Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к указанным средствам принудительного воздействия.

Если основания применения специальных мер административного пресечения указывают на то, когда, в каких случаях можно к ним прибегнуть, то порядок применения заключается в том, как, каким образом это должно делаться. Он состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника полиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения специальных мер административного пресечения.

Необходимость и последовательность совершения отдельных действий на каждом из перечисленных этапов зависит от особенностей складывающейся ситуации на месте происшествия во время пресечения общественно опасного деяния и наступивших после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия последствий.

Среди действий сотрудника полиции перед применением физической силы, специального средства или огнестрельного оружия необходимо выделить следующие:

1. Информирование сотрудником полиции лица, в отношении которого возможно применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, о своей принадлежности к полиции.

При применении огнестрельного оружия — обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции» «сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные ст. 23 настоящего Закона основания для его применения».

2. Предупреждение сотрудником полиции лица, в отношении которого возможно применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, о своем намерении применить их. При применении огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан предупредить посягающее или задерживаемое лицо о намерении использовать оружие, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.

Предупреждение о намерении применить огнестрельное оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение посторонних лиц или повреждение их имущества прямым попаданием или рикошетом пуль.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции должен руководствоваться следующими положениями:

1. Принятие сотрудником полиции, применяющим физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, мер к недопущению ущерба посторонним лицам. Закон РФ «О полиции» прямо такую общую обязанность сотрудника полиции не закрепляет, но она вытекает из уголовного закона. Так, в соответствии со ст. 37 УК РФ защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства допустима только путем причинения вреда самому посягающему.

Часть 6 ст. 23 Закона в определенной мере конкретизирует эту обязанность сотрудника полиции, запрещая ему применять огнестрельное оружие «при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица».

При применении специальных средств сотрудники полиции обязаны выполнять правила их эксплуатации, а при использовании светозвуковых средств отвлекающего воздействия и средств разрушения преград руководствоваться также едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Федеральным горным и промышленным надзором России.

2. Причинение лицу, в отношении которого применяются физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, по возможности наименьшего вреда. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан «стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным».

Действия сотрудника полиции после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия состоят в следующем.

1. После применения специальных средств производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов возгораний и повреждений объектов жизнеобеспечения, установления и устранения других негативных последствий. При необходимости производится дегазация.

2. Обеспечение лицам, получившим в результате применения физической силы, специальных средств, применения огнестрельного оружия телесные повреждения, оказания доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников.

Вместе с тем, приступая к оказанию доврачебной помощи посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник должен, соблюдая меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны, в первую очередь произвести наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия для оказания сопротивления или нападения.

Доврачебная помощь состоит в данном случае, прежде всего, в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через дежурного ОВД вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение. Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или неправомерно применялись указанные специальные меры административного пресечения.

3. Немедленное сообщение о применении сотрудником огнестрельного оружия либо специальных средств в дежурную часть органа внутренних дел по месту службы или по месту применения (использования) оружия или специальных средств.

Данное действие сотрудника определяется необходимостью, прежде всего, обеспечить выполнение следующих двух обязательных условий, с которыми законодатель связывает правомерность применения физической силы, специальных средств, применения огнестрельного оружия:

— во-первых, своевременное уведомление прокурора о случаях смерти или ранения граждан, наступивших в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудником полиции;

— во-вторых, уведомить в возможно короткий срок родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На практике уведомление указанных лиц, как правило, осуществляется дежурным по органу внутренних дел либо руководителем органа внутренних дел (ответственным от руководства) по месту применения оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия.

О происшедшем и местонахождении лиц, получивших телесные повреждения в результате применения специальных мер административного пресечения, из числа их близких родственников уведомляется, как правило, супруг либо родители, усыновители, дети (прежде всего совершеннолетние) или усыновленные, другие лица, родственные по прямой или нисходящей линии, а равно по линии кровного родства.

Следует обратить внимание, что должностными лицами по поддержанию правопорядка указанные должностные лица обеспечивают, чтобы «родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц уведомлялись в как можно более короткий срок». Обязанность сотрудника полиции, применившего огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы на месте происшествия в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получившем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть.

