возможности.
Конституционный статус задержанного возникает у лица с момента фактического ограничения свободы его передвижения, т.е. совершения сотрудником полиции действий, направленных на лишение (ограничение) задерживаемого лица свободы передвижения в пространстве и общения с другими людьми, выбора им места своего нахождения. Лишение (ограничение) свободы передвижения лица может выражаться в предъявлении к нему сотрудником полиции официального требования оставаться на месте либо проследовать в орган внутренних дел, а также в обездвиживании (посредством применения специальных средств ограничения подвижности, средств сковывания движения, связывания). Кроме того, к фактическому ограничению свободы передвижения следует отнести водворение лица в помещение, транспортное средство, иное контролируемое сотрудником полиции пространство, исключающее возможность покинуть указанное место.
Задержанный имеет следующие права: право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации); право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации); право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации); право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (статья 51 Конституции Российской Федерации).
В уголовном судопроизводстве задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, в соответствии со статьей 91 УПК РФ влечет возникновение отраслевого (уголовно-процессуального) статуса подозреваемого (пункт 2 части 1 статьи 46 УПК РФ). С этого момента у задержанного лица появляется комплекс прав, предусмотренных частями 3-4 статьи 46 УПК РФ.
В производстве по делам об административных правонарушениях статус задержанного возникает с момента составления протокола об административном задержании.
Сроки всех указанных видов задержания, за исключением административного, исчисляются с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок же административного задержания, осуществляемого в рамках производства по делам об административных правонарушениях, исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, т.е. с момента доставления лица для составления протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ).
Подход к исчислению срока административного задержания, воплощенный в КоАП РФ, очевидно, не согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой срок задержания должен истекать с момента фактического задержания. Такой подход существенно ограничивает конституционные права задержанного гражданина, ставит их реализацию в зависимость от усмотрения правоохранительных органов, которое, в свою очередь, открывает возможность для недопустимых произвольных властных действий в отношении лица, чьи конституционные права и свободы ограничиваются, что не только противоречит принципам свободы и личной неприкосновенности (часть 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации), но и умаляет достоинство личности как основу признания и уважения ее прав и свобод (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
Часть 5 статьи 14 Закона о полиции устанавливает право задержанного лица пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
Конституция Российской Федерации, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2, часть 1 статьи 45), предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48) и, кроме того, прямо предусматривает, что "каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения" (часть 2 статьи 48).
Согласно части 3 статьи 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном деле, в том числе с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы указанного лица.
В качестве защитников выступают адвокаты по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. В случаях, предусмотренных законом, в качестве защитника могут выступать также лица, не являющиеся адвокатами.
Адвокат пользуется полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
В качестве защитников по уголовным делам по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (статья 49 УПК РФ).
В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (статья 25.5 КоАП РФ). Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. При этом речь идет не только о нотариально удостоверенной доверенности. Верховный Суд Российской Федерации указал: "Вопрос о том, могут ли быть определены полномочия представителя в устном или письменном заявлении доверителя, заявленном в суде, следует решать применительно к части 6 статьи 53 ГПК РФ. Поэтому если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении".
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается адвокатами бесплатно.
Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (часть 2 статьи 24.2 КоАП РФ).
Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. В Верховном Суде Российской Федерации, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке (часть 1 статьи 18 УПК РФ).
Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном статьями 59, 169, 263 УПК РФ.
Все задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, подвергаются досмотру в порядке, установленном статьей 27.7 КоАП РФ, а их транспортные средства - в соответствии со статьей 27.9 КоАП РФ. Задержанные подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления могут быть подвергнуты личному обыску в соответствии со статьей 184 УПК РФ.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру (часть 6 статьи 27.7 КоАП РФ).
Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (часть 8 статьи 27.7 КоАП РФ).
Задержанному лицу предоставляется в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
Подобное право соответствует требованиям международных правовых актов. В частности, статья 10 Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятой Резолюцией ООН 47/133 от 18 декабря 1992 г., предусматривает обязанность правоохранительных органов незамедлительно предоставлять точную информацию о задержании и месте пребывания задержанного членам его семьи, адвокату или другим лицам, имеющим законный интерес к данной информации, если сам задержанный не желает иного.