4. Обеспечение охраны места применения специальных средств и огнестрельного оружия, повлекшего смерть, ранение людей или значительный материальный ущерб. Если применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия повлекло смерть, ранение граждан, или значительный имущественный вред (например, взрыв автомобиля) и необходимость в дальнейшем их использования отпала, сотрудник полиции, как и в любом другом случае, когда он сталкивается с событием, угрожающим личной или общественной безопасности, обязан принять меры к охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение полиции.

5. Представление сотрудником полиции рапорта о применении специальных средств и огнестрельного оружия.

В ст. 19 Закона РФ «О полиции» прямо закреплена обязанность сотрудника полиции в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или по месту его применения. В рапорте указываются: обстоятельства, способствовавшие применению оружия; вид огнестрельного оружия; время и место его применения; условия, цели и результаты применения оружия; количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов; сведения о лицах, против которых оно применялось и возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; меры по оказанию помощи пострадавшим; время информирования о случившемся дежурного ОВД.

Своим рапортом сотрудник полиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к огнестрельному оружию. Обязательным является также представление сотрудником полиции рапорта о каждом случае использования им огнестрельного оружия.

Сотрудники полиции, применившие специальные средства, докладывают рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел с указанием: когда, и против кого и при каких обстоятельствах они были применены.

О случаях применения физической силы сотрудники строевого подразделения обязаны доложить рапортом начальнику ОВД и командиру строевого подразделения.

О случаях применения физической силы и специальных средств, обязательно следует указывать в рапорте о доставлении в дежурную часть лица, совершившего правонарушение (административное правонарушение или уголовно наказуемое деяние), или (и) в протоколе об административном правонарушении, чтобы избежать в последующем различных недоразумений.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции принимает, как правило, самостоятельно и поэтому полностью отвечает за последствия их применения. Закон РФ «О полиции» не устанавливает особых правил применения сотрудником полиции специальных средств и оружия, когда он действует в составе отдельной группы или подразделения (например, во время проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера). В таких случаях они применяются, как правило, по команде руководителя операции, но это не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за правомерность соответствующих действий[103]. Поскольку, во-первых, законодатель специально указал, что огнестрельное оружие в этих случаях, сотрудники полиции имеют право применять, независимо от того действуют они «лично или в составе подразделения». Как известно, любая конкретизация несет в себе элемент ограничения. В данном случае ограничение состоит в том, что реализация права на применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия, даже когда они действуют в составе подразделения и, как правило, по команде, допустима только в указанных в ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции» случаях. Во-вторых, при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Следовательно, сотрудник полиции, выполнивший явно, очевидно для него незаконный приказ о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, привлекается к ответственности наряду с должностным лицом, отдавшим подобный приказ.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет для сотрудника полиции ответственность, установленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной, материальной, уголовной и гражданско-правовой.

При этом подчеркнем, что специальной статьи об ответственности за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Уголовном кодексе Российской Федерации нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) должностного преступления либо превышение пределов необходимой обороны, крайней необходимости или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Так, сотрудник полиции, незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями применивший против кого-либо физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (мотивы могут быть различными — ревность, месть, хулиганские или корыстные побуждения и т. п.), несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «Убийство», ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», ст. 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и других правоохраняемых объектов, то необходима квалификация по совокупности (с разбоем, бандитизмом, изнасилованием и другими составами).

Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Следует отметить, что п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в соответствии с которым применение оружия является отягчающим уголовную ответственность должностного лица за превышение им должностных полномочий обстоятельством, исходит из более широкой, в сравнении с Законом РФ «О полиции», трактовки данного юридического понятия. Применением огнестрельного оружия здесь признается использование его как для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений, в том числе и в результате ударов оружием, так и для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность. Примером подобного рода должностного преступления может быть ситуация, когда сотрудник полиции, домогаясь у задержанного лица признания в содеянном, извлекает пистолет из кобуры или служебного сейфа и угрожает им этому лицу.

Незаконное применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей расценивается как превышение должностных полномочий только тогда, когда он не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление.

Сотрудник полиции будет нести ответственность за превышение власти, если, например, применит огнестрельное оружие в отношении лица, оказывающего злостное неповиновение его законному требованию; лица, совершившего административное правонарушение и пытающегося скрыться; лица, показавшегося сотруднику полиции, находящемуся в засаде, «подозрительным»; лица, задерживаемого в связи с совершением преступления, когда применение оружия цели задержания не преследовало, а было вызвано мотивами мести, расправы с задержанным, который не пытается или не может скрыться и не оказывает сопротивления.