Близкими родственниками подозреваемого являются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (пункт 4 статьи 5 УПК РФ). К близким лицам подозреваемого относятся иные, за исключением близких родственников, лица, состоящие в свойстве с подозреваемым, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений (пункт 3 статьи 5 УПК РФ).
Целевое предназначение телефонного разговора связано с уведомлением близких родственников или близких лиц о его задержании и месте нахождения. Это предполагает, с одной стороны, право задержанного пользоваться средствами связи, имеющимися в органе внутренних дел, звонить за пределы населенного пункта, в котором он задержан, с другой - предоставляет сотруднику полиции возможность контролировать содержание разговора, исключая, в частности, разговоры, не связанные с целью уведомления о месте и времени нахождения задержанного.
Следует также подчеркнуть, что задержанный может просить сотрудника полиции пригласить адвоката, и последний обязан отреагировать на такую просьбу. Здесь сотрудник полиции решает сам, кто будет разговаривать с адвокатом - он или задержанный. В любом случае звонок адвокату не препятствует использованию задержанным закрепленного за ним права на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц.
В случае если уведомление по просьбе задержанного лица делает сотрудник полиции, он обязан сообщить родственникам или иным лицам следующие сведения: должность, звание, фамилия лица сделавшего уведомление; информацию о факте задержания; информацию о месте содержания задержанного (наименование и адрес органа внутренних дел, который произвел задержание).
Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания.
Данное правило между тем не исключает необходимости извещать родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления (статья 96 УПК РФ), несовершеннолетних, задержанных в связи с совершением административного правонарушения (часть 4 статьи 27.3 КоАП РФ), и иных лиц в случаях, прямо указанных в федеральном законе. Информация о задержании лиц должна предоставляться и при непосредственном обращении их родственников в органы внутренних дел.
Полиции предписано незамедлительно (т.е. непосредственно после установления личности задержанного) уведомлять о каждом случае задержания несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста) его родителей или иных законных представителей вне зависимости от оснований задержания.
К законным представителям помимо родителей относятся усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства (пункт 12 статьи 5 УПК РФ).
В случае задержания несовершеннолетних полиция не вправе также использовать тактическую возможность не производить с согласия прокурора уведомление об их задержании в целях сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта применения данной меры принуждения (часть 4 статьи 96 УПК РФ).
При задержании несовершеннолетнего в ходе производства по делу об административном правонарушении в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (часть 4 статьи 27.3 КоАП РФ). К законным представителям задержанного несовершеннолетнего КоАП РФ относит родителей, усыновителей, опекунов, попечителей (часть 2 статьи 25.3).
О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.
В уголовном судопроизводстве при задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, командование воинской части уведомляется не позднее 12 часов с момента его фактического задержания. При задержании сотрудника органа внутренних дел уведомляется начальник органа, в котором он проходит службу (часть 2 статьи 96 УПК РФ).
Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании сотрудников органов внутренних дел - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу (часть 4.1 статьи 27.3 КоАП РФ).
Закон требует от полиции уведомлять о задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в уголовном судопроизводстве при задержании подозреваемого, являющегося гражданином или подданным другого государства, орган дознания (полиция) должен уведомить об этом посольство или консульство такого государства не позднее 12 часов с момента фактического задержания указанного гражданина (часть 3 статьи 96 УПК РФ).
Следует подчеркнуть, что КоАП РФ не обязывает полицию уведомлять посольство (консульство) соответствующего государства о задержании иностранного гражданина в связи с административным правонарушением. Такое уведомление - право, а не обязанность сотрудников полиции. Вместе с тем по просьбе задержанного в связи с административным правонарушением иностранного гражданина полиция обязана в кратчайший срок уведомить о месте его нахождения родственников, администрацию по месту работы (учебы), а также защитника задержанного (часть 3 статьи 27.3 КоАП РФ).
Полиция обязана принимать при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.
Виды первой помощи, оказываемой задержанному лицу полицией, законодатель не называет, они зависят от создавшейся обстановки и имеющихся у полиции возможностей. Так, сотрудники полиции принимают меры к обеспечению предоставления задержанному лицу психологической, психиатрической, медицинской и иной помощи.
В уголовном судопроизводстве при задержании подозреваемого орган дознания (полиция) принимает меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то полиция принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения (часть 1 статьи 160 УПК РФ).
Полиция принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного (через родственников, знакомых и т.д.) (часть 2 статьи 160 УПК РФ). О принятых мерах полиция уведомляет подозреваемого (часть 3 статьи 160 УПК РФ).
Если в результате отсутствия лица по причине его задержания может произойти авария на производстве, возникнуть иная чрезвычайная ситуация, полиция своевременно информирует об этом администрацию предприятия для обеспечения подмены задержанного другим работником и т.п.
КоАП РФ не содержит норм, обязывающих органы и должностных лиц, осуществивших административное задержание, принимать меры по оказанию задержанному первой помощи, а также меры по устранению возникшей в результате задержания угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. Тем не менее с учетом требований части 12 комментируемой статьи в случаях применения административного и иных видов задержания полиция обязана принимать меры, аналогичные тем, которые предусмотрены статьей 160 УПК РФ.
Полиция обязана вести реестр лиц, подвергнутых задержанию. В настоящее время реестр (учет) лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, ведется в соответствии с приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
При этом полиции запрещается передавать сведения, содержащиеся в реестре, третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Вопросы передачи указанных сведений решаются в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233.
О всех случаях задержания лиц, составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
Форма и содержание протокола могут уточняться соответствующими федеральными законами. В частности, о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания согласно статье 92 УПК РФ, в котором указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания, а также делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.
Об административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания, а также делается запись о разъяснении задержанному лицу сотрудником полиции его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (часть 5 статьи 27.3).
В протоколе отражается факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
Задержание несовершеннолетнего может оформляться постановлением о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом.
В случае отказа задержанного лица подписать протокол о задержании сотрудник полиции вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью. По усмотрению сотрудника полиции такая запись может быть удостоверена также подписями адвоката, законного представителя или представителя, если они участвуют при составлении протокола; возможны привлечение понятых либо использование видеофиксации.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол о задержании.
Если задержанный в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии адвоката, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
Сотрудник полиции обязан вручить задержанному лицу копию протокола о задержании вне зависимости от его просьбы. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (часть 2 статьи 27.4 КоАП РФ).
Закон о полиции требует содержать задержанных лиц в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, и указывает при этом, что условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Местами содержания в полиции лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп, и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N .
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц", в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел (комнатах для задержанных) либо в специальных учреждениях. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления (часть 1 статьи 27.6 КоАП РФ).
Комнаты для задержанных располагаются в помещениях дежурной части органа внутренних дел. Их количество определяется имеющимися потребностями, но должно быть не менее трех с тем, чтобы обеспечить раздельное содержание задержанных. Каждая комната для задержанных должна иметь площадь не менее 10 кв. м.
Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании. В отличие от личного досмотра целью такого осмотра (и при необходимости опроса) служит оценка по внешним признакам состояния задержанного (наличие телесных повреждений, признаков психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний, состояние опьянения, исключающее возможность участия лица в проведении процессуальных действий и т.д.).
Раздельному размещению подлежат: а) лица мужского и женского пола; б) несовершеннолетние и совершеннолетние лица; в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.
Запрещается водворять в помещения для задержанных: лиц с заболеваниями (травмами), определяющими общее состояние больного как "состояние средней тяжести" или "тяжелое"; лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени); беременных женщин; взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при отсутствии возможности передачи несовершеннолетнего лица родственникам или иным законным представителям.
Лица, водворенные в помещение для задержанных, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади на одно задержанное лицо должна составлять не менее двух квадратных метров. Лица, задержанные на срок свыше трех часов, в ночное время обеспечиваются местом для сна. Вывод задержанных лиц для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного лица или более из числа дежурного наряда орган внутренних дел. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.
При убытии лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция помещения, где они содержались.
Таким образом, очевидно, что задержание является самой основной мерой обеспечения производства, и как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции..
Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.