Превышение должностных полномочий сотрудниками полиции в процессе применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, повлекшее смерть потерпевшего или причинение ему тяжких телесных повреждений, квалифицируется ст. 105, и п. «а» и «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Что же касается умышленного причинения при этом тяжкого вреда здоровью, то, как представляется, квалификация по совокупности необходима лишь в случаях, когда такой вред отягощен обстоятельствами, перечисленными в ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ. Дело в том, что в отличие от ч. 2 ст. 171 ранее действовавшего УК РСФСР, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ содержит новое особо отягчающее обстоятельство — «причинение тяжких последствий», разновидностью которых может служить тяжкий вред здоровью, охватываемый ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ.

Если, исполняя служебные обязанности, сотрудник полиции обнажит огнестрельное оружие, а затем в результате собственных неумелых или неосторожных действий произведет выстрел, причинивший кому-либо вред при отсутствии для этого законных оснований, то он будет нести уголовную ответственность по ст. 109 («Причинение смерти по неосторожности») или 118 («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности») УК РФ. При этом следует иметь в виду, что ни ранее действовавшее уголовное законодательство, ни Уголовный кодекс РФ 1996 г. не устанавливает уголовной ответственности за неосторожное причинение легкого вреда здоровью.

Сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 109 или 118 УК РФ, если вред в результате применения или использования огнестрельного оружия будет причинен совершенно посторонним гражданам, но при условии, что в его действиях имеет место неосторожная вина.

Незаконное применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если он находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление, влечет уголовную ответственность по ст. 108 («Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление»), ст. 114 («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление») УК РФ. Превышение пределов необходимой обороны будет иметь место, скажем, в действиях сотрудника полиции, экипированного средствами индивидуальной защиты — бронежилетом, шлемом, щитом, который причинит табельным оружием смерть или тяжкий вред здоровью лицу, в одиночку совершающему невооруженное и не угрожающее жизни или причинением тяжкого вреда здоровью сотрудника нападение. Аналогично решается вопрос об ответственности применившего огнестрельное оружие сотрудника полиции и тогда, когда лицо, совершающее указанные деяния, задерживается группой сотрудников полиции или, тем более, является женщиной или несовершеннолетним.

В теории и практике возникает вопрос: во всех ли случаях отступления от оснований применения оружия, предусмотренных ст. 23 Закона РФ «О полиции», сотрудник полиции, находившийся в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер по задержанию лица, совершившего преступление, должен нести ответственность?

Думается, что определяющим моментом здесь будет выступать тяжесть вреда, причиненного применением оружия. Сотрудник полиции должен считаться превысившим меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление и нести ответственность не тогда, когда он только лишь применит огнестрельное оружие для задержания пытающегося скрыться лица, застигнутого при совершении, например, просто хулиганства, надругательства над могилой, а тогда, когда он применением оружия причиняет данному лицу смерть (в некоторых случаях — тяжкий или средней тяжести вред здоровью). В состоянии же необходимой обороны причинение вреда средней тяжести, не говоря уже о легком вреде здоровью, а тем более один только факт производства выстрелов, не повлекших вреда здоровью, не могут признаваться, с точки зрения закона, вредом, явно несоответствующим характеру и опасности подобных, пусть и не квалифицируемых законом в качестве тяжких, преступлений. Не случайно, уголовной ответственности за причинение легкого и даже средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны закон вообще не предусматривает.

Вместе с тем, думается, что подобные факты применения и использования огнестрельного оружия должны быть не правилом, а исключением. Иначе, если, например, огнестрельное оружие будет применяться не в строго установленных законом случаях, а в качестве «универсального» подручного средства при необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости, то такое его применение или использование, на наш взгляд, может создать сотрудникам полиции массу проблем в обеспечении их правовой защищенности.

Кроме того, реализация полномочия по применению огнестрельного оружия не должна носить обязывающего характера для сотрудника полиции. Использование полномочия по применению огнестрельного оружия является правом сотрудника полиции, а не обязанностью. Поэтому, сам по себе факт неприменения огнестрельного оружия сотрудником полиции в ситуации, когда для этого имелись основания, учитывая исключительный характер данной меры, не должен влечь дисциплинарную ответственность, а тем более уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ или по ст. 293 УК РФ (халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе), даже, если предпринятые сотрудником иные меры воздействия не смогли предотвратить существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также тяжкие последствия.

Уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ч. 1, 3 ст. 285 УК РФ) он несет, если попустительствуя тяжкому преступлению против жизни, здоровья и собственности, сотрудник полиции из корыстной или иной личной заинтересованности вообще не примет никаких мер, когда в этом была необходимость, к его пресечению и задержанию лица, его совершившего.

На практике имеют место случаи применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудниками полиции в условиях мнимой обороны.

Пленум Верховного Суда СССР в этой связи указал, что необходимо «различать состояние необходимой обороны и так называемой мнимой обороны, когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство, и лицо лишь ошибочно предполагает наличие такого посягательства. В тех случаях, когда обстановка происшествия давала основания полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения, его действия следует рассматривать как совершенные в состоянии необходимой обороны... Если же лицо причиняет вред не сознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно и могло это сознавать, действия такого лица подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за причинение вреда по неосторожности».

Из этого разъяснения Пленума следует, что сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, не несет юридической ответственности за причиненный вред, если он находился в состоянии так называемой «извинительной» мнимой обороны.

Говоря об «извинительной» мнимой обороне, следует иметь в виду, что добросовестно заблуждающееся лицо обязано соблюдать все условия правомерности причинения вреда в таком состоянии. Как указал Пленум Верховного Суда СССР в п. 13 вышеназванного постановления «если … лицо превысило пределы защиты в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны».

Если же сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, находился в состоянии неизвинительной мнимой обороны, когда он не сознавал, но должен был и мог сознавать ошибочность своего предположения о наличии оснований для применения оружии, он будет привлечен к ответственности за неосторожное преступление.

Поскольку в то же время покушения на совершение неосторожного преступления быть не может, постольку применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в состоянии неизвинительной мнимой обороны, которое не повлекло вредных последствий, ни при каких условиях не должно влечь уголовной ответственности сотрудника полиции (возможна дисциплинарная ответственность).

Наряду с привлечением к уголовной ответственности к сотруднику полиции, незаконно применившему физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, потерпевшим может быть предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба в связи с полученными телесными повреждениями, а также морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Как указывается в Законе «О полиции», вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Говоря о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате применения или использования огнестрельного оружия, следует отметить, что вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы, возмещению не подлежит.

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Если же ущерб причинен третьим лицам сотрудником полиции в результате его профессиональной деятельности (при исполнении), то ответственность за него несет по нормам гражданского законодательства орган внутренних дел (ст. 1068 ГК), который, возместив причиненный ущерб, может предъявить регрессный иск своему сотруднику о возмещении сумм, выплаченных по его вине, по нормам материальной ответственности сотрудника полиции.

Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в полиции, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ (§ 2), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

За нарушение правил применения огнестрельного оружия, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

 

 

 

Содержание административной деятельности полиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Под методом государственного управления понимаются способы (приемы) целенаправленного организующего воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. В методах выражается содержательная сторона управленческой деятельности, а именно то, каким образом осуществляется целенаправленное воздействие субъекта управления на объект, каким образом должностные лица в процессе осуществления управленческой деятельности решают поставленные перед ними задачи.

Под методами административной деятельности органов внутренних дел (полиции) понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Следовательно, методы административной деятельности полиции представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники полиции воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей.

При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности полиция использует такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение. Названные методы — это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и в особенности для деятельности полиции.

По характеру воздействия методы управленческого воздействия подразделяются на прямые (административные) или косвенные (экономические). Учитывая специфику полицейской деятельности, сотрудники полиции при осуществлении административной деятельности используют в основном прямые методы управления, которые характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. В этих случаях субъект управления (орган, должностное лицо) принимают решение, исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления (физического или юридического лица) отрицательные последствия (ответственность).

Методы находятся в диалектическом единстве с целями административной деятельности. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели деятельности. Цели определяют качественную сторону административной деятельности. Совершенствование методов означает улучшение деятельности.

Раскрывая применение полицией отдельных мер государственного принуждения, важным видится рассмотреть этот вопрос в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона «О полиции», в которых закреплены основные элементы, дающие полиции право на их применение.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.